Под сень Кремля через Европу. Чем чреваты для Балкан выборы в Черногории
Черногория проголосовала за изменения. Вот только есть риск, что вместо желаемого экономического развития и евроинтеграции граждане получат возвращение к мрачным временам 1990-х
Демократическая партия социалистов (ДПС) Черногории, за время правления которой страна стала независимой и вступила в НАТО, может утратить власть – впервые за 30 лет. Ее у руля заменит оппозиция, которая очень лояльна к Кремлю.
Кто за рулем?
В понедельник, 31 августа, Государственная избирательная комиссия Черногории объявила предварительные результаты парламентских выборов, состоявшихся днем ранее. По данным ГИК, Демократическая партия социалистов, с ее бессменным лидером Мило Джукановичем, набирает немногим более 35% голосов избирателей. В то же время почти 33% – у оппозиционной коалиции "За будущее Черногории", созданной на базе крайне пророссийских "Демократического фронта", "Единой Черногории" и "Настоящей Черногории".
Именно ДПС и "За будущее…" будут собирать вокруг себя новое правящее большинство. Пока все говорит о том, что шансы стать у руля выше у оппозиции, а не у нынешней власти – благодаря внушительному результату других оппозиционных сил.
За умеренно просербских оппозиционеров из списка с претенциозным названием "Мир – это наша нация" (основой которого стала партия "Демократическая Черногория") проголосовало приблизительно 13%. Оппозиционную платформу, креативно названную "Черные и белые" (фактически это "переупакованное" проевропейское "Гражданское движение URA") поддержало почти 6% граждан. Оба предвыборных блока строили свою кампанию на критике действующей власти Джукановича, поэтому все ожидают от них союза с блоком "За будущее…", а не с ДПС. Коалиция из трех оппозиционных сил может получить в новом парламенте примерно 52%, или 41 из 81-го мандата, и стать правящим большинством.
Такое развитие событий предсказывали еще до голосования – примерно такими были данные опубликованных незадолго до дня выборов социологических опросов. Тогда ж были обнародованы прогнозы дальнейшего развития ситуации в случае, если бессменный лидер Черногории Мило Джуканович и его команда лишатся власти.
Барыги уходят, приходят…
В некоторых аспектах будущее Черногории выглядит достаточно позитивно.
Вся оппозиция обещает избавить страну от коррупции, наказать "барыг", обеспечить экономическое развитие, повысить социальные стандарты и даже активизировать евроинтеграцию. Не секрет, что Джуканович и его партия с каждым годом все больше походили на мафиозную организацию, а Черногория – на державу "одной семьи". Просчеты в экономике, хаос и ошибки во время борьбы с коронавирусом, кумовство и "схемы", благодаря которым представители "клана Джукановича" наживались на глазах у всей страны… "Отправка на пенсию" такой власти станет благом для государства и его граждан, будет способствовать развитию и процветанию – именно на таком прогнозе настаивает большинство европейских аналитиков и медиа.
Но проблема в том, что приход оппозиции обещает новые проблемы и угрозы.
Основные оппозиционные движения, объединенные в коалицию "За будущее Черногории" — "Демократический фронт", "Единая Черногория" и "Настоящая Черногория" — это фактически сербские радикалы, союзники России и противники НАТО. Часть политиков из этих партий (Андрия Мандич и Милан Кнезевич из "ДФ") были причастны к организации неудачного государственного переворота после парламентских выборов в Черногории 2016 года – причем затевался путч вместе с агентами российских спецслужб. Некоторые деятели отличились на антинатовских демонстрациях (Марко Милачич, "Настоящая Черногория").
Все они активно контактируют с Белградом и Москвой, выступают за отмену санкций против РФ, за поддержку России на мировой арене, за выход Черногории из НАТО. Но действительно, назвать эту позицию антиевропейской, а Черногорию с новой властью считать форпостом Кремля на Балканах будет не совсем корректно, потому как даже наиболее пророссийские черногорские политики не против вступления Черногории в Европейский Союз. Речь идет не столько о радикальной антизападной политике, сколько о несколько радикализированной и более пророссийской "кальке" с политической платформы официального Белграда. "Пригородом", политическим сателлитом которого после создания новой правящей коалиции может в скором времени стать Подгорица.
Прыжок в неизвестность
Кому-то прогноз о таком политическом единении Черногории с Сербией, переходе на "промосковские рельсы" и отказе от евроатлантического пути страны на фоне умеренного еврооптимизма может показаться чересчур зловещим. Однако это всего лишь часть мрачного предсказания.
Главная опасность итогов нынешних черногорских выборов заключается в активизации призрака Великой Сербии, которого не было видно последние 20 лет, с момента натовских бомбардировок Югославии.
Сегодня проводником великосербской идеи №1 стала Сербская православная церковь в Черногории.
Черногорский парламент в конце прошлого года принял Закон о свободе вероисповедания, с помощью которого власть собиралась, по сути, убрать СПЦ с постамента главной религии страны. Но Сербская церковь, Сербия, сербы в Черногории и всего региона приняли вызов и объявили войну Джукановичу и его команде.
С декабря прошлого года в стране проходили массовые акции протеста, кульминацией которых стала протестная активность во время нынешней избирательной кампании. Митрополит Сербской православной церкви в Черногории Амфилохий перед днем выборов открыто призвал голосовать против "безбожной власти" и сам "первый раз за 82 года" пришел на избирательный участок – как и другие сербские церковные патриархи с черногорским паспортом. С другой стороны, лидеры коалиции "За будущее Черногории" были одновременно хедлайнерами церковных протестов, которые и стали основными агитационными площадками оппозиции.
Такого единения политики и религии, политизации церкви и оцерквления политических сил регион не помнят со времени "революции колод" в Хорватии, когда сепаратистская Республика Сербская Краина создавалась под знаменами СПЦ, "священной войны" (по выражению Радована Караджича) сербов Боснии и Герцеговины и битвы за Косово, которая по определению считается войной за святыни.
Так что, несмотря на весь евро- и просто оптимизм, надо признать: если победа (реванш?) "Сербского мира" в Черногории действительно станет реальностью, не только эта маленькая страна окажется зоной нестабильности – весь регион вступит в новую эпоху геополитических потрясений с труднопрогнозируемым исходом.