Триумф популиста. Утратим ли мы поддержку Нидерландов после выборов

Победу на выборах в Нидерландах одержала ультраправая евроскептическая Партия труда Герта Вилдерса

Состоявшиеся 22 ноября досрочные парламентские выборы в Нидерландах закрепляют тренд на новый рост популярности право- и левопопулистов/евроскептиков на фоне войны, развязанной Россией против Украины; и за почти полгода до выборов в Европарламент. И вместе с тем вызывают все большее беспокойство у нас, поскольку среди подобных партий есть сторонники компромисса в войне; да и противники предоставления нам военной помощи.

В принципе, к ним можно отнести победителя выборов в Нидерландах – ультраправую Партию свободы (PVV), возглавляемую местным "Трампом" — Гертом Вилдерсом. Это первая победа за 20 лет существования партии, которая 22 ноября, по предварительным данным, получила 23,7% голосов избирателей и может претендовать примерно на 37 мандатов.

Впрочем, чтобы иметь большинство, PVV нужно в два раза больше кресел в Палате представителей и плюс еще два, то есть 76. Что, в принципе, трудно представить в Нидерландах, где политическая палитра крайне насыщенная и разноцветная. Собственно, в этом году в нижнюю палату парламента шло рекордное количество партий – 26. К тому же, очень низкий проходной барьер (0,67%) оживляет конкуренцию среди партий как во время кампании, так и уже в парламенте.

Так, кроме PVV в Палату представителей проходят:

  • союз левых "Зеленые левые" – Партия труда (GL-PvdA) – 15,6%; 25 мандатов (+8);
  • либеральная Народная партия за свободу и демократию (VVD) премьер-министра Марка Рютте – 15,2%; 24 (-10);
  • созданная летом правоцентристская "Новый социальный контракт" (NSC) – 12,9%; 20;
  • социал-либеральная "Демократы 66" (D66) – 6,2%; 9 (-15);
  • социал-консервативное и аграрное "Фермерское гражданское движение" (BBB) — 4,7%; 7 (+6);
  • правоцентристский "Христианско-демократический призыв" (CDA) – 3,3%; 5 (-10);
  • Социалистическая партия (SP) – 3,2%; 5(-4);
  • левоцентристская Denk – 2,4%; 3;
  • пророссийский правопопулистский "Форум за демократию" Тьерри Боде (FvD) – 2,2%; 3(-5);
  • Партия защиты животных (PvdD) – 2,2%; 3(-3);
  • консервативная Реформистская партия (SGP) – 2,1%; 3 (единственная партия в Нидерландах, действующая с 1918 г. без изменения бренда, слияния, объединения и т.д., и которая стабильно набирает около 2%);
  • правоцентристский "Христианский союз" (CU) — 2%, 3 (-2);
  • социал-либеральная Volt – 1,7%; 2(-1);
  • евроскептическая "Правильный ответ 2021" (JA21) – 0,7%; 1 (-2).

Сюрпризы ноября

На самом деле, эти выборы принесли две неожиданности, потому что высокие результаты внезапно набрали две партии – вышеупомянутая партия Вилдерса и новички из "Нового социального контракта".

Скандальный исламофоб-популист Вилдерс нам уже хорошо известен, ведь его партия поддерживала консультативный референдум 2016 г. по Соглашению об Ассоциации между ЕС и Украиной, на котором большинство выступило против него.

Что же касается "Нового социального контракта", то эта партия была основана только 19 августа 2023 г., но она сразу, согласно опросам, вышла в лидеры, хотя, как видим, все же заняла четвертое место. Однако это все равно фантастический результат для партии, которой лишь немногим более трех месяцев. Причиной популярности политсилы является ее лидер – Питер Омцигт. Он хорошо себя зарекомендовал в качестве принципиального политика и депутата, который к тому же был одним из тех, кто сыграл ключевую роль в отставке правительства Рютте из-за активного участия в расследовании действий власти и ведомств во время скандала, возникшего из-за ошибочного обвинения тысяч семей в мошенничестве. с получением помощи для детей в 2021 г. Принципиальность Омцигта привела к тому, что он был вынужден уйти из своей партии CDA, а 22 ноября – к получению 20 мандатов в Палате представителей.

