Почти что Рейган
Все больший интерес экспертного сообщества вызывают политики, которые уже влияют на настроения в округе Колумбия и в разном качестве нацеливаются на Белый дом 2016 г. Среди них выделяется соавтор недавнего обращения к президенту США сенатор от Южной Каролины Линдси Грэм. Упомянутое письмо, в котором содержится требование оказать Украине немедленную помощь вооружениями, он подписал вместе с традиционным заступником Киева и Тбилиси, коллегой и другом Джоном Маккейном. При-мечательно, что пресс-секретарю Государственного департамента Дженнифер Псаки пришлось не просто отреагировать на заявление сенаторов, но и заявить, что Белый дом действует вполне в духе высказанной законодателями обеспокоенности. Что свидетельствует о влиятельности Грэма, поскольку при всем символизме фигуры Маккейна он скорее играет роль ветерана большой американской политики.
В текущем году Линдси Олину Грэму исполнится 60 лет. Он на семь лет младше Хилари Клинтон, которой прочат безоблачную кампанию президентских праймериз в Демпартии (стоит, впрочем, отметить, что так было и в 2008 г.). Это обстоятельство является существенным по двум причинам. Во-первых, "аргумент молодости" - дополнительное оружие против демократов, которые считают этот козырь своим и бросают его на стол во всех кампаниях. Так, Барак Обама был заметно младше обоих своих конкурентов в 2008 и 2012 гг. - Маккейна и Ромни, Эл Гор был всего на два года, но моложе Джорджа Буша-младшего, а Билл Клинтон - значительно моложе Джорджа Буша-старшего и Боба Доула.
Здесь важно подчеркнуть следующее: хотя кампания выдвижения еще на самом старте, соответствующие рейтинги уже существуют и разделены на три категории. Самая незначительная группа - "потенциальные кандидаты", к ней сегодня относят губернатора Флориды Рика Скотта и губернатора Мичигана Рика Снайдера. Более серьезно СМИ и лоббисты относятся к отряду кандидатов, которые "публично выразили интерес" к участию в кампании. Он включает 15 политиков, и перечислять их всех нет смысла, однако заметными фигурами являются сенатор от Флориды Марко Рубио, неформальный лидер внутрипартийной фракции "Чаепитие", сенатор от Кентукки Рэнд Пол, троица губернаторов от Огайо, Индианы и Луизианы, запомнившиеся ветераны прошлых гонок Рик Санторум, Майк Хаккаби и Сара Пэйлин, и техасский сенатор Тед Круз. Наконец, наиболее престижная когорта республиканцев - это те, кто уже официально добивается номинации, и если заранее отказаться от политиков экзотичных (таких как врач-пенсионер Бен Карсон) и подзабытых (таких как экс-губернатор Нью-Йорка Джордж Патаки), то перед сообществом партийных активистов и лоббистов останутся - в случае, если Митт Ромни отойдет от тактики загадочности - всего пять кандидатур. Это дважды губернатор Флориды Джеб Буш, действующий дважды губернатор Нью-Джерси Крис Кристи, экс-губернатор Техаса Рик Перри, юный по политическим меркам губернатор Висконсина Скотт Уокер. И - сенатор Линдси Грэм.
При этом следует уточнить, что по такому признаку, как политический вес, Грэм на данный момент уступает лишь Джебу Бушу, за которым стоит мощный партийно-деловой республиканский клан. Что именно формирует этот вес? Прежде всего Грэм победил в третьей подряд сенатской гонке в "сложном" округе Южной Каролины, где 48 лет доминировал ныне покойный дважды спикер верхней палаты Сторм Термонд, когда тот решил отойти от дел в 2003 г. А это означает, что Грэм соблюл все правила партийной преемственности, получил благословение политика-символа республиканцев и "поперед батька в пекло не ліз". Эта последняя деталь в американской партийной политике чрезвычайно важна - самонадеянных она тихо, но очень быстро топит.
