Почему прогорают российские шпионы в Литве

Находясь на переднем крае фронта противостояния российской агрессии, Вильнюс энергично оптимизирует структуры национальной, региональной и континентальной безопасности

В опубликованном на днях ежегодном докладе Госдепартамента безопасности Литвы утверждается, что власти республики считают шпионами треть аккредитованных в ней российских дипломатов. И опасаются, что Кремль может испытать готовность НАТО к коллективной обороне нетрадиционной тактикой.

Еще во время новогодних праздников в окрестностях ключевой балтийской авиабазы НАТО в Шауляе была задержана группа российских шпионов. Примечательно, что среди арестованных оказался и латвийский офицер с натовской авиабазы, откуда велась координация полетов истребителей альянса над Балтикой. Глубину внедрения российской разведки в государственные структуры стран Балтии трудно переоценить. А объяснить это явление нетрудно: в ранние 90-е годы именно Прибалтика стала каналом создания огромных капиталов российской олигархии, когда благодаря многократной разнице внутренних и мировых цен через тамошние порты вывозились сырьевые ресурсы, в частности ценные металлы. На посту начальника комитета по внешним связям петербургской мэрии непосредственное участие в этом процессе принимал Владимир Путин, использовавший для "интеграции в Европу" своих бывших коллег по восточногерманской "Штази". В частности, в 1985-1989 гг. агент "Штази" Маттиас Варниг работал в торговой миссии ГДР в Дюссельдорфе, где его главным "объектом" был западногерманский Dresdner Bank AG (но официально зачислен в сотрудники этого банка он был только в мае 1990 г.). Впоследствии Варниг стал крупным партнером Путина, начинавшего свою деятельность в Петербурге, а Dresdner Bank AG - первым крупным инвестором северной столицы.

И нынешний хозяин Кремля, и его ближайшее окружение так или иначе прошли через обильно политый кровью бригад "бандитского Петербурга" морской порт города. Большинство петербургских "реформаторов", в конце 90-х сформировавших "ленинградский десант" в Москву, имели самое близкое отношение к группировке "Антиквара" Ильи Трабера, создателя системной организованной преступности в самом западном российском мегаполисе. Сам Илья Ильич, когда-то построивший заправки вплоть до финской границы, - давно легальный испанский бизнесмен. А его партнеры и конкуренты либо томятся по тюрьмам, либо отдыхают на питерском Северном кладбище, либо угрожают миру ядерным оружием из Кремля.

Политические, экономические и криминальные интересы России на Балтике настолько переплетены, что в момент обострения международных противоречий, инициированного Москвой, материк тайной российской агентуры в странах Балтии начал принудительное всплытие. Применительно к Литве нельзя не вспомнить о выпускнике Ленинградской академии гражданской авиации, экс-президенте Роландасе Паксасе, в 2004 г. покинувшем свой пост в результате импичмента, а ранее уходившим в отставку с поста премьера в знак протеста против продажи литовского НПК "Мажейкю нафта" американцам. Это неудивительно, поскольку Паксас отстаивал российские интересы: до мая 2006 г. комбинат контролировала нидерландская "дочка" ЮКОСа Михаила Ходорковского. Дело Паксаса, по сути, длится до сих пор, но послуживший причиной импичмента президента сомнительный бизнесмен Юрий Борисов, ветеран советских ВВС, давно депортирован.

Примечательно, что преемники Паксаса - и Валдас Адамкус, и Даля Грибаускайте - занимают ярко выраженную антироссийскую позицию. Хотя еще не так давно на Грибаускайте, закончившую ЛГУ и сделавшую партийную карьеру в Литовской ССР, в Москве смотрели как на "свою". Впрочем, с точки зрения Кремля будущую главу литовского государства "вероятно, перевербовали" в первой половине 90-х, когда она сначала прошла стажировку в Джорджтаунском университете, а затем работала в посольстве Литвы в Вашингтоне. Однако твердая и бескомпромиссная позиция, занятая Вильнюсом в ходе российской военной интервенции в Украину внесла изменения в российское внешнеполитическое планирование.

Кроме того, с появлением в Клайпеде первого терминала СПГ "Газпром" не просто потерял монополию на импорт газа в Литву, но и встал на грань полной потери литовского (а в перспективе - и всего балтийского, с некоторым исключением Финляндии) рынка энергоносителей. Наконец, в параллельной реальности, в которой, по мнению германского канцлера Ангелы Меркель, существует Кремль, именно с балтийского плацдарма альянс стран НАТО нанесет первые удары по родовому гнезду ленинградского клана чекистов и контрабандистов - Петербургу. Естественно, что направление, масштаб и объем работы российских разведывательных структур в странах Балтии начали корректироваться на ходу. В результате агенты стали чаще прогорать. Так, в апреле 2014 г. из Литвы был выслан генеральный консул России в Клайпеде Владимир Малыгин: он был разоблачен как сотрудник Службы внешней разведки России, собиравший секретную информацию о политике и энергетических проектах Литвы. Москва тем временем продолжает наращивать давление на Литву, что привело к усилению контингента союзников в республике, а также к серьезным изменениям ее военного планирования. Так, в марте была принята поправка к закону об обязательной службе в литовской армии, согласно которой в этом году будет призвано 3 тыс. человек. Однако министр обороны Литвы Юозас Олекас предлагает не ограничиваться призывниками и продлить срок службы в профессиональной армии.

Находясь на переднем крае фронта противостояния российской агрессии, Литва энергично оптимизирует структуры национальной, региональной и континентальной безопасности. В том числе и оказывая военную помощь Украине. Запах пороха, похоже, почуяли даже в Минске, чьи интересы самым тесным образом связаны со странами Балтии и в первую очередь с Литвой. Наблюдая за остановкой конвейера завода МАЗ, спровоцированной системными сбоями в Евразийском союзе и кризисом платежеспособности в России, именно президент Лукашенко призвал США вернуться к диалогу в рамках выполнения Минских соглашений.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 6 апреля 2015 гю (№14/724)