Пока ЕС возится. Почему Лондон не предает США дружбой с Китаем

Администрация Джо Байдена хочет возобновить отношения с Европой, но полностью сшить трансатлантическое партнерство не удастся

Си Цзиньпин во время визита в Великобританию, 2015 г. / Getty Images

Автор книги "Стронгмены: Европа столкнулась с властью королей" Ганс Криббе в своей колонке для EUobserver пишет о том, что Брюссель со вздохом облегчения принял победу Джо Байдена на выборах президента США, но Евросоюз в то же время очень сильно изменился за годы президентства Дональда Трампа.

В посттрамповской Европе, отмечает Криббе, теперь более расчетливы и интересы ЕС и США расходятся куда больше, чем считают большинство политиков.

И в этом, согласно посылу заложенному автором, нет ничего плохого. Это новая реальность. Нет ничего плохого и в том, что Брюссель укрепляет отношения с Китаем, с которым противостояние Штатов при Байдене не ослабнет.

Криббе в довесок намекает на лицемерие Вашингтона, имеющего совместные с Пекином договоренности, но при этом требующего от Евросоюза не заключать торговое соглашение с Китаем.

В общем, автор советует администрации Байдена "не мечтать о Западе, каким он был когда—то", а подстраиваться под новые реалии в новом мире, где Китай играет не последнюю роль.

Байден, мол, этого еще не понимает, в отличие от лидеров ЕС вроде Ангелы Меркель, Урсулы фон дер Ляйен или Шарля Мишеля.

А в своей статье для Politico, опубликованной 13 октября 2020 г., Криббе анализировал текущее положение вещей в ЕС и его влияние на международной арене в том контексте, что диктаторы и стронгмены вроде Путина, Трампа или Эрдогана вытирают ноги о Европу.

И Евросоюзу, по его мнению, уже пора бы перестать быть арбитром и превратиться в полноценного геополитического игрока.

В противном случае ЕС ждет судьба папы римского, с которым спустя века уже не считаются также, как считались в Средневековье.

Не сказать, что Криббе озвучивает некие новые идеи или мысли. Сенсации как бы нет.

Такого рода призывы к большей независимости от США, заявления о самостоятельности звучали и раньше — еще при Трампе. В том числе об этом прямо говорила та же Меркель.

И ты, Брит?

Так откуда такой интерес к размышлениям Ганса Криббе?

Да, статья отличная, показательная, но в ней нет новизны. Она не задает тренд, а является его компонентом.

Или все же задает?

Похоже на то. Подтверждением тому является биография автора.

Криббе не только книгу о Си Цзиньпине, Трампе или Путине написал, но он также является одним из основателей лоббистского и аналитического центра Shearwater Global, работающего в Лондоне, Брюсселе и Вашингтоне.

Центр как центр, если бы не тот факт, что главой международного консультативного совета Shearwater Global является Джо Джонсон, британский депутат (2009—2010 гг.), министр в трех правительствах Британии.

Но все же главное — это то, что он брат действующего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона.

Эта информация позволяет понять, откуда ноги растут у критических выпадов Криббе в адрес администрации Байдена, ведь известно, что у Бориса Джонсона с Трампом были довольно теплые отношения.

Однако обиды — это не уровень политиков или экспертов такого уровня, как братья Джонсоны.

Тезисы, продвигаемые Shearwater Global, в большей степени относятся к типичной Realpolitik. Для британцев она заключается в том, что после Brexit Лондон увеличивает геополитический охват и не прочь посотрудничать и с Китаем.

К тому же у Великобритании есть успехи в этом направлении. Диалог с Пекином у Соединенного Королевства неплохо складывался еще с 2013 г., когда Поднебесная решила проинвестировать строительство АЭС "Хинкли Пойнт С" на юго-западе Англии.

Ради прожектов в британской ядерной энергетике в 2015 г. в Британию даже лично приезжал Си Цзиньпин.

Однако формируемая Трампом конъюнктура вынудила ближайших его союзников — британцев — сворачивать сотрудничество с КНР.

Критиковали, к слову, Лондон и в Брюсселе. А сейчас получается, что уже Евросоюз активно ищет точки соприкосновения с Пекином и реализует различные экономические проекты.

Лондон же, получается, через публикацию Криббе уколол Евросоюз за флюгерство и двойные стандарты. Статья, собственно, и начинается с того, что это не Борис Джонсон устроил фурор, а Евросоюз — решением заключить торговое соглашение с Китаем.

Впрочем, правительство Джонсона, исходя из той же статьи, ЕС не осуждает. Это просто небольшая месть.

На самом деле в этом у ЕС и Британии цели схожи. Обе стороны пытаются выйти из тени Соединенных Штатов.

Великобритания для этого после Brexit, еще руками Терезы Мэй, запустила реализацию концепции "Глобальная Британия", т.е. создание своей неоимперии, основанной уже не на колониализме, а на заключении множества взаимовыгодных союзов. В том числе и с Украиной, к слову.

Это не означает, что Лондон коварно загнал Штатам нож под ребра.

Нет. Британцы были и остаются самым надежным союзником США. Просто параллельно осуществляют и стратегию расширения собственного влияния.

В отличие от Лондона у того же президента Франции Эмманюэля Макрона, претендующего на лидерство в ЕС, четкого видения нет.

Его политика — это политика флюгера. Макрон то пылает ненавистью к Путину, то активно выступает за диалог с Москвой.

То он не против "Северного потока—2", пусть и "обменял" его на принятие директивы об авторском праве; то, когда в Берлине стартовал процесс передачи власти, резко переквалифицировался в противники российской трубы.

Как раз по той причине, что лидеры ЕС не могут выработать четкую стратегию развития, Лондон сегодня их в этом опережает.

Кто первый

Не факт, что укрепление отношений между Соединенным Королевством и Китае станет серьезной проблемой для США.

Даже если британцы наладят отношения с Китаем, не касаясь пунктов, к которым Штаты относятся с особым пиететом, то в случае необходимости смогут выступить посредниками.

В условиях конфликта (военного, торгового, геополитического) всегда нужна нейтральная сторона, которая станет площадкой для переговоров.

Так что в данном случаем мы говорим о многовекторности по-британски — в трезвом уме и твердой памяти.

Но ясно и то, что стремление нового президента США Джо Байдена закрыть пробитую Трампом брешь в отношениях с Евросоюзом и Европой, в целом не станет залогом для успешного возвращения к истокам этих отношений. Своего рода отката может и не случиться.

Изменения, спровоцированные как эгоцентрической политикой Трампа, так и евроскептической волной в самой Европе, в том числе выходом Британии из ЕС, уже необратимы.

Мир все так же близок к новому Венскому конгрессу, концепцию которого еще в 2017 г. подробно описал глава Совета по международным отношениям Ричард Хаас.

И, похоже, что именно Великобритания, ощутив дух перемен в воздухе, сейчас на острие. Лондон спешит адаптироваться раньше остальных, чтобы занять самое лучшее место под солнцем.