Плевок против ветра. Почему запрет "бандеровской идеологии" насмешит ураинцев
Итог о сегодняшней поправки польского Сейма по "бандеровской идеологии".
Самое важное, что нужно понять, наказание (штраф или тюремное заключение сроком до трех лет) вводится не за выражение привязанности Донцову или Бандере, а за "отрицание преступлений украинских националистов или украинских формирований, которые коллаборировали с Третьим Рейхом в 1925-1950 годах" .
И хотя я - условный "левак", знаю людей с украинскими националистическими взглядами, но не помню, чтобы кто-нибудь из них отрицал преступления УПА.
То есть если вы идете с красно-черным флагом в Перемышле (хотя на практике лучше этого не делать), вас не смогут наказать по этому закону. И если бы даже закон запрещал символику украинского национализма, вы можете спокойно направлять дело в суд и обосновывать, что вы - кубинский фиделист и шли с символикой движения "26 июля", основополагающего для Кубы.
Ведь некоторые польские прокуратуры, прикрываясь объяснениями об индийском символе счастья, закрывают уголовные дела со свастиками.
Вторая интересная вещь - выполнение этого закона. Это - фарс, эта бумажка писалась на коленке, им можно только громко угрожать, но из-за решетки. Я с нетерпением жду первого приговора - если он вообще когда-либо будет. Даже если зарубежного публициста за нарушение этого закона доставят в Польшу, я закурю кубинскую сигару, глядя - в случае попытки приговорить человека по этому закону - как польский прокурор или судья будет нести бред о событиях в Гуте-Пеняцкой, как приглашенные польские историки перегрызутся между собой, как эксперты будут мычать о тяжести там, где суд потребует черно-белого звучания.
И все это - под светом телекамер. Польских прежде всего.
И все это - для того, чтобы другой суд отменил этот приговор. Из-за его глупости. Польша, как бы там ни было, не Россия, она вмонтирована в юридическую систему ЕС. Более того, здесь даже во время военного положения 1981 г. были судьи, которые оправдывали оппозиционеров.
Этот закон - не для украинцев. Это прежде всего колокольчик для польского общества. Этот закон принимался для того, чтобы одна кучка циников покричала с парламентской трибуны об угрозе чужого, "украинского нацизма" (именно так, это цитата), а другие несколько миллионов отвлекли внимание от неонацизма польского. Им сейчас в теленовостях говорят: ну, у нас оно есть, но посмотрите, какое оно там, у украинцев!
Украинцы в этой дискуссии были, сказал бы, отсутствующими присутствующими. О них говорили много, обвиняли в страшном, навесили всякого - но без их участия.
Пусть, просто станем и спокойно подождем. Этот закон нам не навредит. Его невозможно выполнить, по нему невозможно кого-то реально посадить, а если даже будет попытка - то ценой невероятного унижения.
Это - плевок в лицо польской законодательной системе.
Это - унижение польских судов.
А первый приговор станет подрывом доверия польского общества к судебной власти.
И я хотел бы увидеть судью, который пойдет на это. Он, поверьте, проиграет.