• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Глобальный холдем. Как Совбез ООН превратился в покерный клуб

Утратив способность поддерживать "мир в рамках правил", и размыв сами правила, ООН стала площадкой для обмена угрозами и полунамеками. А заседания Совбеза все больше напоминают партию в покер

Заседание Совбеза ООН
Заседание Совбеза ООН / EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Не стало исключением и заседание СБ ООН в последний день января, в повестку которого, по инициативе США, был внесен вопрос о российских маневрах вблизи границ Украины и об угрозе новой российской агрессии. За его рассмотрение проголосовало десять участников СБ, против — двое, Россия и Китай, трое воздержалось. Этот расклад хорошо отразил общее соотношение сил в рамках Организации [очень слабо] Объединенных Наций.

Дебаты, вполне ожидаемо, тоже не сблизили позиций их участников и не выявили новых аргументов. Все выступающие повторили то, что уже не раз было озвучено.

Представитель РФ в ООН, Василий Небензя, выступая в обычном для него амплуа хама и скандалиста, всеми силами пытался превратить обсуждение в перебранку, обвиняя США в провокациях, способствующих обострению ситуации в регионе, а также в том, что по их вине Украина теперь управляется "нацистами", а Запад "пытается героизировать тех, кто сражался на стороне Гитлера". Вывалив это, Небензя сбежал с заседания под предлогом срочной встречи с генсеком ООН Антонио Гутерришем, в связи с российским председательством в СБ ООН начиная с первого февраля — и прямо перед выступлением представителя Украины Сергея Кислицы.

Единственным важным моментом в этой рутинной перебранке стала демонстрация средств давления, которыми располагает каждая из сторон.

Исторические параллели

Решительнее всех настроены США и Великобритания, что обусловлено их сильными позициями и стратегическим видением ситуации. Являясь, по существу, основными эмитентами мировых денег и играя решающую роль в работе глобальной финансовой системы, обе эти страны даже по отдельности, а вместе — тем более, способны совершенно мирными средствами создать Москве множество мирных, но крайне тяжелых проблем. Так, за день до заседания СБ, Великобритания подтвердила введение новых санкций против России за наращивание военной группировки вблизи от украинских границ. Глава британского МИДа Элизабет Трасс пообещала, что олигархам из ближнего окружения Путина "негде будет спрятаться", и что санкции могут коснуться не только лично их, но и их ближайшей родни, так что переписать деньги и имущество на жен, детей или престарелых родителей им не удастся. Это немедленно вызвало истерику на российских пропагандистских шоу – угроза, определенно, попала в цель.

Президент США Джо Байден также в очередной раз заявил в понедельник, что России грозят "быстрые и суровые последствия", если она осмелится напасть на Украину.

Реклама на dsnews.ua

Прибегнув к покерной терминологии, можно сказать, что на руках у США и Великобритания по сильному стрит-флешу. Но это все-таки не роял-флеш, дающий гарантированное превосходство, и Москве в этой игре тоже есть, чем ответить.

Во-первых, Россия – не только поставщик энергоносителей, но и уникальный сырьевой хаб, поставки из которого имеют широчайшую номенклатуру и носят глобальный характер. Это, в карточных терминах, менее сильная комбинация, чем у двух главных оппонентов Кремля, но тоже достаточно серьезная. Она, среди прочего, порождает у большой группы стран желание найти тактический компромисс Москвой, исходя из кратковременного, в пределах одной-двух каденций, планирования. Но такой компромисс в любом случае будет означать уступки Москве, большие или меньше. Запад уже пытался идти таким путем, когда в 2008 году простил Кремлю агрессию против Грузии – и этим дал старт для подготовки следующей агрессии, против Украины. Такой путь ведет в тупик, и это, хотя и не сразу, но уже осознали и в США, и в Великобритании. Однако не все страны мыслят настолько глобально и ответственно. О пророссийской позиции Германии не вспоминал в последние дни только ленивый, Франция тоже предпочла бы заболтать проблему, утопив ее в безнадежных "нормандского формата", а премьер Венгрии Виктор Орбан, посетивший Москву первого февраля, выразил надежду не только на увеличение экспорта российского газа в Венгрию, но и на сотрудничество с Путиным в течение еще многих лет, что подразумевает несменяемость как Путина, так и Орбана.

