Почему отношение Берлина к Москве выглядит шизофреничным

Ангела Меркель пытается помириться с партнерами в стране и не оттолкнуть партнеров в мире
Фото: vnews.agency

В последние дни Берлин демонстрирует признаки внешнеполитической шизофрении. Во-первых, канцлер ФРГ Ангела Меркель, повторив тезис о немедленной отмене санкций только после выполнения Кремлем минских условий, вновь вспомнила о создании зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока. Эту идею в ноябре 2010-го выдвинул Владимир Путин, будучи премьером. Тогда, три года спустя после его воинственной мюнхенской речи и через два года после войны с Грузией это предложение было встречено с большим скепсисом. То, что после аннексии Крыма и вторжения на Донбасс Берлин дважды за два года (первый был в конце января 2015-го) вспоминает об этой инициативе, выглядит как слабость. Попытка компромисса в духе "уступка за уступку".

Однако в стратегии безопасности германского оборонного ведомства (Белой книге), в то же время, статус России был изменен: отныне она не партнер, а соперник. Две диаметрально противоположные позиции, в которых следует разобраться.

Итак, немецкая газета Die Welt, ссылаясь на документ, пишет: "Россия готова насильственным путем отстаивать свои интересы и ставит под вопрос установившийся мировой порядок. Россия наращивает военную деятельность на внешних границах ЕС и с помощью гибридных инструментов подрывает грань между войной и миром. Речь идет также о манипуляциях информацией через новостные ресурсы. Без фундаментального изменения курса России в ближайшем будущем она будет представлять угрозу нашему континенту".

Конечно же, экспертная среда, политики, чиновники и медиа РФ очень сильно возбудились, узнав о такой трактовке. К примеру, первый замглавы комитета Госдумы по обороне и член путинской партии "Единая Россия" Андрей Красов очень резко отреагировал на "безумную" Белую книгу в интервью "РИА Новости", заявив, что некоторым лидерам западных стран следовало бы пройти углубленный медицинский осмотр. Он имеет ввиду конечно же Меркель.

Но за день до публикации газетой информации о новой стратегии канцлер на съезде организации партии ХДС земли Мекленбург-Передняя Померания обещает Кремлю отмену санкций при условии выполнения минских соглашений. "Я за то, чтобы Россия шаг за шагом продвигалась ближе к европейскому экономическому пространству, чтобы мы в конце концов получили общую экономическую зону от Владивостока до Лиссабона", - цитирует Меркель Deutsche Welle. Правда необходимым условием этого в Берлине считают выполнение РФ минских соглашений. Глубже в мозг старается это "забить" и советник канцлера по внешней политике Кристоф Хойсген. По его словам, еще рано говорить об отмене ограничительных мер против Москвы, учитывая, что боевые действия на Донбассе не стихают. Но, как говорится, осадок-то остался, ведь Берлин официально предложил пряник Кремлю, хоть и прошелся на следующий день кнутом по российским бокам.

От таких перепадов нетрудно впасть в ступор. Тем более, что это не первые такие колебания немецкой политики, наблюдавшиеся за последнее время. Например, 30 апреля канцлер ФРГ хоронит формат G8, т.е. дает понять Москве, что не светит возвращение в "Большую восьмерку". "Формат G8 мертв. Мы не видим никаких признаков того, что Москва выполняет необходимые для возвращения условия", - заявили в ведомстве канцлера.

А через две недели появляется занимательное интервью министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера газете Der Tagesspiegel, в котором он констатирует, что в ЕС сегодня нет единства касательно продления санкций против России этим летом; содружество все же нуждается в Москве в разрешении масштабных кризисов. Министр якобы колеблется: Россия аннексировала Крым и вторглась на Донбасс, а с другой стороны участвовала в примирительном процессе с Ираном. Но что еще более любопытно, Штайнмайер положительно отзывается о возвращении РФ в G8, настаивая, что это будет в интересах развитых стран. По некоторым пунктам наблюдается явное расхождение во мнениях между Меркель и Штайнмайером, однако в общем-то оба политика не желают окончательного и бесповоротного разрыва с Россией, надеясь, что в будущем ситуация улучшится и двусторонние отношения перезапустятся.

Но это в будущем, которое пока скрыто за завесой возможных провокаций России.

В Берлине прекрасно осведомлены о тяге Москвы к деструктивным действиям, но пытаются получить уже сейчас определенные выгоды. Чем могут быть обусловлены заявления канцлера и министра? Причин две: бизнес и внутренняя политика.

Бизнес - это прежде всего пресловутый Nord Stream-2, против которого жестко выступают в Балтии и Польше, но в котором заинтересованы помимо "Газпрома" еще четыре европейских компании. И среди них две немецкие: подразделение химического концерна BASF - Wintershall (15,5% акций в проекте) и E.On Rurhgas (15,5%) - подразделение крупнейшей энергетической компании Германии E.On. Еще в проекте участвуют французская GDF Suez (9%) и нидерландская Nederlandse Gasunie (9%). Конечно же европейцы заинтересованы в продвижении этого проекта.

