Зеленский отдыхает, Маркарова портачит. Чего добился украинский МИД за месяц
Буквально за неделю Киев провел переговоры с Госдепартаментом, Бенилюксом и Центральноевропейской пятеркой
Эскалация конфликта между Украиной и Россией отправила Киев в самый эпицентр дипломатического урагана. 5-6 мая, как известно, с визитом в украинской столице находился госсекретарь США Энтони Блинкен.
Практически одновременно в Украину прибыли министры иностранных дел стран Бенилюкса Софи Вильмес (Бельгия), Стеф Блок (Нидерланды) и Жан Ассельборн (Люксембург).
Пока Блинкен общался с руководством украинского государства — президентом Владимиром Зеленским, своим коллегой Дмитрием Кулебой и премьер-министром Денисом Шмыгалем, гости из Бенилюкса побывали на линии разграничения, дабы своими глазами увидеть то, о чем столько говорят в медиа. А на следующий день они встретились с главой украинской дипломатии.
Спустя неделю Кулеба отправился в Братиславу, чтобы впервые по приглашению словацкого коллеги Ивана Корчока поучаствовать во встрече глав министерств иностранных дел созданной в 2020 г. по инициативе Вены Центральноевропейской пятерки (Австрии, Словакии, Словении, Венгрии, Чехии), т.е., помимо Корчока, с Александером Шалленбергом, Анже Логаром, Петером Сийярто и Якубом Кулганеком.
Традиционно в ходе переговоров и в Киеве, и в столице Словакии обсуждался широкий спектр вопросов: от торговли, инвестиций, помощи с вакцинацией до поддержки "Крымской платформы", евроинтеграции и суверенитета Украины, в особенности в связи с новым витком российской агрессии.
Отдельно стоит упомянуть встречу Кулебы с Сийярто, в ходе которой обсуждался болезненный для обеих стран языковый вопрос. Глава МИДа Венгрии встречу, как он выразился, завершил с "осторожным оптимизмом" и надеждой на дальнейший прогресс.
Возвращаясь же к российской повестке обоих мероприятий, заметим: действия Москвы подтолкнули Киев энергичнее прокачивать тему как проведения нового саммита "Нормандского формата" с целью добиться выполнения заключенных договоренностей, так и расширения состава "Нормандии", ибо в текущем своем состоянии этот формат столь же неэффективен, сколь и "минский".
Потому-то в конце апреля тот же Зеленский предлагал расширить "Нормандию" и включить туда Соединенные Штаты, Великобританию и Канаду.
Понятное дело, что ни Германия и Франция, ни Россия на это не согласятся.
Берлин и Париж — потому что не захотят перетягивания одеяла в вопросе разрешения конфликта, что позволяет им выглядеть центрами геополитических решений.
Россия — потому что даже со включением в "Нормандию" одной из трех предложенных Зеленским стран, давление на нее в рамках формата значительно усилится.
Очевидно, что в украинском МИДе это понимают, потому предлагают европейцам выбор: либо давайте работать над трансформацией "Нормандии", поскольку прогресса нет; либо сильнее давите на Москву, чтобы она уже начала работать в рамках данного формата.
К этому Кулеба призывал и коллег из Бенилюкса: "Если на этом этапе смена структуры нормандского формата невозможна, то мы призываем наших друзей и партнеров помогать нам, а также Франции и Германии давить на Россию, чтобы она более конструктивно себя вела в Нормандском формате".
Этот вопрос 13 мая поднимал во время своей встречи с послами стран "Большой семерки" (Британии, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии, США), Швеции и Евросоюза и глава Офиса президента Андрей Ермак, которому Зеленский фактически делегировал функции топ-дипломата страны.
