Politico: Путин стал вассалом Китая
В отличие от Сталина и Мао именно Путин сегодня становится младшим партнером Китая
Автор Politico Стюарт Лау пишет о том, как полномасштабное вторжение России в Украину лишило Владимира Путина почти всех союзников и вынудило согласиться на зависимость от Си Цзиньпина.
Что ж, пришло время Китаю поменяться ролями [с Россией].
Когда зимой 1949 г. председатель Мао Цзэдун приехал к советскому диктатору Иосифу Сталину, он пребывал в статусе младшего брата и просителя. Сталин же заставил его ждать неделями встречи на своей заснеженной даче №2 в 27 км от Москвы, где униженного и страдающего запорами китайского лидера раздражало все – от качества рыбы до неудобного матраса.
И когда два коммунистических лидера наконец встретились, Сталин выбил очень выгодную для себя сделку, заставив Мао Цзэдуна приобрести российские оружие и тяжелую технику в кредит с процентами.
Однако 70 лет спустя мы можем наблюдать кардинальные изменения в могуществе и влиянии. Незадолго до вторжения в Украину президент России Владимир Путин отправился в Пекин на зимние Олимпийские игры, дабы заявить о всеобъемлющей дружбе с Си Цзиньпинем. Однако уже очевидно, кто на самом деле сегодня в этом дуэте является сверхдержавой. Китайская экономика объемом в $18 трлн в 10 раз больше российской. У Пекина при любом финансовом раскладе в отношениях с Россией наилучшие карты.
И поскольку Россия сегодня столкнулась со стремительным падением экономики из-за санкций, а также в связи с нефтяным эмбарго, которое готовит Европа, Китай остается единственным потенциальным спасителем Путина.
Си разделяет враждебность Путина к Западу и НАТО, но это не значит, что он захочет заняться благотворительностью. Главная стратегическая задача Си — процветание и безопасность Китая, а не спасение России. Да, вероятно, Пекин приобретет хотя бы часть нефти, которая должна была пойти в Европу, однако с огромной скидкой. Китай поможет России лишь в том объеме, который не приведет к введению против него санкций; и не поставит под угрозу свои механизмы торговли с богатыми странам Северной Америки и ЕС.
Очень показательное партнерство
Публично Китай демонстрирует политическую солидарность с Москвой. Он нарастил торговлю с Россией, фактически забыв об Украине, увеличил объемы финансовых операций без долларов или евро, а также вдвое нарастил сотрудничество в сфере разработки военных технологий в рамках проведения совместных учений в Тихоокеанском регионе.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров признал, что будущее его страны связано с Китаем, заявив: "Сейчас, когда Запад занимает позицию диктатора, наши экономические связи с Китаем будут расти еще быстрее".
Что до самого Си, то он, кажется, в личном плане очень положительно относится к Путину. Это, по мнению директора Китайской программы в Центре Стимсона Юн Сун, своего рода "российский комплекс". С начала войны Си общается лишь с Путиным, но не с украинским коллегой Владимиром Зеленским.
В то же время эти, казалось бы, "безграничные" отношения, все же имеют серьезные ограничения. Китай, по крайней мере пока, уверяет западные страны, что не продает России оружие или же комплектующие для самолетов. Пекин не желает угодить в санкционный список, потому-то и установил определенные рамки в отношениях с Россией. Еще большую тревогу у Путина должно вызывать то, что Китай намерен увеличить плату за свою поддержку. К примеру, Пекин хочет добиться сокращения продаж Россией оружия Индии – главному региональному сопернику Китая.
"В отличие от времен холодной войны Россия будет младшим партнером куда более сильного Китая. Что будет вызывать раздражение у Путина", — полагает заместитель директора Центра стратегии и безопасности Скоукрофта при Атлантическом совете Мэтью Крониг.
Роль второго плана – не тот вариант, который представлял себе Путин, когда решил в феврале вторгнуться в Украину, чтобы вернуть былую славу своей родине.
Хотя вообще-то должен был это предвидеть. Китай — страна, одержимая историческим реваншем и желанием занять положение мирового лидера. И время, когда Советский Союз идеологически и экономически превосходил коммунистический Китай, давно минуло. Пока Huawei Technologies прокладывает сети 5G в России, сама Россия просит еще более тесного сотрудничества во всем – от поставок авиазапчастей до валютных свопов. И важно заметить, что санкции в отношении Москвы вводят ведь не только США и Европа, но и три крупные азиатские экономики — Япония, Южная Корея и Сингапур.
По мнению же гендиректора прокремлевского Российского совета по международным делам (РСМД) Андрея Кортунова, российская элита вряд ли сильно заинтересована в том, чтобы стать младшим партнером Китая. Но и не видит иных альтернатив для Москвы.
"С начала конфликта Россия нуждается в Китае куда больше, чем когда-либо раньше, потому что Китай остается во многих отношениях единственной альтернативой ввиду резкого сокращения экономических связей между Россией и Западом и санкций, введенных против России".
Грубые расчеты
Возможно, главный расчет Китая – это то, как далеко он зайдет, чтобы помочь Путину в обходе эмбарго ЕС на российскую нефть. Эта мера без вмешательства других крупных клиентов проделает огромную дыру в российском бюджете.
И принимая решение о том, сколько же он будет покупать, Пекин получает колоссальное влияние на Москву.
Двумя ведущими поставщиками нефти в Китай на сегодня являются Россия и Саудовская Аравия. Согласно данным Vortexa Analytics, предоставленным Politico, в мае морской импорт российской нефти в Китай достиг двухлетнего максимума и составил 1,14 млн баррелей в сутки по сравнению с 800 тыс. баррелей в сутки в 2021 г.
