Польская глубинка может изменить планы Дуды по Украине
Группа польских студентов создала в "Фейсбуке" страницу "Стоп украинизации Опольского университета" и провела акцию с более масштабным призывом - "Нет украинизации Польши". Учащиеся кафедры политологии периодически публикуют материалы о "понаехавших" украинцах, которые отбирают у польских студентов места в общежитиях, университете, пользуются особой любовью руководства учебного заведения: мол, им часто все сходит с рук.
Здесь стоит объяснить, почему эксцессы студенческой жизни Ополе заслуживают пристального внимания. В этом году университету сделала рекламу его выпускница Магдалена Огурек. Она баллотировалась на недавних президентских выборах от Союза демократических левых сил - преемника Компартии - и с треском провалила кампанию. Отчасти - из-за одиозных высказываний вроде обвинений президента Бронислава Коморовского в "полном разрушении польско-российских отношений". Однако дело, разумеется, не в пани Огурек и ее кремлевских симпатиях - об этом красноречиво свидетельствуют полученные ею на выборах 2,4% голосов.
Ополе, с одной стороны, входит в число лучших образовательных центров Польши: в частности, в рейтинге фонда Шумана город занимает пятую строчку. С другой, местный вуз является типичным провинциальным: в таких обычно со скепсисом относятся к столичным веяниям, опираясь на здравый традиционализм. Наконец, Опольский университет прочно обосновался во второй десятке рейтингов польских высших школ из почти девяноста. Все это позволяет получить показательный слепок общественных настроений в стране, которые отнюдь не всегда соответствуют высказываниям официальных лиц. В частности, о том, что касается отношения к Украине и украинцам.
Как бы то ни было, проректор университета профессор Марк Маснык счел нужным оправдаться, мол, никакого фаворитизма нет. К моменту подготовки статьи упомянутая страница в "Фейсбуке" была удалена, однако это не решает проблему. Грань между национальной гордостью и ксенофобией порой бывает призрачной. Объектом бытовых проявлений ксенофобии нередко становятся украинцы, которых в Польше насчитывается до полумиллиона. Хотя Революция достоинства почти стерла из памяти скандал со скабрезными шутками диджеев радиостанции Eska Rock об украинках, а на страницах польских СМИ украинские солдаты практически вытеснили гастарбайтеров, "мирные украинские темы" никуда не делись из общественного дискурса наших соседей. Просто сейчас об этом громко говорить не принято. Дискуссии всего лишь ушли из мейнстримовых СМИ в социальные сети и комментарии под публикациями в интернете.
со скабрезными шутками диджеев радиостанции Eska Rock об украинках, а на страницах польских СМИ наши солдаты практически вытеснили гастарбайтеров, "мирные украинские темы" никуда не делись из общественного дискурса соседей
Вот, к примеру, недавно на популярном портале nto.pl был размещен материал об украинских студентах - почему они выбирают Польшу, как видят свое будущее и т. д. Но этот незатейливый материал, который на журналистском жаргоне называют "лайфовым", вызвал бурную реакцию. Один из комментариев иллюстрирует всю глубину конфликта между соседями: "Что за ирония судьбы: деды-прадеды мордовали поляков во время Второй мировой войны, а теперь потомки приезжают и живут на наши деньги, блокируя места полякам, предъявляют финансовые требования и просто ждут, когда напасть на поляков, обокрасть их, потому что это нормально для дикарей из Азии". Это можно было бы списать на происки маргиналов. Но в таком случае их число может оказаться неприятно велико: воспаление исторической памяти особенно характерно для польской периферии. А ведь как раз глубинка, судя по данным социологов, и принесла победу на президентских выборах выдвиженцу от консервативной партии "Право и Справедливость" Анджею Дуде.
У человека, не погрузившегося в польские реалии, это может вызвать когнитивный диссонанс: ведь самая цитируемая фраза Дуды касается как раз помощи восточным соседям: "Нет таких экономических интересов, которые служили бы причиной того, что мы, честные люди, продадим Украину". Да и предвыборные планы Дуды направить польских военных в Украину тоже звучали многообещающе для украинцев.
Сами поляки от них были не в восторге. Весьма показательно здесь мнение, высказанное в разговоре с "ДС" студентом Михалом Орачем: "Украина должна найти компромисс, при котором Россия воздержится от дальнейших военных действий. А президент Польши, нацеленный помочь Украине победить в этом сражении, не может сам решать за весь польский народ, и если он действительно планирует это сделать, то очень ошибается".
Кстати, сам Дуда, очевидно, осведомленный о подобных настроениях, скорректировал ранее заявленное: он за гуманитарную помощь Украине, но польские солдаты останутся дома. Впрочем, многие поляки считают, что эти планы были всего лишь "колбасой выборов" - популистской формой получения поддержки граждан. Конечно, нельзя сказать, что польское общество не заботит судьба соседей. Наоборот - около 25% поляков выступают за военную поддержку Украины, а 56% - за предоставление экономической помощи.
Но объемы этой поддержки и помощи в значительной мере зависят от того, сохранит ли при новом президенте Польша нынешний курс во внешней политике. А это пока под вопросом. Кстати, Дуда выступает за укрепление позиций Польши в ЕС, причем не факт, что Варшава откажется наследовать пример британцев, последовательно добиваясь для себя большей автономии от Брюсселя. И если она пойдет этим путем, то тезис о том, что путь в Европу для Украины лежит через Польшу, станет куда меньше соответствовать действительности. Разумеется, Варшава будет "присматривать" за Украиной: правота президента Леха Качиньского, назвавшего ее форпостом польской безопасности, не вызывает сомнений.
Но одно дело - стратегические расчеты и интересы государства. И совсем другое - сожительство народов. И здесь очень многое зависит от того, сумеет ли мифология Революции достоинства и борьбы новой европейской нации "за нашу и вашу свободу" если не стереть, то перевесить многолетние стереотипы, бытующие среди наших западных соседей. Очевидно, что без успешных реформ и экономического подъема это просто невозможно.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 8 июня 2015 г. (№23/733)