Подарок Маккейна. Санкций много не бывает
Последние дни пребывания президента Обамы в Белом доме вынужденно оказались наполнены событиями, нехарактерными для привычного образа жизни уходящих американских президентов. Однако нельзя не заметить, что толчком к повышению градуса напряженности в сдающем дела правительстве демократов послужило не так беспокойство за возрастающие риски для Америки, как уязвленное самолюбие 44-го президента, чьи таланты не смогли переместить Хиллари Клинтон в Овальный кабинет.
Разумеется, в сфере официальной риторики ситуация подается иначе - глава американского государства, в рамках своих полномочий, старается создать условия, в которых внешнеполитическая неопытность Дональда Трампа не сможет нанести серьезного ущерба национальным интересам США. И все было бы хорошо (и либеральная, и консервативная часть общественности восприняли бы происходящее как должное), если бы не три обстоятельства.
Первое - новые персональные санкции, по сути, вводятся как ответ на атаку против партийных органов Демпартии, в то время как руководство разведывательных служб не смогло уверенно обосновать тезис о вмешательстве Москвы в сам избирательный процесс (пусть даже эта неуверенность и мотивируется требованиями секретности).
Можно, конечно, говорить, что бессмысленно убеждать человека, который знает - но достоверность скандального доклада о многолетних связях Трампа с Кремлем, опубликованного Buzzfeed остается сомнительной.
Второе - дистанция между президентом Обамой, с его личностным (и одновременно "экспертократическим") стилем правления, и собственно Демпартией, ее аппаратом - была не без усилия преодолена им лишь в последние несколько недель президентской избирательной гонки.
Вполне возможно, что (если взглянуть на недавнюю речь Мишель Обамы с подобной точки зрения) династию Клинтонов в либеральной партийной аристократии сменит новая династия Обам - и демонстрацией своей жесткости к врагам американского либерализма уходящий президент "столбит территорию", компенсирует невнимание к партийным интересам, постоянно имевшее место на протяжении обеих его администраций.
Как часть сказанного - это и месть республиканцам за форсированную кампанию по ликвидации Obamacare, ведь в этом вопросе партия и Трамп вполне солидарны (что и привело в раздражение условно левых сторонников Трампа - вроде известного инвестора Питера Тиля - почему-то веривших, что он является сторонником централизированной системы национального здравоохранения).
И третье - новые санкции вводятся президентскими указами (executive orders) и могут быть легко отменены Трампом, который ранее обещал признать ничтожными чуть ли не 70% таких распоряжений.
Тем не менее, с последней серией персональных санкций все отнюдь не так просто - они интегрируются Минфином США в тело акта Магнитского. Такую схему, во-первых, торпедировать будет крайне сложно, а во-вторых, и сама приходящая администрация намекает на то, что у ведомств нового кабинета будет широкая автономия в деле принятия решений (вероятно, это некий предохранитель против оппортунизма). В эту логику вписывается недавнее расширение списка физических лиц, на которых наложил санкции Минфин США в связи с "делом юриста Сергея Магнитского": в него попали глава СКР Александр Бастрыкин и еще четверо россиян, в том числе убийцы Александра Литвиненко Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой.
Сообщение о расширении санкций опубликовано на сайте Минфина США. Кроме того, в "список Магнитского" внесены чиновники прокуратуры Станислав Гордиевский и Геннадий Плаксин. Ковтун и Луговой проходили в Великобритании по делу об отравлении полонием бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко, получившего политическое убежище в Великобритании в ноябре 2006 года.
Кроме того, чтобы технически разбавить эту компанию российских "героев" Минфин США сообщил, что за связи с запрещенной в США террористической группировкой "Хезболла" (являющейся при этом важным союзником Владимира Путина и Башара Асада в Сирии) в список санкций включены гражданин Ливана Али Дамуш и гражданин Ирана Мустафа Мугние. Следует напомнить, что в декабре 2016 года Сенат США проголосовал за распространение положения "закона Магнитского" на граждан не только России, но и других стран.
