Планы для Донбасса: Почему Украина не хочет реформировать армию?
Анализ военной составляющей решений СНБО и принятых во исполнение президентских указов показывает, что в основном усилия по-прежнему сосредоточены на коротких тактических шагах, позволяющих решить злободневные проблемы армии. Полная перестройка и кардинальная реформа системы обороны государства на повестке дня пока не стоит.
Итак, формулировки соответствующих пунктов решений Совбеза свидетельствуют о том, что после восьми месяцев войны не только отсутствует стратегия реформирования системы обороны страны, но до сих пор не закончен комплексный обзор сектора безопасности и обороны. То есть, грубо говоря, не поставлен диагноз, без которого невозможно начать правильное лечение больного организма. Так, в одном из решений СНБО от 4 ноября говорится, что правительству поручается безотлагательно "проанализировать состояние организации проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны Украины, предусмотренного решением СНБО Украины от 28 апреля 2014 г., ...и принять меры по привлечению в установленном порядке к ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по проведению этого обзора". Другими словами, с 28 апреля правительственные военные чиновники изображали бурную деятельность, жалуясь на нехватку средств и ресурсов, и при этом не удосужились провести комплексную оценку. В результате в конце ноября, когда Украина потеряла уже больше тысячи военнослужащих, правительство по-прежнему не готово приступить к системному реформированию силовых структур по той простой причине, что аналитики не смогли собрать в кучу свои умозаключения.
Из этого вытекает точечность и временный характер других пунктов решений СНБО, которые в тактическом плане абсолютно необходимы и понятны. Однако нет гарантии, что в дальнейшем они органично лягут в стратегическую картину модернизации силовых ведомств. А это может привести к неэффективному расходованию ресурсов, времени, а во время войны - и к ненужным человеческим жертвам. Например, правильным является решение о создании при Министерстве обороны Объединенного пункта управления для координации деятельности всех органов сектора безопасности и обороны. Именно о таком органе (как о своеобразной Ставке Верховного Главнокомандующего) говорится с самого начала конфликта с Россией. Еще в первые дни АТО звучали голоса за создание центрального органа управления всеми операциями в зоне конфликта именно при Минобороны. Это представлялось естественным: ведь Генштаб должен готовить и проводить комплексные военные операции, а Вооруженные силы являлись и являются стержнем всех операций в зоне АТО, и именно армейским генералам легче координировать совместную работу остальных профильных ведомств, структур и подразделений. Однако создать такой орган получилось лишь сейчас. Причины и последствия промедления требуют отдельного анализа. А вот, как долго просуществует этот орган и насколько он будет эффективным, сказать пока трудно. Поскольку отсутствует стратегическая оценка системы обороны и комплексная программа ее развития и реформирования. В таких условиях любые новые органы управления впоследствии могут оказаться инородными или вредными, и их снова придется переформатировать.
В эту же канву ложится и решение о создании нового вида Вооруженных сил Украины - Высокомобильных десантных войск. Само по себе выделение десантников в отдельный вид ВСУ - решение очень полезное и своевременное. Усиление роли и значения ВДВ в составе украинской армии, увеличение количества соединений и численности десантников, упрощение системы управления, обеспечения, закупки вооружений и военной техники в условиях войны - это то, что сейчас нужно для страны. По большому счету ВДВ должны составить сердцевину новой мобильной украинской армии, готовой к быстрым и эффективным операциям в составе межвидовых соединений. Однако возникают вопросы по корреляции этого решения с общим направлением будущего реформирования ВСУ. Действительно ли ВДВ станут одним из центральных элементов модернизированной армии или под реформу придется снова все перекраивать и резать? Такое в украинской военной истории случалось десятки раз. Не хотелось бы снова наступить на те же грабли. Тем более что во время войны эффект от них бывает не только неприятным, но и часто смертельным.
Вопрос переформатирования батальонов территориальной обороны ВСУ, резервных батальонов Нацгвардии и добровольческих батальонов МВД, актуализированный решением СНБО, также произрастает из отсутствия стратегических подходов к строительству системы обороны. И снова не совсем понятно, в какие концептуальные рамки их хотят втиснуть: переформатировать для усиления, перераспределить по функциональному признаку между профильными соединениями Вооруженных сил и Нацгвардии или просто расформировать и раскидать добровольцев по штатным подразделениям.
Пока упор на тактику в ущерб стратегии не выглядит катастрофическим - нам нужно в кратчайшие сроки подготовиться к полномасштабной войне, которую Россия может начать в любой момент, несмотря на давление Запада и грядущую зиму. Задача максимально эффективно использовать каждый новый день для усиления обороны по-прежнему имеет высший приоритет. Чтобы у врага улетучилось желание "рубить коридор в Крым" или "идти на Киев и Львов". И в этом плане делается действительно много. Однако отсутствие стратегии увеличивает вероятность принятия ошибочных решений, которые в будущем могут нивелировать весь позитив от верных и полезных тактических шагов. К слову, в решении СНБО от 12 сентября, утвержденном указом Президента от 3 ноября, содержится такой пункт: "Внести до 15 декабря 2014 года на рассмотрение СНБО разработанный по результатам комплексного обзора сектора безопасности и обороны Украины проект концепции развития сектора безопасности и обороны Украины". Интересно, успеют?