Ошибка президента. Почему Зеленский не стал встречаться с украинцами в Польше
Несмотря на то что Владимир Зеленский охарактеризовал свой визит в Республику Польша, как "прорыв в двусторонних отношениях", такие выводы слишком оптимистичны и могут быть оправданы, в лучшем случае, только через год.
Стороны договорились возобновить под патронатом президентов рабочую группу "об обнулении взаимных претензий". Согласно заявлению Зеленского будут созданы совместные экспедиции, которые будут заниматься поиском и перезахоронением на родине погибших польских и украинских воинов и мирного населения.
Офис президента решил сделать ставку на исторический дискурс между Киевом и Варшавой. И это является довольно ошибочной тактикой, учитывая, что события, которые сформировали, по словам Зеленского, "взаимные претензии", произошли в историческом измерении не так давно, чтобы без политических и социальных рисков закрывать на них глаза.
Так что официальная Варшава теперь будет ожидать от Украины быстрых шагов, которые станут для поляков мерилом готовности Киева к конструктивному диалогу. Впрочем, контекст исторических вопросов и их социально-политической составляющей не позволяет прогнозировать вероятность нахождения компромиссов без потери лица одной из сторон для внутренних национально-патриотических сил. В историческом контексте проблема выходит далеко за пределы самого поиска захоронений и затрагивает вопросы поиска ответственных и виновных. Так, польский историк Лукаш Адамский еще в 2017 г. заявил, что "напряженность вокруг вопроса возникает из конфликта национальной памяти поляков и представителей Западной Украины, в частности, оценок ОУН-УПА". Таким образом, решение вопросов, затрагивающих конфликты национальной памяти, имеет очень низкие шансы на компромисс.
Последнее обострение в двусторонних отношениях произошло как раз после неудачной попытки разблокирования министром культуры Петром Глинским вопроса эксгумации поляков в Украине, который был заблокирован секретарем Государственной межведомственной комиссии по делам памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий Святославом Шереметом и директором Института национальной памяти Владимиром Вятровичем. Варшава будет придерживаться своей традиционной политики по этому вопросу, а начало соответствующего диалога со стороны Зеленского может быть расценено Польшей как готовность к уступкам, которые будут иметь негативные последствия для президента Украины.
Польша, как и Украина, имеет достаточно мощное национально-патриотическое движение, довольно радикально и жестко реагирует на идеологические вопросы. Кроме того, в Польше существуют несколько ультраправых организаций, находящихся под влиянием российских спецслужб, и используемых для осуществления провокаций в качестве своеобразного "стоп-крана" украинско-польских отношений.
Ситуация осложняется тем, что украинская сторона ограничилась декларациями и предварительно не согласовала позиции с польским МИД. В результате каждый вкладывал в слова Зеленского свое видение дальнейшего развития событий. Таким образом, недопонимание и несогласованность позиций приведет к отрицательному, а не положительного эффекту. Отсутствие каких-либо документов, подписанных в ходе визита, уже вызвало негативную реакцию в польском внешнеполитическом ведомстве.
Создается впечатление, что команда президента была не готова к формированию повестки дня его визита в Варшаву. Вместо визирования конкретных документов прозвучали достаточно абстрактные заявления и сомнительные предложения, вроде призыва инвестировать в Донбасс. Несмотря на продолжение боевых действий в регионе, интенсивность которых не снижается, невзирая на объявленное Офисом президента Украины перемирие, призыв вкладывать деньги в зону высокого риска военных действий и нестабильности выглядит попыткой придумать что-то "на ходу". Как результат, польские медиа и политикум сдержанно отреагировали на такие призывы.
Очевидно, что Зеленский ехал в Варшаву с единственной целью - подписание газового соглашения, которое готовила и сопровождала американская сторона с участием Польши (анализ его содержания не входит в задачи этого материала). Кроме того, Офис президента рассчитывал на фото встречи с Дональдом Трампом, что позволило бы повысить его внутриполитические позиции и погасить волну обвинений в ухудшении внешних позиций Украины на международной арене.
Другие вопросы, поставленные президентом, вероятно, были неудачным экспромтом украинской стороны.
Второй ошибкой Зеленского в Варшаве стало игнорирование встречи с украинской диаспорой. Странный шаг, учитывая количество проживающих в Польше украинцев, оцениваемое в 1,27 млн человек. Он выглядит непонятным в контексте призывов президента к ним возвращаться домой. Еще в мае Зеленский призывал всех украинцев, родившихся и живущих за границей, возвращаться в Украину. "Всем, кто готов строить новую, успешную страну, я с радостью предоставлю гражданство. Вы должны ехать в Украину не в гости, а домой", - сказал президент. Но отказ от встречи с диаспорой идет вразрез с этим заявлением.
В Польше очень осторожны с выводами и ожиданиями относительно нового руководства Украины. Обращает на себя внимание характеристика 100 дней президентства Зеленского, которая была дана польскими политиками и экспертами во время его визита в Варшаву. Бывший посол Польши в Украине Яцек Ключковский (2005-2010 гг.) назвал деятельность Зеленского символической, отметив, что период пребывания президента на посту трудно назвать периодом реального управления страной. Экс-посол Республики Польша также был очень осторожен в комментариях программы борьбы с коррупцией, а курсы народных избранников от правящей партии в Трускавце вызвали, по его словам, еще больше шуток и смеха, чем в Украине.
Сдержанность проявилась и в позиции польского президента Анджея Дуды по решению проблемы двусторонних разрешений для перевозки в Польшу или транзитом через Польшу в другие страны ЕС украинских грузов или грузов украинскими автомобилями. Несмотря на заявления о важности вопроса, он был переведен на уровень межправительственной комиссии - в сферу компетенции министра инфраструктуры Польши Анджея Адамчика и министра внутренних дел Мариуша Каминского. Такой шаг польской стороны ставит под сомнение скорость решения этого вопроса.
Похоже, что Зеленскому предложили визит в Польшу как возможность потренироваться в сфере международных отношений. Впрочем, сегодня Варшава является одним из самых эффективных членов ЕС с точки зрения экономики и политики. Последние 23 года наблюдается стабильный рост польской экономики, для которой даже мировой экономический кризис 2007-2009 гг. оказался не страшен. Сегодня Польша - это уже далеко не Польша образца 1990-х. Наличие в стране украинских гастарбайтеров, конфликтные периоды истории и общая граница не позволяют считать Варшаву "легким" партнером, к которому можно приезжать с повесткой дня в стиле фильма "Слуга народа". В этом контексте визит в Польшу должен стать сигналом президенту, что его команда пока не справляется с организацией эффективных и "прорывных" зарубежных визитов.