С двумя краткими перерывами на протяжении 40 лет Южной Каролиной руководят губернаторы-республиканцы. Сам штат на протяжении довольно продолжительного периода можно считать вотчиной Республиканской партии, но со своей спецификой. А специфика эта состоит в следующем. Хотя Южная Каролина не просто южный штат, а еще и тот самый, в котором и началась Гражданская война в США, сегодня, как и ранее, он не представляет собой так называемый "глубокий Юг", где кампанию консерваторов, а затем и голоса института выборщиков с высокой вероятностью способен выиграть лишь правый радикал. Так, в 2012 г. республиканцев штата не впечатлил Рик Санторум, а в 2008-м - Майк Хаккаби, оба раза они высказались в пользу умеренных консерваторов - Ромни и Маккейна.
В политике Грэма можно охарактеризовать как стратега. Шаги, которые он делал, были выверенными и ориентированными на долгосрочный результат. Так, в 1992 г. он с первого раза победил в гонке за место в конгрессе штата, далеко обойдя действующего конкурента. В 1994-м, воспользовавшись уходом на пенсию конгрессмена США демократа Батлера Деррика и при поддержке Сторма Термонда, Грэм выигрывает номинацию партии, а затем и сам округ, причем такой, в котором республиканцы не побеждали с 1877 г. В 1996 г. он громит аристократию Демпартии в своем округе, а в 1998 и 2000 гг. увеличивает свой результат, постоянно побеждая двумя третями. Таким образом, Линдси Грэм трижды избирался в нижнюю палату Конгресса США от округа в северо-западной Каролине, создал серьезную базу внутри партии и шире - стал известен не только среди консервативных избирателей, но и избирателей-центристов. И вот почему.
Несмотря на то, что Грэм убежденный консерватор и в 1996 г. голосовал за так называемый закон о защите традиционной семьи, в 1998 г. он был единственным республиканцем в комитете Конгресса по юстиции, отказавшимся поддерживать любой из пунктов об импичменте президента Клинтона. Журналисты запомнили его ироническую фразу: "Это "Уотергейт" или мыльная опера?". Растущая популярность позволила Грэму принять участие в партийном перевороте против Ньюта Гингрича, которому чудом удалось удержаться в кресле спикера нижней палаты - и то ненадолго. А это означает, что Линдси Грэму не чужд дух интриги. В Конгрессе Грэм работал в комитетах по международным отношениям, образованию и трудовым ресурсам, юстиции, финансированию и контролю над вооруженными силами.
В 2002 г., на заре президентства Джорджа Буша-младшего в Белом доме и неоконсервативной внешней политики, конгрессмен от Южной Каролины решил, что пора взять следующую высоту. Единогласно выдвинутый партией он побеждает в нелегкой гонке, но при этом в Сенате эффективно сотрудничает с коллегой-демократом от своего штата. После того как тот покидает Сенат, Грэм становится "старшим сенатором" Южной Каролины. В 2008 г. Линдси Грэм уже привычно кладет на лопатки и партийного соперника, и конкурента в сенатской кампании с результатами, близкими к двум третям. В ноябре прошлого года позиции Грэма считались шаткими, поскольку он склонен к компромиссу с демократами, а его округ намеревались вспахать молодые волки из непримиримого "Чаепития". Однако вместо того, чтобы "прогибаться" под моду на ультраконсервативный популизм "чайников", Грэм объявил им открытую войну, показательно разбил в праймериз, а затем с привычным результатом обошел и конкурента из Демпартии. Стоит отметить, что линия умеренных республиканцев, или "истеблишмента", победила и в целом по стране, что подтверждает наблюдение о предусмотрительности Линдси Грэма, его умении угадывать на- правление ветра настроений.