Эта капитулянтская периферия, сложившаяся на Западе, повторяет политическую архитектуру конца 30-х, когда многие из европейских стран увидели в сотрудничестве с Гитлером больше положительных, чем отрицательных сторон. Конечно, в то время сработал и фактор тисков двух агрессивных режимов, Третьего Рейха и СССР, буквально раздавивших Европу Интербеллума. Но список стран, жестко оппонировавших наступлению диктатора, и тогда был ровно тем же: Великобритания и США. Впрочем, и тогда, как и сейчас, им потребовалось время, чтобы понять: длительный компромисс с Гитлером/Путиным, невозможен, а временный, даже принеся тактические выгоды, обернется затем стратегическим проигрышем. Продолжая исторические параллели можно сравнить январь 2022 с июнем 1939-го: Гитлер уже вовсю готовится к нападению на Польшу; в роли Италии Муссолини — Беларусь Лукашенко, а Франция и Венгрия, при таком сравнении, в основном, повторяют самих себя. 

Впрочем, сторонники дружбы с Путиным и признания в нем "сильного лидера" есть по всему миру, так что карикатура, вышедшая на днях в Financial Times, не исчерпывает весь их список. Как минимум, ее автор упустил из виду Германию и Францию. Если кто не узнал, то слева направо: Нетаньяху, Орбан, Фарадж, Сальвини и … Ну, вы и сами, наверное, узнали, кто пятый. К слову, Трамп сейчас пытается выстроить себе образ политика, при котором такой фигни не было Путина удавалось эффективно усмирять.

Политический покер

Но вернемся к карточным аналогиям. Помимо сильной сырьевой комбинации, у Москвы есть и джокер – ее непредсказуемость. Диктатор, одержимый мистическими видениями, всегда несколько иррационален, отчего его шаги бывает сложно просчитать. Склонность же к мистицизму и оккультизму в современной России не только достигла уровня Третьего Рейха, но и превзошла его. Оба режима вообще очень похожи, их главное отличие — в инстинктивном желании российской верхушки сбежать с наворованным на комфортабельный Запад. Все же ни Гитлер, ни его родня или ближайшее окружение не скупали недвижимость в Лондоне, задирая цены на местном рынке. Но даже желание "сбежать с казной" не до конца уравновешивает фактор местечково-мистической неопределенности кремлевской политики.

Сейчас в окружении Путина борются две группы, одна из которых склонна к компромиссу с Западом, другая же готова повышать ставки до бесконечности, рассчитывая, что Запад спасует. О том, что ставки уже подняты до предела, сказала и Томас-Гринфилд. Игра же с чрезмерно высокими ставками чревата выходом из-под контроля. Здесь можно вспомнить, что хотя 1МВ и была событием более чем назревшим, поскольку в мире накопилось слишком много неразрешимых мирным путем противоречий, начинать ее после сараевского убийства никто, в общем-то, не хотел. Все играли на повышение рассчитывая сломить противников и заставить их отступить. Сегодня ситуация в мире очень похожа: большой войны не было уже очень давно, противоречий, неразрешимых мирным путем, накопилось запредельно много, а ставки в возникшем противостоянии стремительно растут. В итоге Кремль может вообразить, что способен переиграть Запад, имея на руках более сильные карты, и рискнуть на широкомасштабный вооруженный конфликт — либо даже на локальный, который затем, выйдя из-под контроля, перерастет в глобальный.

Конечно, раз и навсегда закрыть таким образом вопрос с Россией было бы соблазнительно, а в том, что Москва в итоге будет разгромлена сомнений нет. Но издержки такой победы могут быть очень уж велики, и ответственная часть Запада, в лице Великобритании и США, всеми силами старается избежать силового сценария.

К тому же, противоречия в современном мире не ограничиваются одной только Европой, и линией Россия-Запад, с Украиной, зажатой между ними. Быстро выросший, и упершийся в потолок роста Китай претендует на большее влияние и желал бы потеснить США с позиций страны №1, став, по меньшей мере, вровень с ними.

