• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Польский легион Киселева. Какие информационные подкопы делают поляки в тылу Украины

Коллаборационисты с европейским гражданством помогают России доказывать, что за западной границей Украины живут народы, которые поддерживают действия Москвы в Крыму и на Донбассе
Лидер пророссийской партии Zmiana Матеуш Пискорский с 2013 до 2016 года шпионил в Польше в пользу России
Лидер пророссийской партии Zmiana Матеуш Пискорский с 2013 до 2016 года шпионил в Польше в пользу России
Реклама на dsnews.ua

"Даже турки это поняли, а вы никак", - прокомментировал мне польский журналист во внутренней переписке факт обстрела турецким военным в январе 2016 г. польского же репортера Томаша Мацейчука и его коллеги; в турецких СМИ поляков назвали русскими шпионами. В апреле 2016-го Мацейчук получил от украинского СБУ пятилетний запрет на въезд в Украину "за пророссийскую пропаганду". В российских СМИ этот факт получил громкое сопровождение, мол, Украина цензурирует, невыгодные публикации колют глаза и т. п.

Польский легион Киселева

Чем занимался Мацейчук? От освещения конфликта на востоке с украинской стороны до резкой критики националистических элементов на этой войне, для чего приплетал также исторические счеты поляков с украинцами со времен Второй мировой: "война войной, а за Волынь надо отвечать!". Вел откровенную агитацию против Украины во время референдума в Нидерландах, восхвалял демократические принципы на российском телевидении, зато украинский канал Ukraine Today считал пропагандистским, а пленных на территории Украины офицеров ГРУ "такими же, как Савченко". Называл себя фрилансером, хотя вряд ли за одни многословные посты в Facebook можно было иметь достаточно средств на длительные командировки на украинский Донбасс.

25-летний Мацейчук из Познани - достаточно интересный пример, если смотреть на его "многоуровневую" деятельность. Есть еще несколько примеров, указывающих на всеядность российского агитпропа относительно использования "полезных идиотов" с паспортом Евросоюза. Классическим является визит "известных польских журналистов" в Крым в январе 2016-го. Организовал его Юрий Бондаренко из Российско-польского центра диалога и согласия в Москве, созданного в 2011 г. одновременно с Польско-российского центром диалога и согласия в Варшаве (последний сейчас с московским братом родниться не спешит).

Бондаренко привез в Симферополь троих поляков: Матеуша Пискорского, Яна Всула и Войцеха Гжималу. Пискорский отнюдь не журналист, а лидер пророссийской партии "Смена", в офисе которой в мае 2016-го прошли обыски, а сам он был арестован Агентством внутренней безопасности Польши. Пискорский давно имеет запрет на въезд в Украину за высказывания по поводу аннексии Крыма, где он также был во время "референдума": "[русские] не хотят конфликта, но требуют уважения к своему государству, которое воплощает в жизнь амбициозный проект евразийской интеграции". Он бывал и на приемах у лидеров так называемых ДНР и ЛНР. А двое других - это просто "лица с польским паспортом": Всул живет в Норвегии и издает небольшую газету для местной диаспоры в двух округах, о Гжимале расследователи с ФБ-страницы "Российская пятая колонна в Польше" (Rosyjska V kolumna w Polsce) не смогли найти никакой информации. Троица ездила в Крым, а потом давала пресс-конференцию в агентстве ТАСС, от которого так любят брать новости украинские журналисты.

Интереснее почитать, как комментировала другой такой приезд пропаганда оккупационных властей Крыма. Предоставив слово Бондаренко, "журналистке" по имени Дорота без указания фамилии и Павлу Жеминскому из неназванной "общественной организации", Первый крымский канал делает вывод: 87% крымчан доверяют Аксенову, 90% доверяют Путину, есть "правильные" крымские татары, которые могут угостить и показать место строительства большой мечети (все прекрасно с правами нацменьшинств), а если бы крымчане не поддержали аннексию, то было бы как с "бесчинствами бандеровцев во время Великой Отечественной войны", о чем "поляки помнят". Ведь нынешние украинские радикалы еще хуже.

