Коррупция по-швейцарски. Как сутенер полицейских сдал и при чем здесь НАБУ
Рядовая, в общем-то, история, приключившаяся в Швейцарии, удивительно ярко отразила разницу в устройстве наших обществ и нашего сознания.
Все началось банально: некий житель Женевы, решив купить недвижимость в соседнем кантоне Вале, обратился в местную риэлторскую контору. Деньги на ее покупку (полмиллиона швейцарских франков) он привез наличными.
Что же, сумкой с деньгами у нас никого не удивишь. Достаточно вспомнить регистрацию кандидатов в президенты и Инну Богословскую, которая принесла два с половиной миллиона гривень наличными в пакете. Подсчета того, как часто на самом деле рассчитываются наличными клиенты украинских риэлторов, никто не ведет, но, вероятно, и там они в большом ходу, хотя по электронным платежам и банковским карточкам Украина входит в число мировых лидеров. В случае с недвижимостью наличные хороши еще и тем, что позволяют минимизировать затраты на налоги. Словом, понаехавший в Вале женевец действовал практично и в целом верно. Недаром все же этот город так любил вождь мирового пролетариата товарищ Ленин.
А дальше украинский и швейцарский пути расходятся: вместо того чтобы порадоваться правильному клиенту, риэлторы сообщили о нем в налоговую службу Женевы. То есть деньги-то они взяли и сделку оформили, но клиента решили на всякий случай засветить. Хотя, кто знает, как там у них все было - может, попался неприятный тип и чем-то их обидел.
Налоговики в Женеве тоже обрадовалась - и это тоже была нормальная реакция. Мы-то ведь знаем: с человеком, у которого есть наличные, всегда найдется о чем поговорить - и договориться о чем-то интересном. С таким человеком как-то сразу возникает масса тем для разговора, он делится наличными и уходит заниматься своими делами, и все остаются довольны.
Поначалу все шло хорошо. Инспекторы выяснили, что 40-летний покупатель декларировал лишь 40 тыс. франков дохода в год, так что полмиллиона - это его доход за двенадцать с половиной лет, и повод для разговора возник. Но дальше начались непонятные вещи: вместо того чтобы по-доброму пообщаться и прийти к соглашению, гражданина задержали по подозрению в неуплате налогов и сокрытии доходов, поместили под стражу, изъяли цифровые носители, а на одном из смартфонов обнаружили переписку с полицейскими. Выяснилось, что задержанный - сутенер, а представители женевской полиции и сотрудники муниципалитета (всего около 20 человек) в течение шести лет помогали ему вести дела, получая долю от доходов и место в жюри конкурсов на лучшую секс-работницу.
Интересно, что выплыло бы на свет, если бы кто-то из ЦИК написал в налоговую и попросил проверить происхождение наличности у кандидатов в президенты? Но все-таки Украина - не Швейцария, так что, вероятно, не выплыло бы ничего - разве что наличность немного перераспределилась бы, став ближе к народу. С другой стороны, как мы видим, Швейцария - тоже разная, и если в Вале засели унылые кляузники, то Женева - веселый и позитивный город. Кстати, сама по себе проституция не является в Швейцарии незаконным занятием. Вот только налоги с нее надо платить, и именно из-за их неуплаты разгорелся весь сыр-бор.
И еще: в силу ряда особенностей Швейцарии расходы на съем помещений являются болезненной графой затрат при легальном занятии проституцией. Похоже, что арестованный хотел расширить свой бизнес, открыв в Вале филиал, но риэлторы сломали этот замысел и, по сути, сами себя и наказали.
Следствие продолжается, его ведет отдел внутренней безопасности полиции - в Швейцарии он называется Генеральной инспекцией (IGS), причем один из сотрудников IGS тоже оказался замешан в этом деле.
Эту историю поведала швейцарская "Наша Газета", выходящая на русском языке. Как оказалось, женевские полицейские вообще мастера на все руки - начиная от крышевания бизнесов, легальных и нелегальных, и торговли информацией о перемещении ценностей, интересующей налетчиков, до мелких краж и курения конопли из камеры хранения вещественных доказательств. Вот все-таки недаром Женеву так любила вся русская эмиграция, а не только Владимир Ильич. Уж кто-кто, а русские социал-демократы знали толк и в налетах, и в проститутках.
Итак, между Украиной и Швейцарией есть сходство - так, коррупция есть и там, и там. И это показывает, что люди - везде люди, а не святые, и выдаваемая за аксиому версия о том, что Украина ужасно коррумпирована по сравнению с Европой, является некоторым преувеличением. Напротив, ситуация везде похожа: все не прочь подзаработать к зарплате, которая всегда меньше, чем хотелось бы, и от трудов праведных скурить на халяву по косяку. Но есть и важное отличие. Представьте себе, что такая история случилась бы у нас в Украине, - и то, какие усилия были бы брошены на вывод попавшихся чиновников из-под удара. В итоге все вылилось бы в унылую возню, переходящую в совсем уже мрачные вещи, вроде устранения свидетелей.
А швейцарцы относятся к этому проще: засветился - уволили, набрали новых, нечего греть место, если руки кривые, дай шанс другим попробовать себя. Сроки для попавшихся - не смертельные, тюрьмы комфортные, при желании можно получать профессию или заниматься самообразованием, в общем, время, проведенное там, не оказывается обязательно потерянным.
То есть упираться до конца и совершать еще более тяжкие преступления, чтобы уйти от ответственности любой ценой, громоздя одно на другое, особого смысла нет. Что же касается коррупции и уклонения от налогов как таковых, то они от замены действующих лиц никуда не исчезнут. Новые полицейские и служащие, набранные взамен старых, тоже будут не без греха.
Но такая ротация очень важна. Да, люди не ангелы, а полиция склонна брать взятки, и так было всегда, с того момента, когда кому-то впервые пришла в голову мысль нанять одних разбойников для защиты от других. Но по-настоящему страшным злом коррупция становится только тогда, когда появляются неуязвимые касты и кланы, живущие коррупционным доходами из поколения в поколение. Когда возникает монополия на коррупцию для узкого круга избранных, которых невозможно отпихнуть от кормушки, даже если они пойманы за руку.
Если же этого нет - все не так плохо. Иными словами (НАБУ и прочим воинствующим борцам за чистоту рядов на заметку), жестокие кары в борьбе с коррупцией не дают результата, а вот регулярная ротация дает - и еще какой. Ротация порождает привычку легко сдавать коррупционеров и легко увольнять их, не карая с особой жесткостью. А это, в свою очередь, создает старт для следующего шага - для постепенного конструирования ситуации, когда выгоды от честности - и, как следствие, длительного пребывания в должности - становятся сопоставимы с выгодами от короткого коррупционного рывка.