• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Подобраться к Индии. Как Китай перекраивает Гималаи

Пекин пытается заполучить контроль над территориями Бутана возле границы с Индией

Ворота Бутана на границе между Индией и Бутаном \ Getty Images
Ворота Бутана на границе между Индией и Бутаном \ Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Независимая журналистка из Индии, Судха Рамачандран, в статье для The Diplomat пишет о растущих территориальных амбициях Китая в Гималаях, которые представляют угрозу для Нью-Дели.

Китай усиливает давление на Бутан, пытаясь добиться урегулирования двустороннего пограничного спора. В дополнение к заявлению об увеличении подконтрольной ему территории в Бутане, Пекин вновь обратился к сделке по обмену землями, которая потребует от Тхимпху уступить контроль над своей территорией, чтобы урегулировать пограничный спор с Китаем.

"Границу между Китаем и Бутаном еще предстоит обозначить, и участки земли в центре, на востоке и западе по-прежнему оспариваются, — заявил 21 июля официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь. — Китай предложил комплексное решение этого спора".

До недавнего времени китайско-бутанский пограничный спор касался территории лишь в западном и центральном секторах. Пекин требовал 764 кв. км территории Бутана: 495 кв. км в долинах Джакурлунг и Пасамлунг в северо-центральной части Бутана и еще 269 кв. км в западной части Бутана.

Однако уже с начала июня Китай претендует и на заповедник дикой природы Сактенг площадью 650 кв. км и расположенный в восточном районе Бутана Трашиганг.

2 и 3 июня на совещании Глобального экологического фонда (ГЭФ) Китай впервые заявил о своих претензиях на Сактенг. Бутан запросил финансирование для проекта в заповеднике, а Пекин в ответ заявил, что ГЭФ финансирует проект на том основании, что тот "расположен на оспариваемых Китаем и Бутаном территориях". Сактенг включен в "повестку дня переговоров о китайско-бутанской границе", заявил китайский делегат на встрече ГЭФ.

С тех пор Министерство иностранных дел Китая неоднократно заявляло, что "споры о восточном, центральном и западном секторах" границы имеют место уже "длительное время".

Реклама на dsnews.ua

Тхимпху отклонил требование Пекина. В Бутане заявили, что заповедник в Сактенге не только является "неотъемлемой и суверенной территорией Бутана", но и ни в коем случае не является спорной территорией во время переговоров между двумя странами.

Даже пакетное предложение, выдвинутое Китаем в 1996 г., касается лишь спорных территорий в центральном и западном Бутане. В нем нет упоминания о заповеднике в Сактенге или любой другой области в восточной части Бутана.

И действительно, картографических доказательств, подтверждающих претензии Китая на Сактенг, нет.

"На китайских картах Сактенг или близлежащие районы Бутана не обозначены как территория Китая", — писал в своей серии статей Тейлор Фравел, эксперт по Китаю в Программе изучения проблем безопасности Массачусетского технологического института и автор книги "Активная оборона: военная стратегия Китая с 1949 г.".

Китай и Бутан стали соседями после аннексии Тибета Китаем в 1951 г. До этого у Бутана была общая граница с Тибетом.

Претензии Китая на территорию Бутана косвенные и основаны на его претензиях к Тибету. Когда династия Цин распространила власть Китая над Тибетом в XVIII веке, правитель Тибета Полхан, который, очевидно, был сюзереном Бутана, передал их китайскому правителю Тибета. Китай свои территориальные претензии к Бутану выводит из вассальной зависимости последнего от Тибета.

Однако ученые Бутана отвергают "туманные отсылки Китая к сюзерену Бутана", называя их "дезинформацией".

Китай претензии к Бутану настойчиво принялся озвучивать в конце XIX века, пытаясь таким образом противостоять растущему там влиянию Британии. В 1930 г. Мао Цзэдун заявил, что Бутан (среди прочих гималайских королевств) входит в "реальные границы Китая". Китайская Народная Республика в своих требованиях была еще более агрессивной. На ее официальных картах части территории Бутана показаны как часть Китая. Кроме того, во время аннексии Тибета Китай ненадолго оккупировал восемь бутанских анклавов в западном Бутане. Экспансия Китая на территорию Бутана продолжается, наряду со строительством дорог в спорных районах. И это несмотря на то, что в соответствии с пунктом 3 Договора о поддержании мира и спокойствия 1998 г. на приграничных территориях Бутана и Китая обе стороны согласились сохранить там статус-кво.

К слову, именно строительство дороги в Доклам китайцами спровоцировало 73-дневное противостояние между индийскими и китайскими войсками в 2017 г.

Хотя между Китаем и Бутаном нет официальных дипломатических отношений, они в свое время провели 24 раунда переговоров на уровне министров для урегулирования их пограничного спора. В 1996 г. Китай выдвинул пакетное предложение, согласно которому предложил признать суверенитет Бутана над долинами Пасамлунг и Джакарлунг в обмен на признание Бутаном суверенитета Китая над Докламом, Синьчулунгом, Драманой и Шахато в западном секторе. Бутан это предложение не принял.

И недавно Китай вновь вернулся к этой сделке по обмену землями.