До сих пор Китай, как правило, осторожно-нейтрально комментировал украино-российское противостояние. В принципе, столь же осторожные позиции были высказаны его представителем и сейчас, за несколько дней до встречи Си Цзиньпина с Путиным, который посетит Пекин 4 февраля, в день открытия Олимпийских игр. Это будет первый после длительного перерыва международный визит Путина, и из Пекина ему явно послали ободряющий сигнал, поддержав Россию в голосовании против включения вопроса от Украине в повестку СБ. Конечно, такая поддержка носила чисто моральный характер — соотношение сил не оставляло шансов на то, что вопрос удастся выбросить из повестки. Но для Путина, уставшего быть изгоем, это наверняка стало зеленым сигналом светофора, зажегшегося в конце туннеля.

Пекин же в данной ситуации цинично-рационален. Объективно ему был бы выгоден военный конфликт в Украине — и камни санкций, свалившиеся следом за ним на голову Путина — притом, дважды. Во-первых, ушибленный санкциями Путин еще плотнее прижался бы к Си Цзиньпину, на китайских условиях. А во-вторых, связав США войной в Европе, Китай мог бы заняться Тайванем. Едва ли дело бы дошло до войны, но прогнуть Тайбей на какие-то уступки, пусть небольшие, но обозначившие курс на дальнейшую гонконгизацию, Пекин, в такой ситуации, вероятно, смог бы. При этом Китай посылает сигнал и США: давайте договариваться, вы сделайте Тайвань сговорчивей, а мы умерим амбиции Москвы, поспособствовав поиску компромисса. Но, как уже сказано, любой компромисс с Путиным – плохая идея.

Позиции Украины в этом раскладе выглядят средне: они не слишком сильны, но и не безнадежны. Обращаясь к покерной терминологии, у нас на руках сет, три карты одного ранга и две несвязанные: окрепшую армию, возросшую мотивацию граждан и поддержку союзников ослабляют мощная пятая колонна России и управленческий хаос. Впрочем, последний нередко расстраивает и российские планы. 

Чем может ответить Украина

Прикупать! Если мы пока не можем победить в прямом военном противостоянии с Россией, а долговременный мир или компромисс с ней невозможен, мы должны увеличивать число плоскостей противостояния, часть из которых для нас окажется более благоприятна. Всякий, пусть даже поначалу и небольшой урон, нанесенный Кремлю, вынужденному отбиваться на вновь открывшемся фронте, пойдет на пользу Украине.

В качестве наиболее очевидных направлений можно указать два. Во-первых, это оспаривание правомочности передачи РФ места СССР в ООН и в Совбезе ООН. Первым шагом здесь мог бы стать отзыв подписи Украины под решением Совета руководителей государств СНГ от 21 декабря 1991 года о поддержке РФ "в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях" с последующим внесением на обсуждение очередной Генассамблеи вопроса о юридической ничтожности такого признания, как прямо нарушающего Устав ООН. Это немного отвлекло бы Небензю, Лаврова и штатных российских пропагандистов от рассуждений о "нацистском режиме" в Киеве.

А во-вторых, чтобы россиянам стало еще интереснее обсуждать нацистскую тему, можно было бы, на базе уже существующих организаций, той же Крымской платформы, подключив к процессу юристов и историков, заняться подготовкой будущего Международного трибунала над Россией по образцу Нюрнбергского. Да, сейчас такой трибунал невозможен. Но можно и нужно продекларировать, что этот шаг – задел на будущее, и одновременно — площадка для широкого международного сотрудничества. Даже если такой трибунал состоится только через десять, двадцать, пятьдесят лет, он, рано или поздно все равно должен состояться. И даже если многие преступники не доживут до суда, речь должна пойти о признании преступным самого российского режима, непрерывного в своей сути со времен Ивана III Романова до Владимира I Путина. Режима, смотрящегося в наше время еще более омерзительным и преступным анахронизмом, чем был даже гитлеровский Рейх, вполне приемлемый в раннем Средневековье, но безусловно преступный в XX веке. И, чтобы преступный московский режим не ушел от ответственности, спрятавшись за давностью лет, его финал, включая подготовку доказательной базы, нужно готовить уже сегодня. 

Впрочем, такой шаг – уже отдельная игра, с отдельной раздачей. Но такая игра могла бы сильно повлиять и на другие игры, включая дипломатические маневры вокруг российских военных приготовлений. 

    Реклама на dsnews.ua