• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

День простоять да ночь продержаться. Как Украина может выиграть от запуска "Северного потока-2"

В долгосрочной перспективе СП-2 наносит ущерб интересам России, при этом открывая широкие возможности перед Восточной Европой

Строительство "Северного потока-2"
Строительство "Северного потока-2"
Реклама на dsnews.ua

В пятницу, после трехдневного визита, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и глава Офиса президента Андрей Ермак отбыли из Вашингтона в Киев. Целью этой поездки было подготовить визит в США уже главы государства Владимира Зеленского, запланированный на 30 августа.

Фоном для обоих турне не очень комфортен: тон задает заключение Соединенными Штатами и Германией соглашения о "Северном потоке-2".

Договор изрядно потрепал отношения между Вашингтоном и Киевом. И многими сегодня в Украине, Польше, странах Балтии, да и в самих Соединенных Штатах трактуется как предательство их интересов ради сохранения диалога с Берлином.

Да, на уровне американских экспертов и на уровне конгрессменов есть понимание того, что данное соглашение открывает перед Кремлем широкие возможности для шантажа Украины и Европы, усиливая их энергозависимость от России.

Но, с другой стороны, если оценивать американо-германскую договоренность в долгосрочной перспективе и обратить внимание на подводные камни на дне Балтийского моря, где лежит СП-2, то оно уже не кажется откровенным предательством и пренебрежением Байденом интересами как США, так и союзников.

Во-первых, и об этом говорилось уже не раз, администрация Джо Байдена добилась сохранения и даже укрепления взаимоотношений со своим ключевым в Европе союзников в сферах экономики и безопасности.

Великобритания остается несколько в стороне, поскольку более не является членом Европейского союза, а к тому же Белый дом оформил с Лондоном отдельное двухстороннее соглашение о сотрудничестве, получившее громкое название "Новая Атлантическая хартия".

Реклама на dsnews.ua

Чтобы удержать ЕС на своей орбите влияния, Байдену нужна была Германия. Общими усилиями они способны переформатировать Евросоюз — адаптировать его под условия нарастающей конфронтации между Вашингтоном и Пекином. Да и с Москвой тоже.

Уберечь от зеркал

Во-вторых, как бы это ни было сложно принять, но компании, причастные к строительству и функционированию "СП-2", включая его оператора — Nord Stream AG — все же ведут вполне легальный бизнес. То есть, в принципе (мораль для бизнеса обременительное и дорогое удовольствие) компании действуют в рамках законодательства, даже если за ними и стоит такое государство как Россия.

Вполне вероятно, что это соображение было в числе ключевых при принятии Белым домом решений в этой области. Ведь если Соединенные Штаты произвольно начнут вводить санкции как раз против таких компаний, ведущих легальный бизнес, то таким образом Вашингтон подорвет основы глобальных рыночных отношений.

Что, в свою очередь, дает оппонентам карт-бланш на аналогичный ответ уже в отношении американских компаний. Понятное дело, что этим новообретенным оружием сразу же воспользуется Китай, Россия или Иран.

Формально им предъявить нечего: Штаты чинят произвол в отношении неудобных компаний, так почему бы и им не ответить взаимностью? Такая борьба, несет угрозу нынешним принципам рыночных отношений, причем в глобальном масштабе.

Во-вторых, введение такого рода санкций ведет к стремительному повышению страховых рисков — вплоть до отказов крупнейших страховых компаний предоставлять свои услуги.

Да, для России и Германии это будет очень мощным и болезненным ударом.

В то же время, если Россия и Китай примут вызов и начнут вводить санкции в отношении американских компаний, то они же — компании из США — столкнутся с той же проблемой. То есть — с нежеланием страховых компаний подвергать себя риску и страховать бизнес, по которому либо может прийтись удар Китая, либо уже пришелся.

Оба эти сценария в совокупности также могут дополняться потенциальной активизацией дедолларизации мировых экономик.

Соответственно, капитулируя перед Берлином и Москвой в вопросе "Северного потока-2", выходит, что Джо Байден и его советники таким образом пытаются защитить американский бизнес.

Игра вдолгую

Теперь оценим СП-2 сам по себе. Каковы его КПД и перспективы?

Здесь следует указать на одну, на первый взгляд, крамольную вещь — Восточной Европе нужно не бороться с "Северным потоком-2", тем более, что он все же будет достроен; а, грубо говоря, поддерживать его.

Причина номер один: в долгосрочной перспективе "СП-2" работает против интересов России, неспособной отойти от ресурсной модели экономики. Несмотря на все декларации о диверсификации и переходе на возобновляемые источники энергии.

Причина номер два: "Газпром" не сможет заполнить трубопровод на всю проектную мощность из-за действующей в Евросоюзе "Газовой директивы", которая блокирует попытки одной структуры получить монополию над газопроводом.

Причина номер три: Байден придал импульс борьбе с изменением климата, которая должна выйти на более высокий уровень, нежели предусмотренный в Парижском климатическом соглашении.

Европа сегодня ударными темпами занимается переходом на зеленую и альтернативную энергетику. В том числе и Германия. Однако ей на тот период, пока она подготовит нужные "чистые" мощности, нужно традиционное топливо — газ, учитывая, что Берлин отказался от угля и атомной энергии.

Россия за европейцами не поспевает, увязнув в своей традиционной энергетике. Следовательно, в долгосрочной перспективе это удар по российским интересам, ведь он означает потерю европейского рынка.

Кроме того, Восточная Европа через некоторое время благодаря "чистой энергии" может значительно снизить энергонезависимость от России, т.е. Кремль лишится мощного рычага давления и манипуляций властями этих стран.

Главное — выстоять

Режим Владимира Путина вкладывает колоссальные ресурсы в продвижение своих энергоинтересов в Евросоюзе и развитие соответствующей инфраструктуры, которые несоизмеримы с той выгодой, которую Москва получит в итоге.

Иными словами, Россия вложила больше, чем когда-либо заработает на обеих нитях "Северного потока".

Но для Украины здесь есть крайне существенная проблема — продержаться до того момента, когда страна станет энергонезависимой от России.

Этой цели должен послужить "Зеленый фонд", о котором идет речь в американо-германском соглашении. Его цель — профинансировать переход Украины на возобновляемые источники энергии.

Германия обязалась вложить в этот фонд $175 млн. Запланированный его денежный объем — $1 млрд. Остальную часть, по задумке Вашингтона и Берлина, должны будут "докинуть" различные компании, с которыми, очевидно, будут вестись переговоры на самом высоком уровне.

Успех предприятия также будет обусловлен и готовностью властей Украины действовать прозрачно и направлять средства, куда нужно, а не распределять по карманам представителей близкого круга.

Это раз. Два — чтобы Берлин не начал юлить и не пытался пересмотреть условия Вашингтонской декларации, Киев и союзники должны постоянно загонять федеральное правительство, получается, уже преемника Ангелы Меркель в узкое пространство.

Не лишним будет и не допустить единоличного контроля официального Берлина над средствами в "Зеленом фонде", что может стать рычагом давления для немцев в ситуациях, когда того потребуют интересы ФРГ.

Так что есть определенная ясность относительно перехода на "чистую энергию". Но ее нет касаемо самого процесса перехода, ведь в вышеупомянутом соглашении не предусмотрены никакие компенсации потерь Украины от потери газового транзита.

Поэтому еще один важный пункт в повестке дня переговоров с Вашингтоном — это надежные гарантии компенсации такого ущерба и безопасностных рисков.

    Реклама на dsnews.ua