Поделиться полномочиями. Назарбаев пошел по стопам Кучмы
Ажиотаж вокруг "внеочередного", неожиданно размещенного в сетку новостных каналов, обращения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева оказался не лишен оснований - несмотря на краткость самого заявления, длившегося всего десять минут. Как это часто бывает, и несколько минут могут изменить историю.
Из содержательного - после долгих колебаний (слухи о таком варианте все же ходили достаточно давно, хотя носили скорее отвлеченный характер с учетом жесткости казахского режима) Назарбаев объявил о вынесении на всенародное обсуждение перехода страны к парламентско-президентской модели правления. Президент обозначил свою должность в будущем устройстве как арбитра между ветвями власти, занимающегося преимущественно внешней политикой. Ответственность за исполнительную власть, которую администрация президента начала в последнее время перестраивать в ускоренном ритме, ляжет на правительство.
Само правительство, по мысли Нурсултана Абишевича, становится подотчетным парламенту, при этом в формировании кабинета по итогам выборов ключевую роль должна играть партия, победившая на выборах. По крайней мере, именно так можно понять риторические конструкции казахстанского лидера.
И здесь следует сделать два уточнения.
Первое - несмотря на удивительное (если выставить за скобки демагогический момент) заявление патриархального правителя о том, что демократический путь развития страны является чуть ли не единственно приемлемым, очевидно, что всенародное обсуждение, в какой бы форме оно ни проводилось, продемонстрирует полную поддержку идей президента.
Второе - решаясь на беспрецедентный для стран постсоветской Центральной Азии (кроме Кыргызстана) и Прикаспия шаг по ограничению собственной власти, Назарбаев, по крайней мере, на первое время, отнюдь не намерен выпускать ее из своих рук. Поскольку (потребует это новых выборов или нет) не вызывает сомнений, что контроль над парламентом, а соответственно, как предполагается, и над формированием правительства останется в руках правящей партии "Нур-Отан". Ведь на данный момент допуск к каким-либо выборам несистемных элементов выглядит совершенно невероятным.
Однако, в целом, причины такого маневра Шала (так - Стариком - казахи с уважительной иронией называют Назарбаева) можно разделить на субъективные и объективные.
Первых - две.
76-летний Назарбаев недавно проходил госпитализацию, причем настолько внезапную, что комментировать этот инцидент пришлось его дочери Дариге.
Которую - и это вторая причина - политическая элита Казахстана может признать в качестве наследницы, но с равным успехом может и не признать. Это обстоятельство всегда было проблемой. А в условиях перераспределения властных полномочий по модели, близкой к украинской, острота проблемы смягчается. Кроме того, опыт соседнего Узбекистана показал: после смерти патриарха без наследника "мужескаго полу" его семья просто-напросто отстраняется от власти в чрезвычайно жесткой форме.
Объективными причинами можно считать следующие.
Во-первых, после падения цен на нефть Казахстан, несмотря на его запасы "подкожного жира", заметно штормит. Выпуск пара совершенно необходим - ведь протестный потенциал, особенно среди безработной молодежи начал реализовываться в стихийных актах террора (и в заигрывании с соответствующими идеями, струящимися из Сирии и Ирака). И пока что гибкая система, выстроенная - что ни говори - эффективными технократами, способна путем "брейка на шпагате" между реальной политикой и имитацией, "стравить" этот потенциал. Хотя, подчеркнем, нефтегазовый Казахстан отличается от РФ лишь демографией и степенью участия в своей экономике транснациональных корпораций, западных и китайских.
Поэтому Назарбаев нащупывает дорогу между Сциллой и Харибдой: подавляющим экономическим влиянием Китая и подавляющим политико-культурным влиянием России. Заметим - к 2013-му в Украине складывалась зеркальная ситуация, только на месте России находился ЕС.
Притом, что реалии Казахстана-2017 и Украины-2013 чрезвычайно разнятся, нельзя не увидеть попытку Астаны обрести свою "самость". В данном случае она состоит в преследовании, наперекор всему, цели успешной модернизации "сверху".
Только если раньше эта модернизация была экономической (политические противники Назарбаева считают, что это имитация - но они ангажированы), то теперь предпринимается попытка политической модернизации. Пусть даже она выглядит, как стремление как-то разделить власть между кланами, создав баланс - форма и логика нового политического курса несет в себе "европейский эмбрион". А это рано или поздно - и скорее рано - вызовет недовольство путинского режима, как вызывало везде, поскольку Кремль способен общаться только с деспотиями (а демократии он пытается купить или подорвать).
Поэтому вот эта вестернизация политической формы (пусть и с тем же содержимым) является и сигналом Астаны Западу - намеком на волю к сближению. Конечно, не тот теперь Вашингтон, не та теперь речка Потомак - но в Европе такой "финт ушами" и без того ходившего в запятнанных, но хороших учениках Казахстана заметят.
По объективным причинам Назарбаев в своей стране не может позволить себе, как Лукашенко, игру в национализм. А вот игру в возобновление демократического транзита - с гораздо меньшим риском, чем Леонид Кучма в 2002-4 гг. - вполне.
Необходимо подчеркнуть: в Казахстане за тучные годы создан вполне себе класс "белых воротничков", внешне страна в своих ключевых центрах вестернизована - и это тот случай, когда форма может оказать влияние на содержание "черного ящика", который представляет собой казахстанский социум. Распределение власти в том числе служит и методом терапии старого страха Назарбаева - разрыва ткани его государства амбициозными олигархами с их степным темпераментом.
В общем, с любой точки зрения ход, сделанный Шалом выигрышен. Но при этом, как и вся его политика, чрезвычайно технократичен: ведь никакой реальной многопартийной системы и конкуренции в стране пока нет (да и нужна ли она Назарбаеву - вопрос).
Видимо, в Астане считают, что могут ее генерировать 40 актами, которые упомянул президент Казахстана в своем послании. Увидим. Тем не менее, северные риски для РК нарастают - цивилизационная попытка сбежать на Запад с китайскими деньгами из братского лагеря евразийских клептократов вызовет в Кремле предчувствие очередного "ножа в..." теперь подбрюшье? А вот перспектива оформления союза Казахстана с Западом в конце концов может стать реальной. Не зря Дональд Трамп ответил на поздравление из Астаны.