Особенно это бросается в глаза, если взглянуть на сообщения пресс-службы ОПУ за вчерашнее число: Ермак обсуждает "Нормандию" с дипломатами, его зам Игорь Жовква общается с госсекретарем эстонского МИДа Йонатаном Всевиевым, а президент…
…А президент участвует в церемонии открытия нового здания Киевской школы экономики, президентом которой является экс-министр экономики Тимофей Милованов, и наслаждается "театрализованным диалогом", собственно, Милованова с ректором Болонского университета Юрия Дрогобича (1450—1494 гг.) о "создании своего будущего самостоятельно".
Ленточки ленточками, а работать надо
Ирония заключается в том, что сейчас будущее Зеленского как президента, чьей одной из главных функций является отстаивание интересов Украины на международной арене, за него создают другие люди — Кулеба и, в целом, весь украинский дипкорпус.
Но в любом случае за последний месяц дипломатические контакты Украины с ЕС и США, действительно, заметно интенсифицировались.
Даже несмотря на ряд скандальных решений украинского правительства относительно перестановок в Минэнерго и "Нафтогазе".
Нет, эти вопросы по-прежнему заботят и европейцев, и Блинкена, и представителей стран "Большой семерки", но как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно.
У Запада, как видим, ныне нет иллюзий относительно степени угрозы, исходящей от России.
Этим, в свою очередь, пользуется Киев, вновь призывая партнеров и союзников подумать о предоставлении ПДЧ в НАТО, о личной встрече Зеленского и президента США Джо Байдена.
К слову, что касается переговоров с американским президентом, которых так жаждет Зеленский, то на Банковой, похоже, уже начинают отчаиваться.
Иначе как еще воспринимать заявление посла Украины в Вашингтоне, экс-главы Минфина Оксаны Маркаровой о том, что украинская сторона готова ко всем форматам такой встречи: будь то Киев, Вашингтон или некая третья страна.
Фактически мы имеем здесь как нарушение протокола, так и, в принципе, политической целесообразности. Потому как для того, чтобы официальная двусторонняя встреча состоялась и была полноценной, с учетом ожиданий и смыслов, которые в нее вкладывают загодя на Банковой, она все же должна происходить либо в Вашингтоне, либо в Киеве. На полях и в рамках — это, скажем так, не то пальто.
По сути, сейчас наблюдается ситуация, схожая с той, как Зеленский и его окружение добавилась встречи тет-а-тет с предшественником Байдена Дональдом Трампом в Вашингтоне, затем в Варшаве, а в итоге пришлось довольствоваться полями Генассамблеи ООН в сентябре 2019 г.
Американские высокопоставленные чиновники, в том числе и Блинкен, в ходе визита в Киев четко дали понять, что сперва правительство Зеленского должно выполнить домашнее задание по реформам.
При таком условии, а также, вероятно, при содействии Украины в расследовании политических махинаций адвоката Трампа Рудольфова Джулиани по сбору компромата на Байдена, президент США, как выразился Блинкен, снова "вернется" в Украину.
Хотя по сути личная встреча с Байденом — это уже идефикс лично Зеленского.
В отличие от раздираемой противоречиями и политикой национальных правительств ЕС, Соединенные Штаты нет нужды убеждать в сохранении высокого уровня партнерства и необходимости в совместном противодействии агрессии Кремля.
Поэтому активизация украинского МИДа именно на европейском направлении — это безусловно огромный плюс.
И его работа приносит свои плоды. Один из них — это документ представиленный Брюсселем странам-членам ЕС с описанием мер поддержки Украины в связи с решением Кремля позволить голосовать владельцам паспортов РФ с ОРДЛО на выборах в Госдуму, куда он также вознамерился по спискам "Единой России" провести террористов из бородаевского "Союза добровольцев Донбасса".
Как пишет Bloomberg, журналисты которого ознакомились с текстом документам, ЕС допускает новую интервенцию России, а потому предлагает активнее помогать Украине с противодействием киберугрозам и дезинформации, со снижением энергозависимости от РФ, с допуском к ряду европейских проектов в сфере безопасности и т.п.
Так что далеко не все вопросы решаются личным переговорами двух лидеров. В первую очередь это происходит благодаря кропотливой и продолжительной работе дипломатов.