Реклама на dsnews.ua

Десант из Белостока

Сотрудничая с Российским культурно-образовательным обществом из Белостока (руководитель Анджей Романчук, он также член совета Радио Белосток), в сентябре 2015 г. Бондаренко привез группу выпускниц лицеев и студенток в Крым якобы за победу в конкурсе знаний о России. Девять девушек должны были ехать в Петербург, однако полетели в Крым, где им организовали встречу с "властями", а российские РИА Новости, Russia Today и "Спутник", конечно же, подали это под соусом, что присоединение Крыма к РФ не вызывает опасений в Польше.

Белосток - столица Подляского воеводства, где проживают также православные белорусы и украинцы. Поэтому не исключено, что девушки были представительницами этих национальных меньшинств, что также не может не волновать ввиду размывания солидарности относительно событий в Украине. Романчук, несмотря на украинское звучание фамилии, был организатором и участником нескольких антиукраинских акций перед посольством Украины, также был в Крыму во время "референдума" вместе с лидером партии "Смена" Пискорским (и сам является ее членом), а также посещал парад в Москве 9 мая 2015 г. Официальный Киев отреагировал только протестом на визит лицеисток, назвав его нелегальным.

Бондаренко сыграл также на религиозных нотах. Из Москвы координировал сбор средств для закупки продукции "гуманитарного характера" для "населения территорий, охваченных гражданской войной" (термин российской пропаганды), который якобы вело Братство Кирилла и Мефодия Польской автокефальной православной церкви непосредственно в главном православном храме на Воле в Варшаве. Сбором в Варшаве руководила русскоязычная гражданка Польши Лилия Мошечкова, которая родилась в Донецке, член партии "КорВин", возглавляемой одиозным политиком Янушем Корвином-Микке, для которого главным врагом Польши является не Россия, а Германия и Украина.

Лилия ездила с Янушем в Крым в декабре 2015-го, о чем поспешил сообщить канал Polit Russia, напомнив, что для Корвина-Микке нынешние "бандеровцы" в Украине - такая же недооцененная угроза, какой был Гитлер. Мошечкова в Крыму рассказала, что в Польше готовятся к реституции имущества в Западной Украине. Это заявление агентство "Новороссия" преподнесло как территориальные претензии и намерение вернуть Западную Украину. Средства для Донбасса Мошечкова якобы собрала и "отправила конвоем" через Россию, чтобы не "через хунту". Об этом сообщили польскоязычный сайт сепаратистов и Братство в Варшаве. Одну треть груза составляли... хирургические перчатки.

Волынский фронт

Темы бандеровцев и Волыни-1943 идеально ложатся в канву построения образа "правильных" поляков, которые не любят Украину, а должны любить Россию и ее чины. Принятие Сеймом резолюции о признании 11 июля днем мученичества кресовян (жителей восточных районов Второй Речи Посполитой) от рук украинских националистов в России должны были расценить как личную победу, потому что среди альтернативных предложений было 17 сентября (1939 г.) - наступление Красной Армии как удар в спину Польши, с которого, собственно, и начался ад Кресов. Зато с советско-российской точки зрения 17 сентября - это помощь "правильным" братьям украинцам и белорусам, которые мучились под гнетом польского пана. Если бы современные польские политики приняли постановление о дате 17 сентября, то тем самым серьезно испортили бы планы по дискредитации нынешних "бандеровцев", которые якобы захватили власть в Киеве и воюют с "правильными" украинцами на востоке. Однако польский Сейм решил сделать подарок Москве. Следующий подарок - готовящийся выход на экраны в октябре 2016-го фильма Войцеха Смаржовского "Волынь", и нам следует ожидать очередных примеров "русско-польского взаимопонимания" на этой почве.

Нужно помнить, что россияне готовят два типа пропагандистской продукции - для внутреннего и внешнего употребления. Тема "нациков-бандеровцев" подходит для обоих, только под разным соусом. Вот, например, как объясняет российские расклады по освещению темы проведения Прайда равенства 2016 г. в Киеве Моника Андрушевская. Для внутрироссийской пропаганды: "Видите, Украина пошла в Европу и имеет парады педерастов, поэтому надо ехать на Донбасс, чтобы защищать Россию от того же". Для внешнего употребления: "Плохие бандеровцы разогнали парад, они нацисты". И понятно, что в той же Польше при всем консерватизме зацепка на "бандеровцев" сработает быстрее и даст раша-пропаганде свой фидбэк в виде разрушенных на границе памятников на могилах воинов УПА, поставленных польскими украинцами. А если еще там будет написано "за Донбасс", то сам Бог велел.

