Показательная решительность. Почему Макрон заговорил об отправке войск в Украину
Франция не будет отправлять своих военных на фронт, однако они могут быть задействованы в других секторах
Президент Франции Эмманюэль Макрон 26 февраля, после встречи с европейскими лидерами в Елисейском дворце, заявил о возможной отправке войск в Украину в будущем. Тем самым он изумил и союзников, и российского диктатора Владимира Путина, который в своем обращении к Федеральному собранию даже отдельно на этом остановился.
Свою позицию Макрон аргументировал просто: Европа не может допустить поражения Украины. Относительно же отправки военных стран НАТО, он отметил, что многие из тех, кто сегодня категорически против этого, аналогично два года назад были также и против предоставления Украине танков, истребителей или дальнобойных ракет.
"Давайте иметь смирение признать, что мы часто отставали от графика на шесть-двенадцать месяцев. Это и было целью сегодняшней дискуссии: все возможно, если это полезно для достижения нашей цели", — добавил он.
И это не какой-то порыв президента Пятой Республики. Нет, очевидно нарратив об отправке войск обработан заранее, ведь вместе с Макроном об этом, а также об угрозе для Франции со стороны РФ, заговорили параллельно другие французские чиновники.
В частности, министр внутренних дел Жеральд Дарманен, выступая во французском Сенате, 27 февраля определил Россию главным врагом страны в информационной, шпионской войне.
В тот же день глава МИД Франции Стефан Сежурне объяснил идею Макрона о развертывании военных НАТО в Украине, отметив, что пора "рассмотреть новые формы для поддержки Украины, которые могут быть направлены на специфические потребности". Речь идет об их возможном участии в разминировании, кибероперациях или производстве оружия.
29 февраля аналогичное заявление прозвучало от премьер-министра Габриэля Атталя. И он несколько расширил гипотетические границы деятельности французских военных: "Когда мы говорим о французских солдатах, мы вполне можем говорить о солдатах, участвующих в учениях, противовоздушной обороне или обороне определенной протяженности границ".
Одновременно с Атталем Макрон подтвердил, что его предложение по военным было "тщательно продумано". То есть он прекрасно отдавал себе отчет, какой резонанс будут иметь его слова. И не только среди союзников, но и внутри Франции.
Искусственная измена
На следующий день, 1 марта, Сежурне дал интервью радио France Inter, что спровоцировало еще больший ажиотаж в России и Украине. Собственно, российские пропагандистские ресурсы, прежде всего "РИА Новости", с утра завалили информационное пространство новостью со ссылкой на этот эфир о том, что Франция не будет отправлять свои войска в Украину. При этом упор был сделан на том, что "французы не будут умирать за Украину".
Глава французской дипломатии действительно это сказал. Однако, как обычно, важен контекст. Во-первых, фраза "французы не будут умирать за Украину" прозвучала после телефонного звонка слушателя, который, собственно, и сказал, что не хочет умирать за Украину и Зеленского. Сежурне успокоил его и других слушателей: "Я не хочу умирать и никто из французов не будет умирать".
Однако и до звонка, и уже после Сежурне отмечал несколько моментов.
Во-первых, россияне – угроза для Украины, Франции и Европы в целом.
Во-вторых, Франция должна сделать все, чтобы поддержать и увеличить поддержку Украины.
Ведь, в-третьих, поражение Украины будет иметь крайне негативные последствия и для Европы тоже из-за возможной агрессии России против Молдовы, Польши и стран Балтии; из-за новой, многомиллионной волны беженцев; и из-за, например, обретения Москвой рычага давления на Европу в виде аграрной продукции (в случае поражения Украины РФ, по словам министра, будет иметь 30% долю на рынке зерновых).
В-четвертых, Европа уже допускала аналогичные ошибки в прошлом – когда позволила Третьему Рейху захватить Судеты. Кстати, вскоре во французской печати появился вопрос "Зачем умирать за Данциг?" Но ответ на него пришлось искать постфактум – в Дюнкерке.
В-пятых, Сежурне напомнил, что Франция сейчас действует в пределах, определяемых Макроном – победа над Россией без непосредственного участия в войне с ней, а "в этих пределах ничего нельзя исключать". В частности, и развертывания в Украине войск стран НАТО.
Собственно Сежурне отметил, что в Украину не будут отправлять боевые подразделения. То есть, регулярных формирований вооруженных сил Франции или других стран НАТО не будет на фронте. Но это руководство Франции декларировало с самого начала, поэтому ажиотаж с привкусом зрады, раздутый российскими СМИ, вполне искусствен.
Подвинуть немцев
Кстати, об упомянутых Стефаном Сежурне Судетах, то есть об исторических параллелях.
На самом деле в идее Макрона нет ничего экстраординарного. Тем более что Франция имеет соответствующий исторический опыт, поскольку Париж после восстановления независимости Польши по итогам Первой мировой войны отправил в эту страну военную миссию, действовавшую с 1918 по 1938 г.
Задача французских военных заключалась в оказании полякам помощи в создании сильной армии как в контексте противостояния большевистскому нашествию, так и с целью получить мощного союзника против Германии. И французы были не единственными, кто тогда работал в Польше в этом направлении. Там с той же целью действовала и британская военная миссия.
Аналогичные военные миссии работают и сегодня уже с целью обучения украинских военных – как в странах-партнерах, так и на нашей территории. Поэтому вариант, предложенный Макроном, вовсе не фантастичен.
С другой стороны, инициатива Макрона в любом случае не популярна у НАТО. Ее поддержали только пять стран: Канада, Латвия, Литва, Нидерланды, Эстония. Остальные, в частности Германия, выступили категорически против.
Если, как говорит президент Франции, его заявления были "тщательно продуманы", то продвижение идеи с отправкой войск в Украину в текущей конъюнктуре является, прежде всего, политико-медийной акцией.
Таким образом Макрон заигрывает с французскими имперцами и мобилизует собственный электорат. Это ведь его второй срок, однако он может продолжить политическую карьеру в парламенте или даже правительстве после следующих выборов. Это раз.
Два: он также мобилизует союзников в Европе, одновременно увеличивая роль Франции в европейской политике и двигая до сих пор нерешительного канцлера Германии Олафа Шольца, который упорно отказывается предоставить Украине дальнобойные ракеты Taurus, несмотря на давление со стороны союзников, например, Великобритании.
Другими словами, сейчас мы наблюдаем демонстрацию решительности Франции. Снова. Так, собственно, было с ракетами Scalp, которые французы передали нам сразу после британцев. Хотя, конечно, далеко не факт, что Макрон пойдет дальше демонстрации и войска НАТО действительно появляются в украинском тылу. По крайней мере, в ближайшее время.