Хотя, как верно отмечает The Times of Oman, поставки российского газа в Европу очень сильно сократились. Много стран ЕС, включая и Германию, активно осваивают возобновляемые источники энергии. Еще одна альтернатива - СПГ, который, к слову, наряду с трубопроводом из Норвегии предпочла Польша, отказавшись продлевать контракт с "Газпромом". "Чистой энергии" естественно пытаются сопротивляться компании, ориентированные на "консервативные" газ и нефть. Глава правления BASF Бок Курт еще в феврале 2014 года жестком прошелся по "зеленой энергии". Важный момент - главой набсовета той же BASF является Эггерт Фошерау, брат одного из бывших лидеров Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Хенинга Фошерау, главой которой является вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль, ранее выступавший за отмену санкций против РФ и в некотором роде защищавший интересы BASF и других традиционалистов в сфере энергетики. Да и сам Фошерау, будучи бургомистром Гамбурга пересекался с Путиным, когда тот тоже еще не был президентом, а занимал пост вице-мэра Санкт-Петербурга. При этом упоминаемая выше Wintershall владела 15% акций ныне замороженного "Южного потока". Еще один эсдек - апологет дружбы с Россией и бывший канцлер Герхард Шредер - является главой комитета акционеров Nord Stream-2.

СДПГ - надежный партнер России в Германии, последовательно отстаивающий ее интересы. Поэтому слова Штайнмайера, также являющегося членом этой партии, не должны вызывать удивления. И на экономическую составляющуюся накладывается также внутренняя политика, ведь эсдеки являются "младшими партнерами-бунтарями" партии Меркель "Христианско-демократический союз" (ХДС), которые побили горшки из-за миграционной политики канцлера. Не в восторге от нее (политики) и "Христианско-социалистический союз" - еще один младший партнер ХДС. Такая разобщенность не может не тревожить Меркель накануне парламентских выборов в 2017 году.

Тем более на фоне сообщения, что первый президент из бывшей коммунистической ГДР Иоахим Гаук решил не выдвигаться на второй срок. Президент в Германии, как известно, - это фигура не первоочередная по важности, но достаточно авторитетная. К тому же, Гаук, который должен, по идее, представлять Германию за рубежом, позволял себе критиковать правительство опять-таки из-за миграционного кризиса. Тем самым помогая оппонентам Меркель рушить ее рейтинги. Естественно канцлер хотела бы видеть на посту президента более лояльную фигуру. И как заявил член ХДС Вольфганг Босбах в интервью газете Bild, сейчас рассматривается кандидатура министра финансов Вольфганга Шойбле, пользующегося огромным авторитетом на международном уровне. Кроме него только двое чиновников с Меркель с 2005 года - министр обороны Урсула фон дер Ляйен и министр внутренних дел Томас де Мезьер. Это три ее верных и надежных союзника.

Но проблема в том, что размолвки с ХСС и СДПГ в конечном счете могут помешать одобрению Федеральным собранием кандидатуры Шойбле. Это раз. А два: канцлер не подтверждала намерение остаться на четвертый срок, но исключать этого нельзя. К тому же, немецкий политикум, несмотря на ущерб репутации Меркель, пока не располагает достойной заменой. Но и кровь на выборах попортить может, добиваясь преференций. Значит, канцлеру нужно искать точки соприкосновения с ХСС и СДПГ.

И одна из них очевидна. Представители обеих партий выступают за снятие санкций против РФ. Еще в феврале руководитель ХСС, премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер встречался с Путиным и выступал за постепенную отмену санкционных мер. И 31 мая об этом, именно в таком виде, заявил Штайнмайер, чем вызвал негодование украинской стороны. Deutsche Welle, ссылаясь на свои источники в берлинских дипломатических кругах, писала, что визит нашего министра иностранных дел Павла Климкина в Берлин 1 июня был незапланированным. И прилетел он, чтобы "выяснить отношения" и услышать разъяснения Штайнмайером его слов. Издание констатировало, что ход пресс-конференции, дал основания предполагать, что министр иностранных дел Германии не оправдал надежд Климкина.

Вероятно, глава МИД Украины свой визит адресовал не столько немецкому коллеге, сколько канцлеру, понимая, куда ветер дует. Меркель, исходя из внутриполитической ситуации, вынуждена задобрить так называемых партнеров. И при этом не пойти против геополитического союзника - США, с которыми Берлин сейчас активно выстраивает отношения, стремясь занять нишу главного партнера по НАТО. Что мы имеем в результате: пряник ЗСТ с РФ для СДПГ и ХСС, и кнут Белой книги для НАТО.