Сама же партия Омцигта, в отличие от PVV, проевропейская. При этом ее активисты являются умеренными евроскептиками, стремящимися улучшить ЕС, а не порвать с ним. И аналогично NSC поддерживает определенное усиление миграционной политики. Впрочем, это тоже тренд в Нидерландах, где вопрос миграции из других стран очень острый. Поэтому с некоторыми отличиями все топовые партии так или иначе декларируют намерение решить эту проблему.

Варианты коалиций

Новая миграционная политика – точка соприкосновения для партий во время переговоров по парламентской коалиции. Да и количество проходящих в Палату представителей партий побуждает их идти на компромиссы, чтобы получить большинство и сформировать новое правительство. Это, кстати, отличает выборы в Нидерландах от недавних выборов в Польше, где победу одержала консервативная "Право и справедливость", но против нее широким фронтом шла объединенная оппозиции.

Учитывая, что победителем выборов в Нидерландах является PVV, прерогатива сформировать большинство и правительство именно у нее. И сейчас наиболее вероятным вариантом местные эксперты считают коалицию PVV, VVD и NSC, которые вместе могут получить 71 мандат, а остальные "насобирают" среди меньших фракций.

Такой вариант, на первый взгляд, выглядит странным, ведь и VVD, и NSC декларировали ранее невозможность участия в коалиции вместе с партией Вилдерса. Однако с поступлением первых данных экзитполов обе партии были уже осторожнее в высказываниях. И Омцигт, и Дилан Ешильгоз-Зегериус (лидер VVD) в среду вечером были крайне сдержанны в ответах на вопросы относительно совместной с PVV коалиции. Что касается Вилдерса, то он готов сотрудничать почти с кем угодно.

Однако если стороны вдруг не договорятся между собой, существует еще вариант правительства меньшинства во главе с Франсом Тиммермансом (PvdA), который могут сформировать левые VVD, GL-PvdA, D66 и опять-таки NSC, которые совместно получают где-то 78 мандатов.

Преодоление разногласий

Как отмечалось выше, ключевые партии имеют точки соприкосновения по миграции. Пусть и с отличиями. К примеру, PVV хочет заморозить предоставление убежища и ввести больше ограничений к иммиграционной политике королевства. При этом в этом контексте партия Вилдерса больше всего акцентирует внимание на мигрантах и беженцах из мусульманских стран. VVD тоже поддерживает контроль над миграцией, но также и предоставление защиты убегающим от войны.

А вот в плане поддержки Украины партии, в частности PVV и VVD, имеют более существенные отличия во взглядах.

VVD настаивает на том, что королевство должно продолжать оказывать Киеву всю необходимую помощь для противостояния России; в то же время в контексте вступления Украины в ЕС VVD акцентирует внимание на "результатах" нашей страны в этом направлении. Такого же мнения придерживается BBB.

PVV стоит на позиции, что Нидерланды больше не должны оказывать Украине военную помощь, а сохранить эти ресурсы для собственной армии.

Конечно, сразу возникает вопрос истребителей F-16 для Украины, ведь Нидерланды вместе с Данией являются лидерами авиационной коалиции. Вряд ли Вилдерс будет отменять договоренность и решение предыдущего правительства, но не исключено, что будет тормозить процесс предоставления такой помощи и вообще помощи для Украины.

В то же время, Вилдерс, отметим, выступает за усиление миграционной политики, но концентрируется на мусульманах, а не на украинцах. Пусть когда-то в 2014 г. он рассказывал о нацистах на Майдане и выступал против помощи Украине, однако четко осудил полномасштабное вторжение РФ. Хотя его позиция, конечно, может быть очень кардинально и очень быстро измениться не в пользу Украины. Но и заранее не стоит отчаиваться и утверждать, что в случае формирования Вилдерсом коалиции и правительства, Нидерланды откажутся от военной помощи для нас. Ведь еще могут сыграть разногласия партий во взглядах на ряд вышеприведенных вопросов.