Однако во многом это объясняется простой экономикой, а не демонстрацией политической солидарности китайцами. Из-за международных санкций трейдеры с крайней осторожностью относятся к российской нефти, тем самым провоцируя небольшой ее избыток, в результате чего российская нефть продается на $20-30 дешевле, чем другие марки.
Учитывая то, что Китай ежедневно импортирует свыше 10 млн баррелей, он, безусловно, способен покупать еще больше. Особенно после перезапуска экономики и постепенной отмены карантинных мер в ключевых городах вроде Шанхая. В то же время Россия продает в ЕС около 2,4 млн баррелей в сутки. И маловероятно, что Китай вдруг начнет покупать все излишки российской нефти, поскольку опасается попасть в зависимость от отдельных поставщиков.
Аналогичная позиция и в вопросе поставок газа. Незадолго до вторжения в Украину Путин подписал с Си соглашение об увеличении экспорта природного газа до 48 млрд кубометров в год в сравнении со скромными 4,1 млрд кубометров в 2020 году. Россия также планирует строительство нового газопровода "Сила Сибири-2", что может помочь в переключении экспорта с Европы на Китай.
"Проблема, однако, заключается в том, что на переговорах все карты у Китая, — написал в майском отчете аналитического центра Никос Цафос, главный советник премьер-министра Греции по энергетике. — И, как и с первой ниткой "Силы Сибири", Китай будет добиваться выгодной для себя сделки. Пока неизвестно, готов ли Китай заключить такую сделку. Россия, вероятно, предложит очень привлекательные условия — хотя бы потому, что она в отчаянии. Но примет ли их Китай? Понравится ли ему цена или они дважды подумают, а стоит ли усиливать свою зависимость от России?".
А что с оружием?
Есть связь между острой потребностю России в союзнике и значительным напором Китая. Чем более изолированной будет Москва, тем больше ей придется помогать Китаю в реализации его геополитических амбиций.
Годами китайские власти тайно подталкивали российских чиновников к сокращению продаж оружия в Индию, у которой с Китаем порой происходят жесткие пограничные стычки.
Согласно статистике Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в период с 2017 по 2022 г. крупнейшим рынком сбыта российского оружия была именно Индия, а за ней следовал Китай. И сражаться с индийскими солдатами, вооруженными российским оружием, Китаю не очень по душе, хотя это, конечно же, прибыльный для России бизнес.
До войны "Россия еще могла проявить упрямство и сказать: "О, Китай, ты не в том положении, чтобы указывать нам, кому продавать оружие". Но я считаю, что уже через лет пять Китай будет в таком положении", — отметил эксперт по российско-китайским отношениям аналитического центра Фонда Карнеги Александр Габуев.
Индия, в свою очередь, пытается поддерживать отношения с Путиным. Нью-Дели, как и Пекин, скупает дешевую нефть, хотя и стремится также сохранить прочные связи с США.
"Россия, ослабленная войной и санкциями, но не в состоянии хаоса и нестабильности, соответствует долгосрочным интересам Китая, — говорит бывший заместитель главы австралийской миссии в Москве Бобо Ло, который сейчас работает в Институте Лоуи. — Изоляция России отправит ее на роль младшего партнера, увеличивая ее экономическую и стратегическую зависимость от Китая".
Командная игра
Для фанатов "Интернационала" в Москве после Второй мировой сегодняшняя смена позиций была бы сюрпризом.
Ведь СССР и КНР десятилетиями пребывали в непростых отношениях, несмотря на их якобы идеологическую близость.
"В 1950-х годах то, что Китай – младший партнер, было бесспорно, и в Пекине были уверены, что Москва чаще заботилась о своих отношениях с Западом, причем в ущерб интересам Китая, — напомнил автор новой книги о Сталине и Мао "Престиж, манипуляция и принуждение" Джозеф Торигян. – Во времена Сталина и Мао, Сталин был учителем, титаном коммунистического движения. Когда Сталин умер, уже Мао глядел на Хрущева свысока, как на человека, не разбирающегося в идеологии. Когда Дэн Сяопин встретился с Горбачевым, Дэн, как считается, счел Горбачева идиотом".
Хотя личные отношения Си и Путина куда лучше, нежели у их предшественников, их взгляды на положение их стран в мире очень отличаются.
Си полностью сосредоточился на том, чтобы в третий раз занять пост председателя, опираясь на стремление сделать Китай — рынок, тесно связанный с Западом, — процветающим, и в конечном счете обойти США и стать экономикой №1 в мире. Этот сценарий будет невозможен в случае введения санкций.
Положение Путина куда более шаткое. Он был бы рад выжать из Китая все, что только можно, учитывая бедственное положение России, даже если это означало бы стать младшим партнером Китая.
"Проблема в том, что он считает конфликт в Украине действительно центральным элементом борьбы за сохранение собственного режима, — говорит Габуев. – У него масса эмоциональных и примитивных представлений о том, насколько важна война в Украине, и насколько к ней причастны американцы. Особенно с учетом того, что именно американская военная помощь (оружие, обмен разведывательными данными) помогает убивать множество российских солдат".
"Оказаться в кармане у Китая куда менее страшно, поскольку акцент именно на борьбе с США, — сказал он. — Если Китай предоставит необходимые ресурсы — и в то же время не будет вмешиваться во внутренние дела России — это цена, которую Путин готов заплатить, чтобы продолжить свою борьбу с США".