• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Покидая Каир. От кого уйдет президент Египта и зачем переносят столицы вообще

Не исключено, что в скором времени у Абдул Фаттаха аль-Сиси появятся подражатели
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Правительство Египта опубликовало план о переводе 51 тыс. сотрудников министерств из Каира в новую столицу, в 49 км к востоку от нынешней. Комплекс зданий кабинета министров, парламента и 34 министерств, а также жилье для госслужащих сдадут в течение 2019 г., а к 2020 г. настанет пора паковать чемоданы - но, правда, не всем. "Под переезд" чиновникам устроят переаттестацию, отсеяв лишних. В новой столице строится и дипломатический кластер, где разместятся посольства.

Любимый сеттльмент фельдмаршала аль-Сиси

Имя для новой столицы пока не придумали. В сети мелькнуло было название "Ведиан", но потом оно куда-то пропало. Строительство начали в 2017-м, хотя о планах переноса президент Абдул Фаттах аль-Сиси объявил еще в 2015-м, меньше, чем через год после вступления в должность. Формальным поводом было желание разгрузить 19-миллионный Каир, но злые языки поговаривают, что президент и фельдмаршал захотели подстраховаться на случай массовых протестов. Да, 49 км - не так уж и далеко, так что служащие, не получившие жилья в новой столице, смогут спокойно ездить на новое место работы из Каира, но вот для протестующей толпы преодолеть такое расстояние проблематично. К тому же на пути всегда можно выставить кордоны, а поскольку новый город расположен, по сути, в пустыне, то и его осада будет непростым делом.

Абдул Фаттах аль-Сиси пришел к власти на гребне волны народной любви. Но, во-первых, волну нагнали искусственно. Во-вторых, волна - на то и волна, что гребни в ней чередуются с впадинами. Сейчас у фельдмаршала идет к концу первый год второго срока, на который он взгромоздился, набрав на самых честных выборах аж 97% голосов. Этот показательный результат прямо указывает на ярко выраженный кризис среднего президентского срока.

Итак, аль-Сиси захотелось перебраться подальше от грубого и неблагодарного народа, от которого только и жди бунта или еще какой-нибудь пакости. Но есть и другие доводы в пользу переезда. Во-первых, выбраться из старого Каира с его тесными улочками, трещащей по швам инфраструктурой и дефицитом земли, превращающим любое строительство в центре в неразрешимый ребус (на окраине правительственное здание тоже не построишь из-за вечных пробок). Во-вторых, отсеять под предлогом объективных обстоятельств вроде нехватки жилья или недостаточной квалификации, часть чиновников низшего и среднего звена, прогнав их через тесты на владение электронным документооборотом. Ради таких бонусов стоит, право, потратиться и на новую столицу, тем более что сумма не столь уж и велика, - порядка $45 млрд.

Грамотно выбрано и расстояние от Каира: 49 км образуют удобную полуудаленность, на которой можно, к примеру, запустить скоростной трамвай, а можно и ничего не запускать - пусть все ездят на своих автомобилях. Можно запустить общественный транспорт до Каира, но при надобности останавливать его. Можно даже ввести в столице пропускной режим, чтобы там не болтался, кто попало. Иными словами, египетская столица станет правительственным и дипломатическим кварталом, изолированным от остальной страны, плюс площадкой для туристов VIP-класса. Такая столица - мечта любого диктатора, с ней хоть на третий, хоть на четвертый срок переизбирайся.

Ближайшая аналогия, которая возникает в связи с египетским проектом, не перенос столицы, примеров которому в истории выше крыши, а практика обустройства сеттльментов - изолированных кварталов, сдаваемых в аренду иностранным государствам, c правом экстерриториальности и под охраной полиции и вооруженных сил страны - арендатора. Такая практика была распространена в Китае в XIX-XX вв. Правда, аль-Сиси не иностранец, но его позиция по отношению к большинству населения Египта неотличима от позиции иностранца, осуществляющего внешнее управление. И, поскольку такую же позицию занимают и множество других диктаторов, от Мадуро до Путина, и от Путина до Асада, египетский пример, вне всякого сомнения, ими внимательно изучается. Не исключено, что в скором времени у Абдул Фаттаха аль-Сиси появятся подражатели. Что же до благовидных предлогов для переноса столицы, то их всегда можно отыскать немереное количество.

Реклама на dsnews.ua

Кто еще переносил столицы и почему?

Что же до переноса столиц как такового, то это нередкая практика. Список причин можно разделить на несколько пакетов.

Столица оккупирована, вот-вот будет сдана или просто хочется уехать подальше от врагов. Тут сразу приходят на память большевики, свалившие из Петрограда в Москву в 1918 г. и из Москвы в Куйбышев (Самара) в 1941-м. Впрочем, потом они вернулись. Еще - переезды правительства Петена из Парижа в Виши и правительства ФРГ из Берлина в Бонн. Оба переезда носили временный характер, но боннский период продлился довольно долго.

Внутренние беспорядки. Вы не поверите, но, помимо Египта, первое, что вспоминается, это Конгресс США, на который в июне 1783-го наехала в Филадельфии толпа солдат с требованием рассчитаться с долгами по жалованию за службу в период войны за независимость. Конгресс, не рассчитавшись, отсиделся в Принстоне, а затем решил образовать отдельный округ Колумбия (вне территорий всех штатов) и построить там новую столицу - город Вашингтон.  В 1800-м в Вашингтон официально была перенесена столица из Филадельфии, а Конгресс принял закон, согласно которому губернатора Колумбии назначает президент.