В основе предложения Китая лежит его интерес к плато Доклам. Плато имеет стратегическое расположение: на его северо-западном краю находится переход Индия-Бутан-Тибет, где отличный обзор долины Чумби.

И благодаря тому, что плато Доклам, находится под контролем Бутана, Индия имеет туда доступ. В настоящее время у Индии "значительное преимущество" перед Китаем в долине Чумби. Если Китай возьмет под контроль плато Доклам, Индия лишится возможности осуществления стратегического наступления или контрнаступления из Шиккима. Кроме того, это обеспечило бы Китаю "стартовую площадку для наступления через долину реки Рангпо в направлении Калимпонга" в Индии, и создало бы угрозу потери коридора Силигури – узкому перешейку, который связывает Индию с ее беспокойными северо-восточными территориями.

Интерес Китая к плато Доклам продиктован желанием получить стратегическое преимущество в пограничном споре с Индией. Его новое требование, касающееся Сактенга, направлено на то, чтобы заставить Бутан принять пакетное соглашение или столкнуться с последствиями от растущих территориальных амбиций Пекина в Гималайском королевстве.

Китайско-бутанский пограничный спор осложняется и крайней запутанностью региональной геополитики, китайско-индийским пограничным конфликтом и особыми отношениями между Индией и Бутаном.

Бутан сегодня оказался в сложной ситуации. Страна, не имеющая выхода к морю, в этом плане зависит от Индии. "Особые отношения" между Бутаном и Индией, которые обусловлены крепкими экономическими и стратегическими связями, выстроены на основе Договора о вечном мире и дружбе 1949 г. и Договоре о дружбе между Индией и Бутаном 2007 г., заменившем предыдущий.

В соответствии со статьей 2 договора 2007 г. две страны договорились "тесно сотрудничать друг с другом по вопросам, касающимся их национальных интересов", и не разрешать использовать свою территорию "для деятельности, наносящей ущерб национальной безопасности и интересам другого государства". Это означает, что Бутан и Индия должны всегда держать в голове проблемы друг друга в сфере безопасности. По сути же Бутан обязан не действовать таким образом, чтобы Китай получил стратегическое преимущество над Индией в ущерб национальным интересам Индии.

Заключение соглашения 1996 г. поспособствует установлению границ с Китаем и проложит путь к нормальным отношениям между Тхимпху и Пекином. Однако также требует от Бутана передачи контроля над плато Доклам китайцам, что негативно отразится на Нью-Дели.

Озвучив претензии на Сактенг, Пекин дал понять Тхимпху, что хочет, чтобы граница была установлена ​​уже сейчас и в рамках пакетного соглашения.

Также возможно, что для Китай Сактенг имеет и иное стратегическое значение.

Заповедник Сактенг соседствует с районами Западный Каменг и Таванг в индийском штате Аруначал-Прадеш. Его стратегическая ценность в том, что он находится очень близко к Аруначал-Прадешу, где Китай занял около 90 тыс. кв. км индийской территории. Таванг – главная причина пограничного конфликта между Индией и Китаем в восточных районах, он расположен к северо-востоку от заповедника Сактенг.

Контроль над Аруначалем в целом и Тавангом в частности имеет решающее значение для обороны северо-восточного региона Индии. Бум Ла, ключевой горный перевал, лежит к северу от города Таванг, и, если Китай получит контроль над ними, Народно-освободительная армия (НОАК) может с легкостью вторгнуться в долину Брахмапутры на северо-востоке Индии, как это произошло во время войны 1962 г. Таванг также играет важную роль в истории тибетского буддизма. Монастырь Таванг, родина Шестого Далай-ламы, является крупнейшим тибетским буддийским монастырем в мире после дворца Потала в Лхасе и является также крупнейшим хранилищем тибетских буддийских рукописей. Получение контроля над этим монастырем важно для усилий Китая по укреплению контроля над Тибетом.

Формировал ли Китай свои претензии к заповеднику Сактенг, оглядываясь на Таванг?

Согласно сообщениям в индийских СМИ, Индия планирует построить дорогу из Гувахати в Таванг через заповедник Сактенг. Дорога сократит путь от Гувахати в Ассаме до Таванга на 150 км и время поездки — с нынешних 15 часов до примерно 10 часов. Это означает, что Индия сможет быстрее мобилизовать свои войска и отправить их к Тавангу.

Индийское предложение о строительстве дороги через Сактенг не ново само по себе. И вполне вероятно, что правительство Бутана уклонилось от принятия индийского плана, поскольку не желало разозлить Пекин.

Отличие в китайских претензиях к Докламу и Сактенгу в том, что последний на китайских картах или в пограничных переговорах с Бутаном до сих пор отсутствовал, в то время как Доклам — ключевая тема в китайско-бутанском территориальном споре. Но есть и сходство. Доклам важен для Бутана из-за своих пастбищ, которые крайне необходимы преимущественно горной стране. Для Индии же плато имеет большую геостратегическую ценность. Точно так же и близкое расположение заповедника Сактенг к Тавангу делает его стратегически более важным для Индии, чем для Бутана.

Так что говоря о споре вокруг Доклама, он скорее касается Индии и Китая, но не Пекина и Бутана, поскольку может в итоге положить конец уже спору вокруг Сактенга. 

    Реклама на dsnews.ua