Порошенко подкупил французских обывателей

Визит Президента в Париж подтвердил, что ЕС нужна деэскалация конфликта в Донбассе любой ценой
Фото: Shutterstock

Подписанное в 1994 г. соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и тогда еще европейскими сообществами вступило в силу только через четыре года. Столько времени заняли правовые процедуры в ЕС, необходимые для обретения документом законной силы. Соглашению об ассоциации тем более прочили долгую ратификацию. Однако подписанный прошлым летом документ полным ходом получает одобрение одного парламента страны - члена Евросоюза за другим. Вот и во Франции прибывшему туда с визитом Петру Порошенко пообещали ратификацию в течение месяца. Некоторые обозреватели почему-то назвали это "затягиванием вопроса". На самом деле, если вспомнить, что французы никогда не были большими энтузиастами в работе с постсоветскими странами (восточному они традиционно предпочитают средиземноморское направление европейской политики соседства), то это широкий жест в сторону Киева.

Не нужно забывать и то, что именно Франция как крупнейший сельскохозяйственный производитель в Европе наиболее опасалась конкуренции со стороны украинского АПК и затрудняла переговоры об ассоциации в части зоны свободной торговли. Теперь в Париже понимают, что Киеву нужно показать: двери для сотрудничества в роли привилегированного соседа открыты. Показать вежливо, но убедительно, чтобы Украина перестала просить большего.

В Европе порядком устали от украинского кризиса, и последнее, с чем там готовы считаться, - это национальная гордость и украинцев, и россиян. Очевидных победителей в процессе урегулирования быть не должно - это традиционный подход ЕС, о котором Петр Порошенко еще раз услышал в Париже

Во время встречи с Петром Порошенко президент Франции Франсуа Олланд неожиданно сказал, что Киев даже не обращался с просьбой о поставках летальных вооружений. Украинская власть эти слова никак не прокомментировала, однако это, очевидно, правда. Все дело в том, что дипломаты могли просто посоветовать Администрации Президента не обращаться с тем, по поводу чего все равно откажут. Среди ключевых игроков в ЕС у Франции меньше всего желания ссориться с Москвой. Срыв миллиардного контракта на поставку РФ вертолетоносцев типа "Мистраль" и так обходится команде Олланда слишком дорого. В Париже понимают, что на фоне открытой агрессии России не могут вооружать ее, однако и денег, чтоб компенсировать судостроителям упущенную прибыль, во французском бюджете тоже нет. Олланд и без того считается политиком-неудачником. Его популярность на рекордно низком уровне, а победе на президентских выборах 2016 г. кандидата от правых Николя Саркози может помешать только расследование его прошлой деятельности на посту главы государства. Доходящая до 20% среди молодежи безработица, проблема миграции и роста радикальных настроений среди французских мусульман - все это заботит рядовых граждан Пятой республики и ее руководство значительно больше, чем судьба Донбасса. И Порошенко это правильно прочувствовал.

В частности, на это указывает широкая паблисити, созданная соглашениям в области оборонного сотрудничества. Это не только попытка в какой-то мере компенсировать потери, связанные с разрывом контракта по "Мистралям". Тем более что февральская сделка с Египтом и намеченное на июнь соглашение с Индией по поставкам туда истребителей Rafale суммарной стоимостью порядка 9 млрд евро делают это лучше. Но покупка Украиной легких вертолетов Н125 на французском внутреннем рынке определенно представляется как успех отечественных оборонщиков независимо от суммы контракта. Дело не в том, что одна такая машина стоит порядка 1,5-2 млн евро, а в том, что эксплуатация данной техники подразумевает долговременное сотрудничество, поскольку предполагает строительство логистической и сервисной базы, переучивание летного и технического персонала и т. д. По этой же причине сделка увеличивает шансы на приобретение и другой французской авиатехники. Озвученные в ходе визита планы совместной разработки патрульного самолета в смысле пиара - явление того же порядка: французскому обывателю показали перспективу длительного притока немалых денег и создания рабочих мест.

В Париже украинский лидер говорил о политическом урегулировании конфликта и местных выборах. Он понимает, что даже США, не говоря уже о ЕС, не настроены бороться за восстановление статус-кво на востоке Украины. Применять весь арсенал средств давления на Россию, чтобы вернуть Донецкую и Луганскую области в положение, существовавшее более года с небольшим назад, никто не станет. Забота Запада - заставить Владимира Путина не идти дальше и обеспечить недопущение нового кровопролития. А это означает и некую автономию для Донбасса, как бы она ни называлась, и признание того факта, что в обозримом будущем там все равно будут управлять пророссийские силы. Вопрос только в том, как обеспечить их легитимацию через законные и международно признанные выборы. И в Париже понимают, что именно Москве необходимо быть готовой заставить своих ставленников в регионе на равных конкурировать с другими политическими силами. В первую очередь с интегрированными в украинский политический процесс бывшими "регионалами". В то же время от украинской власти в ЕС ждут понимания необходимости проведения выборов под надзором ОБСЕ еще до восстановления контроля над границей и разоружения боевиков. Далеко не факт, что европейцам удастся убедить и Киев, и тем более Москву. Но другой позиции от ЕС по данному вопросу в ближайшее время не будет. В Европе порядком устали от украинского кризиса, и последнее, с чем там готовы считаться, - это национальная гордость и украинцев, и россиян. Очевидных победителей в процессе урегулирования быть не должно - это традиционный подход ЕС, о котором Петр Порошенко еще раз услышал в Париже.

Что касается двустороннего сотрудничества, то здесь Олланд говорил искренне, когда утверждал, что французский бизнес готов активно инвестировать в Украину. И строительство, и ритейл, и энергетика, и особенно сельское хозяйство нашей страны давно интересуют французские компании. Другое дело, что при нынешней финансово-экономической нестабильности рассчитывать на крупные вложения не приходится. В следующий раз принимать Порошенко во Франции будут готовы уже тогда, когда он будет в состоянии говорить о расширении экономического сотрудничества, а не о поддержке в войне.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 27 апреля 2015 г. (№17/727)