• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Несущественная уступка. Почему польский Сейм оставил в покое евреев

Сессия Сейма на прошлой неделе не была последней перед каникулами. Почему же польским депутатам именно сейчас понадобилось внести изменения в закон об Институте национальной памяти, вызвавший международный резонанс?
Фото: twitter.com/plparliament
Фото: twitter.com/plparliament
Реклама на dsnews.ua

Двум палатам польского парламента и президенту Польши хватило десяти часов, чтобы внести в повестку дня, подвергнуть нескольким чтениям и подписать новые положения закона об Институте национальной памяти. Даже не столько подписать, сколько вычеркнуть - из документа убрали вызвавшее неудовлетворение США и Израиля уголовное наказание за приписывание польскому народу и государству преступлений против евреев. Таким образом, законодатели ликвидировали статью 55а данного закона, которая грозит заключением до трех лет за приписывание полякам ответственности за преступления Третьего рейха, и статью 55b, в которой говорится, что уголовное преследование применяется к польскому гражданину и иностранцу "независимо от правил, действующих в месте, где совершено нарушение". 

Эти параграфы в течение пяти месяцев формально действовали в польском законодательстве, по ним даже было несколько десятков донесений в прокуратуру, но в итоге все дела закрыли.

Уж слишком небезопасно было начинать дела с точки зрения политического капитала правящей в Польше партии "Право и справедливость".

Резонанс, испортивший праздник

Когда в начале этого года принимался резонансный закон, предусматривающий уголовное и административное преследование за "неправильные" трактовки польской истории (в частности, на украинском и еврейском направлениях), реакция международного сообщества ошеломила Варшаву. Протестовала Украина, так как принимая закон, польский парламент не щадил слов о расцвете "бандеровской идеологии" у соседки, которую следовало пресечь; но больше всего испортил обедню Израиль, а за ним - США, стимулируемые влиятельной еврейской диаспорой.

Варшава прогнозировала, как потом следовало из оправданий чиновников, отрицательную реакцию Украины (и, судя по всему, считала, что ею следует пренебречь), но очень удивилась реакции международного еврейства. Ее при расчете принятия закона не усмотрели - закон нужен был для консолидации внутреннего электората в воображаемой борьбе с внешним врагом.

Но пожар, который разгорелся благодаря Израилю, не удалось взять под контроль. Он перекинулся на Польшу, а закон, первоначально определяемый как "антиукраинский", стал "антиеврейским".

Реклама на dsnews.ua

Неудача правящей партии совпала как раз с пятидесятой годовщиной антиеврейской кампании, устроенной коммунистами в 1968 г., и с годовщиной освобождения Освенцима (Аушвица). Поддержка "Права и справедливости" в те дни просела на 7-8%. Это было самое большое падение рейтинга правящей партии за весь послевыборный период.

Кроме того, горела почва в отношениях с США - главным идеологическим союзником "Права и справедливости".

Варшава набивает себе цену

Особая любовь к США "Права и справедливости" возобновилась тогда, когда Варшава вошла в конфликт с Европейской комиссией и когда президентские выборы за океаном выиграл Дональд Трамп.

Закон об Институте национальной памяти значительно испортил отношения Варшавы и Вашингтона - США в этом году на всех переговорных площадках указывали на его непринятие, а несколько встреч вообще отменили.

Так сложилось, что в последнюю неделю июня Варшаве нужно было определиться в отношениях с США и Брюсселем.

С Брюсселем у Польши старый конфликт - из-за судебной системы. Варшава приняла закон, согласно которому 3 июля будет, вопреки конституции, изменена часть состава Верховного суда. Таким образом политики получат влияние на всю судебную систему. Судьи собираются противостоять, Брюссель занял двоякую позицию, так что "Праву и справедливости" нужно запастись терпением: борьба будет долгой.

Тем временем между Вашингтоном и Евросоюзом сейчас разгорелась самая большая за последние годы торговая война, и нет сигналов, что стороны собираются в ближайшем времени искать компромиссов. ЕС и США накладывают друг на друга новые пошлины, в европейских странах ширится мнение, что нужно как-то более самостоятельно формировать западную повестку, в том числе военную (об этом заговорили даже в балтийских странах, традиционно проамериканских среди членов ЕС).

Польша - несмотря на все, важный член Евросоюза - рассчитывает на флирт с Вашингтоном в европейско-американском противостоянии. Премьер-министр Матеуш Моравецкий даже заявил о том, что Варшава может стать мостом в евроатлантической дискуссии. Станет ли на самом деле - это большой вопрос, а вот цену в конфликте с Брюсселем себе набьет. Если ЕС и придется с кем-либо договариваться, чтобы в очередной раз одернуть Трампа, так это как раз с Варшавой.

Чего в законе не изменили и не изменят

А вот Киев как раз не в той ситуации, чтобы набить себе цену с Варшавой. В законе, несмотря на раздражение Украины и даже на вопрос президента Анджея Дуды к Конституционному суду Польши, остались без изменения уголовное наказание за "отрицание преступлений украинских националистов", равно как и само определение украинских националистических организаций, которое охватывает не совсем понятный историкам период 1925-1950 гг. и пахнущее империализмом понятие "Восточной Малопольши" (то бишь - украинской Галичины).

Вряд ли эти моменты будут вычеркнуты из закона в ближайшем будущем. Об "украинской" части закона правящие в Польше "забыли", обходя вопросы об украинских "националистах" и направляя свои высказывания в сторону восхваления разума правящей партии за корректировку закона (хотя несколько месяцев назад хвалили ее за внесение вычеркнутых пунктов, клянясь, что отступать никто не собирается).

И самое главное - из закона вычеркнули уголовную ответственность за "оскорбление доброго имени Польши", но, что менее очевидно, административная ответственность осталась. Она, правда, уже не касается иностранных граждан, но существенно может повлиять на самоцензуру в общественной дискуссии внутри страны.

Десятки организаций польских националистов получили с новым законом право инициировать расследования по поводу предполагаемых искажений польской истории и "распространение порочащих сведений" о государстве Польша и польском народе так же, как если бы дело касалось частного лица.

Это - прямая дорога к автоцензуре. Нужно отдать должное польским судам: они в последние месяцы дают приговоры прямо по конституции, тем самым закрывая дела по самым изощренным законопроектам авторства правящей партии. Однако после 3 июля все может измениться - если судьи Верховного суда не выстоят в схватке с правящей партией, политики подчинят себе не только их, но и всех судей страны, судьба которых будет зависеть не от закона и репутации, а от партийного руководства.

И тогда то, что польский парламент за неполный рабочий день вычеркнул несколько параграфов, которые не понравились США и Израилю, не будет иметь никакого значения, кроме символического. Все настоящие решения будут приниматься в партии, а не в судах.

    Реклама на dsnews.ua