Сам Грэм считает себя идеологическим последователем Рональда Рейгана, однако республиканский избиратель рассматривает его как относительно умеренного консерватора с независимой позицией. В вопросах климата, иммиграции и налогов Грэм свободно сотрудничает с Демпартией и был одним из республиканцев, обеспечивших налоговое соглашение с Обамой, разблокировавшее федеральный бюджет. Несмотря на репутацию ястреба и сторонника гуманитарных интервенций, отношение сенатора, например, к антиисламским проявлениям отрицательное. Тем не менее он горячо поддерживает деятельность Агентства национальной безопасности США и с достоинством выдержал ровную линию в череде дел о пытках террористов и военнопленных. В прочих аспектах американской внутренней политики Линдси Грэм является классическим консерватором. Любопытно, что он никогда не был женат.
Вероятно, в силу долгой военной карьеры, полного погружения в то, чем он занимается, политику, в которой он чувствует себя в своей тарелке. А также в силу высокого уровня интеллекта, продемонстрированного еще в школьные годы, - возможно, Грэм утомляет дам глубокими политическими разговорами - о его личной жизни ничего не известно. При этом сенатор, обладающий изрядным и где-то даже парадоксальным чувством юмора, не раз официально подтверждал свою гетеросексуальную ориентацию и поддерживает имидж традиционного холостяка. Нельзя исключать, впрочем, что, если Грэм, который следует своему обещанию рассмотреть возможность выдвижения (для чего сформирован комитет), если избиратели переизберут его в Сенат (что уже произошло), далеко пройдет в гонке, партия вынудит его жениться.
По понятным причинам иностранную аудиторию больше интересует внешнеполитическая позиция сенатора Грэма, и она довольно прозрачна. Он надпартийный "неокон" - в этом смысле у него больше общего в том числе и с демократами эпохи 90-х, нежели с изоляционистами справа. Грэм поддерживал политику Буша-младшего в отношении Ирака и оказался прав в своей оценке перспектив этой страны после вывода американских войск - Ирак быстро деградировал. Линдси Грэм - сторонник жесткого подхода к иранскому вопросу вплоть до уничтожения авиацией иранской военно-промышленной инфраструктуры. Сенатор - верный сторонник Израиля, горячо поддержал Грузию в дни российского нападения на эту страну, а теперь прилагает максимум усилий для того, чтобы украинская политика Вашингтона стала более решительной и принципиальной. Грэм призывал США бойкотировать Олимпиаду в Сочи и сегодня выступает за передачу Украине современных американских вооружений, потому что это, на его взгляд, просто правильно и улучшит его "самоощущение". Офи-циально сенатор Грэм 9 февраля сформулировал свою позицию следующим образом: "Президент Обама продолжает демонстрировать слабость перед лицом агрессии, а это превращает мир во все более небезопасное место. Его нежелание предоставить Украине защитное вооружение - а это уже отчаянная необходимость - является еще одной канавой текущего президентства, а ведь их уже было немало. Согласно Буда-пештскому меморандуму Украина отказалась от своего ядерного арсенала в обмен на гарантии со стороны США, Великобритании и России, состоящих в защите ее суверенитета и территориальной целостности. Происходящее показывает, что в эпоху Обамы лучше быть врагом Америки, нежели ее другом. Печально, что наши враги не получают должный отпор, тогда как наши друзья постоянно испытывают дефицит настоящей поддержки. У украинцев нет времени для "стратегического терпения" президента Обамы. Наступил момент, когда президент обязан отбросить сомнительные маневры и предоставить Украине то оборонное вооружение, в котором она нуждается".
