Подальше от Путина. Почему евродепутатам не стоит возмущаться приглашением для Лукашенко

Президента Беларуси пригласили в Брюссель, что возмутило ряд европарламентариев

13 и 14 мая в Брюсселе состоятся мероприятия, среди которых конференция и торжественный ужин, по случаю 10-й годовщины "Восточного партнерства". Высокопоставленный представитель ЕС сообщил "Укринформу" 8 мая, что, т.к. инаугурация Владимира Зеленского еще не состоялась, то приглашения были высланы действующему руководству страны - президенту Петру Порошенко, а также министру иностранных дел Павлу Климкину. Да, в Киеве все чаще говорят, что данный проект Евросоюза уже не соответствует сегодняшним реалиям, но это не отменяет возможности извлекать выгоду как из его существования в целом, так и из такого рода событий для обсуждения и решения насущных вопросов. Причем не только для Украины, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы, но и для Беларуси, в отношении которой ЕС все еще сохраняет в действии ряд санкций, и контакты с которой, в то же время, важны для блока в контексте уровня взаимоотношений между Минском и Москвой.

Президенту Беларуси Александру Лукашенко тоже направили приглашение. Пока наверняка неизвестно, отправится ли он в Брюссель. Возможно и нет. По крайней мере, об этом сообщили порталу TUT.by в пресс-службе беларуского внешнеполитического ведомства. Издание 4 мая писало, что вместо Лукашенко в мероприятиях "Восточного партнерства" примет участие глава МИДа Владимир Макей. С другой стороны, чиновники на условиях анонимности сообщили 7 мая корреспонденту "Радио Свобода" в Брюсселе Рикарду Йозвяку, что президент Беларуси пока не дал ответа на приглашение. Возможно, Лукашенко и появится в Брюсселе. Смотря, что перевесит. На одной чаше весов - усиление позиций Минска в диалоге с Москвой после продолжительного давления России на Беларусь. Что могло бы сподвигнуть Лукашенко еще подразнить Кремль ради определенных преференций. На другой - критика со стороны ЕС.

В том же материале Йозвяка приводятся цитаты из письма пятерки европарламентариев во главе с Джули Уорд из Великобритании, в котором они потребовали от верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини объяснений приглашения президенту Беларуси. "Режим Лукашенко поддерживал низкий уровень соблюдения прав человека, подавлял инакомыслие и нападал на свободу слова. Европейские и белорусские граждане должны получить достоверное объяснение приглашению, которое рискует создать впечатление о поддержке режима. Природа режима является оскорблением ценностей, поддерживаемых Европейским союзом, который основан на принципах демократии и уважения прав человека", - говорится в письме.

Что ж, госпожа Уорд и ее коллеги, безусловно, правы. Их позиция и возмущение понятны. Тем более что Джули Уорд - из числа тех европейских политиков, которые последовательно выступают против наступления автократами (будь это Беларусь, или Россия) на права и свободы человека. Британский депутат известна своей поддержкой Украины, которая выразилась в ее соавторстве резолюции Европарламента от 16 марта 2017 года об украинских заключенных в России и ситуации в Крыму (2017/2596 (RSP); а также требованиях к России освободить украинского режиссера Олега Сенцова и других узников Кремля.

Но есть, как говорится, несколько "но".

Первое "но". Сам по себе Европейский союз, прогибаясь под поступью правопопулистов-евроскептиков, на сегодняшний день не в полной мере соотносится с декларируемым набором демократических ценностей. Проще говоря, в Европе сегодня хватает своих занимающих высокие посты чиновников, которые проводят сомнительную политику, противоречащую или даже нарушающую европейские нормы и ценности. Чем вызывает не меньшее возмущение в Брюсселе, нежели тот же Лукашенко.

Конкретные примеры: венгерский премьер Виктор Орбан, чья позиция относительно мигрантов и война с Джорджем Соросом привели к поддержке все тем же Европарламентом введения санкций против Будапешта. Или взять хотя бы представителей правопопулистского правительства Италии - главу МВД Маттео Сальвини и премьера Джузеппе Конте, лояльных к Кремлю, поддерживающих отмену санкций и регулярно грозящих подорвать единство ЕС. Еще можно вспомнить коллегу Сальвини из Австрии - Герберта Кикля из подписавшей пакт о сотрудничестве с "Единой Россией" Партии Свободы, попавшего в скандал с обысками у сотрудников Федерального ведомства по защите конституции и борьбе с терроризмом (BVT). СМИ, в частности, писали, что часть изъятых документов могла попасть "на стол к Путину". И раз уж упомянули Путина и Кикля, то нельзя не упомянуть еще одного члена Партии Свободы - главу МИДа Австрии Карин Кнайсль, поставившую на уши Европу своим танцем с президентом РФ. Возмутителем спокойствия в Европе также является правящая польская партия "Право и Справедливость" Ярослава Качиньского. Продвинутая ею судебная реформа вынудила Брюссель начать процедуру введения санкций в отношении Польши, что в итоге вынудило Варшаву пойти на попятный.

Так что, возвращаясь к критике в адрес Лукашенко, стоит заметить, что в некоторой степени лицемерна, учитывая, что с соблюдением прав человека не все гладко и в самой Европе. К тому же, и это "но" №2, беларуский лидер все-таки не Путин, т.е. его образ диктатора меркнет в сравнении с образом диктатора Путина. Безусловно, это ни в коей мере не служит оправданием для Лукашенко, однако, исходя из этого во главу угла Европа могла бы поставить геополитический прагматизм. И это третье "но". Сейчас обстоятельства складывается таким образом, что органам власти ЕС, включая Европарламент, напротив следовало бы интенсифицировать диалог с Минском. Как писала "ДС", после инцидента с хлором в нефти, поступившей в трубопровод "Дружба", Россия лишилась фактически рычагов давления на Минск. Плюс к этому - замена по требованию Лукашенко посла РФ и вскрытие антилукашенковского заговора с российским душком. Самое время для ЕС попытаться, если не выдернуть Лукашенко из-под влияния Москвы, то хотя бы "отодвинуть" его подальше от Путина, увеличить раскол с перспективой на дальнейшее сближение Беларуси с Западом.