Не пучь глаза, "сукин сын". Зачем Филиппины хотят объявить войну Канаде
Бывшая колония США грозит войной бывшей колонии Великобритании. И, что самое интересное, никого это не смущает, хотя войны никакой и не будет. Не смущает именно заявление о готовности ее объявить. Наверное, по той причине, что угроза прозвучала из уст очередного президента-популиста - лидера Филиппин Родриго Дутерте. Адресат его угроз - Канада. Повод - мусор.
Да, именно мусор. В 2013-2014 годах больше сотни контейнеров с этим малоприятным грузом частная канадская компания доставила в порт Манилы. Оказалось, что они были неправильно промаркированы - там был не только пластик на переработку, но и подгузники для взрослых, различные пищевые отходы и прочее. В 2016-м филиппинский суд постановил отправить мусор обратно в Канаду за счет импортера. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо на саммите ASEAN-2017, проходившем в столице Филиппин, заверил, что Оттава работает над решением проблемы. И как бы все. Вопрос из разряда "горячих" перешел в список "А, ну и ладно. Потом". До поры до времени.
В понедельник, 22 апреля, президент Дутерте посетил район к северу от Манилы, пострадавший в результате землетрясения, и решил, что пора: филиппинский лидер пригрозил силой Канаде, если та не вывезет тонны своего мусора. "Я предупрежу Канаду, наверное, на следующей неделе, что им бы лучше вывезти эту штуку, или я отправлюсь в Канаду и отвезу туда их мусор, - заявил он. - Давайте бороться с Канадой. Я объявлю им войну. Я сообщу Канаде, что ваш мусор уже в пути. Готовьте грандиозный прием. Съедите его, если захотите".
Канада отреагировала на выпады президента-скандалиста обтекаемым заявлением посольства в Маниле: мол, представители обеих стран работают над вопросами, связанными с вывозом мусора, его переработкой и т.д. Скорее всего, дальше угроз Дутерте не пойдет, а вопрос будет решен. Хотя Канада все же для него очень комфортный спарринг-партнер. Так, Трюдо посмел критиковать Дутерте за его карательную политику в отношении наркоторговцев, которая распространялась не только на них. Да, руководство Филиппин за массовые убийства распекал весь мир, но канадский премьер входил в число самых последовательных и ярых критиков Манилы. Дутерте затаил злобу и даже отменил контракт стоимостью $235 млн на закупку в Канаде 16 военных вертолетов. И сейчас филиппинский лидер вряд ли так просто отстанет от канадцев.
Если оценивать его обещание начать войну, то, во-первых, отметим, что с точки зрения внешнеполитического этикета заявлять о таком с трибуны не принято. Пусть и для эксцентрика вроде Дутерте. Он неоднократно выдавал экзотические заявления и не стеснялся нецензурно выражаться в адрес мировых лидеров, но угроза объявить войну во время мероприятия местного значения из-за мусора... Это новая планка даже для филиппинского президента, даже если это всего лишь риторический оборот.
Во-вторых, Трюдо, комментируя обвинения из Манилы, справедливо отмечал, что мусор привезла частная компания. В самом деле, какое отношение правительство Канады имеет к частному перевозчику и частному заказу? Тем более, что мусор-то привезли не под конвоем канадских армии и флота и сгрузили в порту Манилы за просто так. На принимающей стороне ни у кого груз не вызвал вопросов. То есть, нашелся чиновник, одобривший эту сделку. Что с этим чиновником или чиновниками сделал Дутерте? Неужели, расстрелял? Или не сделал ничего? Скорее, второй вариант, поскольку нужна мишень за рубежом. Жертва для травли, с которой, и это в-третьих, власти Филиппин не захотели решить сложившуюся ситуацию на полях международного суда, как это принято в цивилизованном обществе.
Выборы? Где мой список врагов
Дутерте этого не делает, и потому мы подходим собственно к главному вопросу: а зачем Дутерте "война" с Канадой? Что он хочет получить от этой североамериканской страны? И что может выиграть от международной грызни? Ответ на поверхности - 13 мая на Филиппинах состоятся промежуточные выборы. Выбираться будут половина сенаторов (всего 24), весь состав Палаты представителей (нижней палаты парламента), все избираемые органы власти в автономии Минданао. Также выборы пройдут во всех муниципалитетах, городах и провинциях. Это будет экватор президентского срока Дутерте, которому перед выборами 2022-го нужно сохранить и укрепить свою власть. И его излюбленная избирательная технология - интенсивная накачка общества ненавистью к чужакам.
Президент Филиппин действуют сразу на нескольких фронтах. К примеру, в начале этого месяца и, опять-таки, во время мероприятия местного значения Дутерте грозился собрать армию против Китая, если тот не покинет остров Титу, входящий в неумолимо подминаемый Поднебесной архипелаг в Южно-Китайском море. "Давайте будем друзьями. Оставьте остров Титу и остальные территории. Если вы предпримите какие-то шаги, то я отдам приказ своей армии готовиться к смертельной миссии", - выдал Дутерте биполярный призыв.
Параллельно президент Филиппин шантажирует партнеров в лице США. И делает это испытанным способом - контактами с президентом РФ Владимиром Путиным. В интервью, опубликованном "Коммерсантом" 16 апреля, министр сельского хозяйства Филиппин Эммануэль Пиньоль, примерив на себя полномочия главы МИДа, заявил, что в ближайшие месяцы состоится встреча Дутерте с Путиным. Ничего нового: под занавес каденции Барака Обамы президент Филиппин, еще и называя 44-го президента США "сукиным сыном", делал то же самое, а когда получил свое (поставки вооружений), риторика изменилась в лучшую сторону. Броманс с Путиным не был окончательно оформлен. Быть ли ему сейчас - зависит от реакции Дональда Трампа. Возможны различные сценарии, учитывая, что в Овальном кабинете сидит такой же популист-краснобай, как и сам Дутерте.
Легитимация словоблудия
Популизм уже несколько лет как стал ключевым политическим ресурсом во многих государствах, включая Украину. Здравомыслие и выверенность действий отодвигается на задний план, уступая добровольному погружению в мир иллюзий. У высокопоставленных чиновников и глав государств тормоза становятся все слабее. Начиная от Трампа и заканчивая тем же президентом Евросовета Дональдом Туском. Да, к сожалению, бывшего премьера Польши и хорошего друга Украины тоже не обошла стороной нынешняя тенденция. Речь о его февральском комментарии относительно британских сторонников Brexit без плана действий, которым "уготовано отдельное место в аду". Как бы ни был Туск раздражен и утомлен процедурой выхода Британии из ЕС, для чиновника его ранга и опыта такие высказывания все же непозволительны. По крайней мере, были.
Международная политика становится все более эмоциональной, а политики трансформировались в площадных крикунов. Это становится и следствием, и причиной глобального роста напряженности в межгосударственных и межсоюзнических отношениях. Политики по своей воле превращаются в арлекинов без страха и упрека. Отчасти в силу того, что осознают: последствий не будет. Это новая реальность, новый инструмент взаимоотношений. Потому все смело ломают копья, зная, что оппонент, скорее всего, занимается тем же, а когда древковое оружие временно отложат, можно будет вместе и бокальчик-другой пропустить за дружеской беседой:
" - А здорово я тебя сегодня назвал бесхребетным дегенератом?
- Да, это было сильно. Но знаешь что?
- Что?
- Не пучь так глаза в следующий раз. Ну, серьезно. Переигрываешь и люди смеются.
- Остряк!.. Еще по одной?"