После прогнозированного уничтожения Россией соглашения Минск-2 и продолжения ею военной интервенции в Украину принципиальная позиция "ястребов" ожидаемо находит все больше сторонников в Вашингтоне и в других западных столицах. Дело здесь не только в объективной слабости, недостаточности или невыполнимости предлагаемых ответных мер вроде очередных персональных санкций, введения миротворческого контингента и исключения РФ из Совбеза ООН. Просто издевательская насмешка, которой Владимир Путин наградил Ангелу Меркель и Франсуа Олланда, не просто отказавшись держать данное в Минске "слово джентльмена" о прекращении огня, но и бравируя этим нарушением, не может оставаться безнаказанной. Исход честной игры с шулером предопределен еще до ее начала. После Дебальцево это, похоже, начали осознавать и в Берлине, и в Париже. И - в Белом доме. Вопрос, правда, в том, сколько троллинга и сколько правды в недавнем твите Линдси Грэма: "Президент Обама - гнутокомандующий, когда нам нужен главнокомандующий". Впрочем, скоро узнаем.
Совесть Запада
Сенаторы Линдси Грэм и Джон Маккейн назвали соглашение о прекращении огня в Донбассе "смехотворным листом бумаги", бесполезным, поскольку Путин достиг своих военных задач в Дебальцево. "Канцлер Германии и президент Франции при поддержке президента Соединенных Штатов легитимируют расчленение суверенного государства в Европе впервые за семь десятилетий. Непростительно придерживаться сорванного соглашения о прекращении огня на фоне эскалации Россией и ее подельниками в Украине бескомпромиссной осады Дебальцево", - заявили сенаторы в своем обращении. "Позор всему Западу за то, что мы подвели украинцев", - сказано в заключение.
Консерватор, которому симпатизируют либералы
Что касается кандидатских и президентских перспектив Линдси Грэма, то, с одной стороны, говорить о них, как и в отношении прочих республиканских политиков, наиболее решительные из которых находятся на стадии формирования комитетов поддержки, все же преждевременно. Но с другой стороны, сенатор Грэм предстает соблазнительно устраивающей партию и этически безупречной фигурой. Консерватор, которому симпатизируют либералы. Южанин из умеренного штата. Выходец из малых собственников, военный юрист и полковник ВВС, при этом отдавший принципиальному государственному служению 22 года жизни, носитель американской улыбки (при этом без ковбойского высокомерия) и политик с независимым мнением. Наконец, опытный политический организатор, не знавший электоральных поражений в семи подряд избирательных кампаниях. Что смогут противопоставить ему "третий Буш", два экс-губернатора и два действующих губернатора, из которых юный Скотт Уокер сегодня популярен в консервативных СМИ, или сохраняющий интригу (но дважды пролетевший в больших финалах) Митт Ромни? Одно можно сказать наверняка: потенциальный победитель республиканских праймериз и консервативный претендент на Белый дом станет таковым лишь в том случае, если заручится поддержкой сенатора Грэма. Если оным претендентом и победителем не станет сам Линдси Грэм.
Психолог, юрист и, конечно же, военный
Из всех нынешних лидеров партийной кампании именно Линдси Грэм может похвастаться безупречной в глазах консервативного избирателя карьерой. По своему социальному происхождению Грэм - выходец из семьи мелких буржуа, соли американского среднего класса, его родители держали ресторан в маленьком городке Сентрал. Умерли они рано, и Линдси пришлось заботиться о несовершеннолетней сестре, поэтому он выбрал университет неподалеку, в столице штата Колумбия. Там он первым в своей семье получил университетский диплом, кстати говоря, психолога, а затем юриста. Параллельно Грэм учился на военного и после окончания вуза стал офицером юридической службы ВВС США. Как офицер ВВС Грэм отслужил четыре года в немецком Франкфурте, а в 1989 г. оставил военную службу, но неоднократно возвращался на нее (в те же ВВС и в Национальную гвардию штата) как военный юрист (в этом качестве его задействовали и во время войны в Заливе как инструктора пилотов по военному законодательству). В 2004 г. Грэму было присвоено звание полковника резерва ВВС США, а как резервист он добровольцем работал в Ираке и Афганистане, также он до сих пор исполняет обязанности апелляционного судьи резерва ВВС. Карьера Грэма-юриста также всегда была связана с армейскими вопросами.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 23 февраля 2015 (№8/718)