"Посещение США и использование наших финансовых институтов являются привилегией, которая не должна быть распространена на худших игроков в международной системе", - прокомментировал тогда принятое конгрессом решение сенатор от штата Мэриленд Бен Кардин, инициатор все новых и новых ограничений против российского режима. "Закон Магнитского", устанавливающий персональные санкции против лиц, причастных, по мнению американских законодателей, к нарушению прав человека и принципа верховенства права в России, был принят в 2012 году. Изначально в список таких лиц входили те, кого США считают причастными к гибели аудитора Сергея Магнитского, который скончался в СИЗО "Матросская тишина" в ноябре 2009 года.
Как представляется, это еще далеко не конец истории. Прежде всего, законодатели плотно вцепились в тему кибератак, и даже пренебрегают риском со старта испортить отношения с Трампом, а это может привести к тому, что отношения нового президента с Конгрессом будут такими же, как у старого, то есть весьма конфликтными. Все же эти кибератаки - болезненный вопрос для Трампа.
Но разделение властей - это разделение властей, поэтому будущий президент может только вздыхать и не обострять отношения с законодателями, жестко двигающими его на скоростную дорогу усиления конфронтации с изгойским режимом в Москве. По кибератакам, скорее всего, будет создана следственная комиссия на уровне, как минимум, нижней палаты Конгресса - по той же модели и с теми же полномочиями, которая создавалась по вопросу 9/11. Представляется, что конгрессмены - отчасти в пику Трампу - решили превратить российскую угрозу в постоянную долгоиграющую тему.
И, судя по заявлению заступающего на должность Ринса Прибуса о том, что Вашингтон не будет бездействовать на российском направлении - партийному истеблишменту удается сдвинуть "гору по имени Трамп" в этих вопросах в необходимом ему направлении.
В этот же контекст укладывается и подготовка свежего ужесточающего санкции законодательства. Группа американских сенаторов во главе с Джоном Маккейном намерена представить законопроект о новых санкциях в отношении России в связи с кибератаками, целью которых было вмешательство в выборы президента США.
Маккейн заявил, что эти санкции будут носить "всеобъемлющий характер". Сторонниками законопроекта выступают также сенаторы Линдси Грэм, Бен Кардин и Роберт Менендес. Новые санкции будут касаться финансового и энергетического секторов российской экономики. В данном случае важно, что поддерживаемый обеими партиями законопроект может быть принят, невзирая на потенциальное вето Трампа - но даже такого вето может не последовать, учитывая нынешние усилия Рекса Тиллерсона в сфере доказывания сенаторам ничтожности своих российских интересов ради получения заветной должности госсекретаря. А вот насколько "всеобъемлющим" будет характер новых секторальных санкций при президенте Трампе - покажет уже ближайшее будущее.
Как Обама Бастрыкина прищемил
В отношении ключевой фигуры нового расширения списка - Александра Бастрыкина - необходимо сказать две вещи.
С одной стороны, Бастрыкин как верный клеврет мафиозно-милитаристского режима в Москве еще в декабре 2013 года глумился над американской юстицией, высказывая сожаление, что все никак не попадет в этот список. И боязливая на протяжении многих лет политика демократов по отношению к России давала ему некоторые основания для подобных острот.
С другой стороны, это все-таки довольно болезненный удар по Путину, за что Обама (жаль, что так запоздало) заслужил аплодисменты международной общественности, заинтересованной в наказании подельников российского диктатора в его многочисленных кровавых преступлениях.
Бастрыкин - ленинградский городской и комсомольский босс, пошедший впоследствии по "правовой линии" и находившийся рядом с Путиным не одно десятилетие, при этом достаточно неформальным образом. В прошлом году его аппаратные позиции получили множество пробоин, группировка "следственного комитета" отступает перед напором криминализированного ФСБ, выполняющего за счет "бастрыкинских орлов" масштабный план по имитации борьбы с коррупцией. Но в прошлом Бастрыкин засветился в аферах в создании оффшорных предприятий, и, видимо, его нашлось, за что прихватить.
В любом случае, теперь этому неадекватному фантазеру, открывавшему в порыве чинопочитания "дела на террориста Яценюка" будет крайне непросто покидать пределы РФ и хранить средства на долларовых счетах, где бы они ни находились. Так что если Обама и хлопнул дверью, то больно прищемил ею чувствительный отросток путинского режима.