Официальной столицей Японии с 794 г. и до Революции Мэйдзи в 1868 г. был Киото, но ставка сегуна, де-факто правившего Японией, с 1590 г. находилась в прибрежном Эдо. После завершения в сентябре 1868 г. гражданской войны, начавшейся в связи с упразднением сегуната и реставрацией прямого императорского правления, император Мэйдзи перенес столицу из Киото в Эдо, который был одним из крупнейших городов Японии, а чтобы понадежнее стереть память о временах сегунов, поменял и название города на Токио, что значит "восточная столица". Причин для переноса было много: в Эдо находился весь административный аппарат, который не подвергся особым изменениям, через его порт проходили основные торговые пути, а еще он был ближе к Тохоку, где проживали группировки, оппозиционные императору, и за которыми нужен был глаз да глаз .

Индийский Нью-Дели, по соседству с древним Дели, бывшей столицей Монгольской империи, был построен в 1910-1920 гг. англичанами, которых допекли восстания в Калькутте. Здесь прослеживается полная аналогия с нынешними планами аль-Сиси.

Экономика, реформы, инвестиции

В Московии Петр Первый, пытаясь преодолеть концептуальный тупик, в который вошло его царство, больше похожее на ханство, а заодно отсечь от себя старую бюрократию, в 1712-м перенес столицу в новый город Санкт-Петербург, названный им в честь себя, любимого. Город, по московитской традиции, выстроили на участке, отжатом у соседней Швеции. Близость к Европе облегчала и приглашение иностранных специалистов, создавая у них ложное впечатление о том, что, сорвав с московитов деньги по-легкому, они смогут вернуться в родные голландии. На эту удочку, закинутую хитрым Петром, попались многие.

В Австралии, в начале ХХ в., Сидней начал оспаривать столичный статус Мельбурна. Противостояние разгорелось не на шутку, так что было решено построить новую столицу Канберра, название которой на языке аборигенов означает "место встречи". С 1927-го Канберра стала официальной столицей Австралии.

Рио-де-Жанейро, крайне густонаселенный и по этой причине проблемный во всех смыслах город, был признан неудобным для столицы. Бразильские доводы в пользу новой столицы в целом совпадали с экономическими и градостроительными доводами египтян. В 1960-м столицу перенесли в специально построенный в глубине материка и в центре страны город Бразилиа. Прекраснодушные проектировщики "города будущего" полагали, что в нем не будет классовых противоречий, и люди не будут спать на улице в картонных коробках, как в других бразильских городах. Но фавелы появились там еще до переезда правительства. А идея построить город, напоминающий по форме огромный самолет, оказалась плоха с транспортной точки зрения.
Исламабад в Пакистане был построен в шестидесятых годах прошлого века, а в 1974 г. его официально объявили столицей страны вместо Карачи. Главной целью переноса столицы, идея которого принадлежала тогдашнему президенту Мохаммеду Айюб Хану, было снижение высокой плотности населения на юге страны, особенно в Карачи, который из-за критической перенаселенности стал почти непригодным для проживания. Кроме того, из-за вечного противостояния с Индией столицу было спокойнее держать далеко от моря и рядом с военной базой  Равалпинди.

Сходные мотивы были у нигерийцев: Абуджа, которую не строили специально, тем не менее обладала массой преимуществ: центральным расположением, хорошей транспортной инфраструктурой, хорошим климатом и достаточным количеством свободной земли для расширения города. Абуджа расположена на высоте 270 м над уровнем моря, и там прохладнее чем на побережье, а влажность значительно меньше. Важно и то, что благодаря ее расположению ни один из трех основных народов, населяющих Нигерию, - йоруба, игбо и хауса-фулани - не чувствует себя ущемленным в правах. Прежняя столица, приморский Лагос, помимо тяжелого, влажно-жаркого климата, крайне страдал от перенаселенности. Предложение о переносе столицы выдвинул в 1975 г. президент страны, генерал Муртала Мухаммед. Абуджу изрядно перестроили и перекроили под новую роль, причем воровство средств, выделенных на строительство, достигло таких масштабов, что в нигерийский обиход вошла идиома "подряды Абуджи". В 1991-м Абуджа стала столицей Нигерии.

В 1961-м страшный ураган "Хати" нанес колоссальный ущерб городу Белиз, столице Британского Гондураса, который не следует путать с находящимся неподалеку Гондурасом. Разрушения были столь велики, что вызвали политический коллапс. В итоге в 1970-м правительство приняло решение переехать в город Бельмопан в центральной части страны. В 1973 г. Британский Гондурас было переименован в Белиз - вероятно, всех достало, что его путают с другим Гондурасом, а в 1981-м получил независимость.

В качестве последнего примера рассмотрим казахскую Астану (тогда еще Акмолу, бывший Целиноград), которая стала столицей независимого Казахстана в 1997 г. По сравнению с Алма-Атой там было больше возможностей для расширения, а землетрясения случались реже. Но самым важным было то, что новая столица позволяла прочнее привязать к Казахстану его северные районы. Значительный процент их населения составляли русские, смотревшие в сторону Москвы, которая в любой момент могла устроить казахам очередной грузинско-приднестровский вариант. Это и перевесило минусы, главным из которых был не самый приятный климат Астаны с суровыми морозами зимой и еще более суровыми комарами летом.

    Реклама на dsnews.ua