Как русинов русскими делают

Еще одной идеальной для агитпропа как на экспорт, так и для простого "русского человека" является тема русинов. На экспорт она идеальна потому, что Украина выпадает из европейского тренда: мол, не уважает малые народы, не признает права на культурное самоопределение (знали бы в Евросоюзе, как раздавались паспорта Подкарпатской Руси в Москве членам российского землячества), тоталитарными методами угнетает самобытность (вероятно, огромный храм Христа Спасителя с российскими "луковицами" посреди Ужгорода, построенный лидером русинских сепаратистов отцом Димитрием Сидором, должен был свидетельствовать о страшных издевательствах над упомянутой самобытностью).
Однако Украине стоило бы разобраться, почему соседние страны могут соглашаться с распространяемой Кремлем точкой зрения об этноциде русинов. Да потому, что они сами зарабатывают на "уникальности" тех частей украинского этноса, который оказался на их территории. К примеру, когда Польша устраивала в Праге выставку о лемках (поляками депортированных и униженных), культура этой этногруппы подавалась как вполне отдельное польское явление (Боже упаси вспомнить, что это северные братья словацких руснаков, которых так много в Праге на заработках, а чтобы сказать, что лемки имеют что-то общее с Украиной, то себе же навредить). В Словакии украинизация пряшевских русинов ассоциируется с эпохой коммунизма, а признать их украинскость означает породить меньшинство, равнозначное венграм, которые не раз Братиславе портили нервы. Украина, если бы хотела возглавить этот процесс, должна была бы сама проводить трансграничные фестивали с культурно-диалектическими слэмами, которые показывали бы единство групп в трех странах, но под украинским флагом. Пока же акции руснаков на Пряшевщине активно спонсирует российское посольство.

Для внутреннего потребителя в России тема русинов - это тема унижения такого же "русского человека", как и все в России, только он живет за Карпатами и хочет оставаться "русским", всеми силами пытается оторваться от "насильственной галичанизации", тождественной украинизации. И клюют на приманку той "русскости" не только жители рязанской глубинки, но и вполне уважаемые московские интеллигенты. Читая заметку в одном имперско-ностальгически ориентированном журнале в середине 1990-х, встретил статью историка Олега Неменского о Пряшевщине в елейно-деревенских тонах, о церквушке "почти как у нас" и "милых сердцу" названиях кириллицей. Только, понимаете, в Словакии русинов уважают и носят на руках (так, что в Пряшеве и говора не услышишь. - Авт.), а в Закарпатье притесняют.

По этой теме Украине также нужно будет разрабатывать собственную стратегию перманентного реагирования. Пытался ли когда-нибудь рядовой россиянин понять хоть какой-либо из закарпатских диалектов, которые и для надднепрянцев-украинцев далеки от понимания? Вряд ли. Тем не менее этот рядовой россиянин хочет того лемка из Перечина, бойка-верховинца из Межгорья или долинянина из Иршавы "защитить". Так, может, организовать популяризацию этих говоров в интернете, чтобы "русский человек" осторожнее к тому относился? Теперь же российская сеть ВКонтакте основывает собственный профиль на "русинском языке", где закарпатцы могут регистрироваться и говорить по-своему. Интересно, найдутся ли соответствующие "специалисты".

Дразнящие темы российская пропаганда будет использовать до тех пор, пока Украина позволяет их активно подкармливать как внутри страны, так и за рубежом. Причем Москва без особых сложностей будет привлекать пособников среди наших соседей, о чем красноречиво свидетельствуют приведенные примеры. Найти адекватные ответы - это половина проблемы, а далее - точечное и адекватное распространение информации. Пока мы этого не сделаем, Россия будет копать нам яму не только на востоке, но и в глубоком тылу.

    Реклама на dsnews.ua