• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Почему Олланду ничего не светит на выборах 2017 года

Взять реванш с большой долей вероятности не сможет и друг Путина Николя Саркози
Реклама на dsnews.ua

Акции протеста против трудовой реформы правительства социалистов, волной прокатившиеся по Парижу, Нанту, Ренну, Тулузе, Греноблю и другим городам, фактически ставят крест на амбициях действующего президента Франции Франсуа Олланда переизбраться в 2017 году. Еще только, когда французы в начале марта начали выходить на первые митинги, его рейтинг был самым низким среди других лидеров стран Западной Европы.

Но сперва о трудовой реформе. Предлагаемые правительством изменения предусматривают отмену части защиты, которой пользуются работники в контексте увольнения, с целью поощрения предпринимателей нанимать больше людей. Кроме того, компании получат больше полномочий относительно сокращения рабочего времени и, соответственно, уменьшения зарплаты. Также изменения коснутся 35-часовой рабочей недели, которая считается одним из ключевых достижений французской социальной системы. Такие предложения не могли не всколыхнуть французское общество, в котором исторически сложилось обостренное чувство справедливости и тяга к революциям. Массовые демонстрации проводились в марте неоднократно и с каждой такой акцией на улицы выходило все больше народа.

31 марта, по словам представителей профсоюзов, свое несогласие вышли выразить 1,2 млн человек. Власти говорят о 390 тыс. Кто прав, кто преувеличивает или занижает - не суть. Суть в том, что протестующие радикализируются, а это ведет к столкновениям, в которых приняли участие не только представители рабочего класса, но студенты и школьники. Полицейских забрасывали камнями, строили и поджигали баррикады, стражи правопорядка в ответ применяли водометы и слезоточивый газ. Французские СМИ пишут о сотне арестованных и 33 пострадавших, но, вероятно, цифра могла быть больше, учитывая накал страстей.

Параллельно с хаосом на улицах свою лепту внесли и профсоюзы. Так, железнодорожные работники объявили забастовку, отказав в услугах пассажирам по всей Франции. Кроме того, власти были вынуждены дать указание авиакомпаниям отменить часть рейсов в Париже (20%) и Марселе (треть) из-за забастовки авиадиспетчеров.

Но вернемся к протестующим. Судя по фотографиям и сообщениям СМИ, в демонстрациях участие принимала довольно разношерстная компания. Так, фотограф Reuters выхватил в толпе человека, размахивающего флагом с серпом и молотом, а также целую группу людей с закрытыми лицами и самодельными круглыми щитами, на которых трафаретом начертано "Kill Capitalism" и "Le travail tue" ("Работа убивает"). Позади щитоносцев виднеется плакат A.C.A.B. ("Все копы - ублюдки") - лозунг, с которым на забастовку выходили британские шахтеры в 1984-1985 годах. Этот лозунг очень полюбился хулам (футбольным фанатам), скинхедам и даже анархо-панкам.

В общем и целом, на митингах наблюдалась сборная солянка представителей различных молодежных течений и субкультур, включая и те,  которые придерживаются левых взглядов - т.е. сторонники правящей Соцпартии. Получается, что не только личный рейтинг Олланда пострадал, но и мог быть нанесен определенный ущерб позициям социалистов в целом.

Реклама на dsnews.ua

К слову о рейтинге Олланда. Акции протеста прошли на следующий день после того, как президент Франции принял решение отказаться от своего проекта реформы Конституции в части антитеррористической борьбы. Французский лидер предлагал лишать террористов их французских паспортов и депортировать в страну первого паспорта, а также внести норму о запрете протестов, предоставить правоохранителям право проводить обыски и аресты без судебного ордера. Его раскритиковали и оппоненты, и однопартийцы. И вопреки ожиданиям Олланда тема конституционной реформы несла негатив для него при любом исходе. Любые изменения в конституцию должны получить поддержку трех пятых всех законодателей - депутатов и сенаторов. И в случае, если бы он все же внес поправки в парламент, то столкнулся бы с отсутствием поддержки, а следовательно поражением, которое нанесло бы непоправимый удар по выдвижению на пост президента в 2017 году (не берем в расчет эффект вчерашних протестов).

Однако и то, что президент отказался от своей инициативы, также показало его слабость как политика и лидера нации. По данным социологического института Odoxa, 81% французов после провала конституционной реформы сказал, что он не является "хорошим президентом", противоположного мнения придерживаются лишь 18%. Тем самым его антирейтинг оказался внушительнее, чем у других европейских лидеров: у британского премьера Дэвида Кэмерона - 44%, канцлеру ФРГ Ангелы Меркель - 51%, итальянского премьера Маттео Ренци - 34%, пока действующего главы испанского правительства Мариано Рахоя - 27%. В общем, результаты опроса доказали, что Олланда не зря же соотечетсвенники именуют "карамельным пудингом" - "Фланби". Президент выглядел суровым после терактов в Париже, но с того времени уже столько воды утекло...

И эта вода подточила фундамент его будущей, точнее уже возможной, президентской кампании. На данный момент из плеяды самых сильных кандидатов он выглядит едва ли не самым слабым. К примеру, его рейтинг в контексте участия в выборах президента-2017, согласно данным института Elabe, упал в марте на 4 пункта - до 17%, а премьер-министра Франсуа Фийона (довольно мощного кандидата из лагеря социалистов, по крайней мере он сильнее Олланда) на те же 4 пункта - до 23%. Но при этом падает и рейтинг экс-президента, лидера "Республиканцев" и приятеля российского президента Николя Саркози, жаждущего реванша за поражение 2012 года. Сейчас он на одном уровне с Фийоном - 23%.

Позиции правоцентриста Саркози сильно пострадали после допроса в прокуратуре по поводу финансирования его избирательной кампании 2012 года, о чем в середине февраля писала "ДС". Серьезную угрозу его шансам получить номинацию от партии представляет и бывший глава французского правительства Ален Жюппе, который так же рассчитывает на выдвижение от "Республиканцев". Стоит заметить, что Жюппе на данный момент выглядит самым сильным кандидатом и пользуется большой поддержкой в обществе.

Так, мартовский опрос Ipsos показал: в случае выдвижения от "Республиканцев" Саркози Франсуа Олланд получает 16% в первом туре, сам Саркози - 21%, Франсуа Байру (глава правоцентристского "Союза за французскую демократию", поддержавший во втором туре 2012 года Олланда) - 13%, и самый высокий результат неожиданно демонстрирует лидер праворадикального "Национального фронта" и еще одна подруга Кремля Марин Ле Пен - 27%. Далее, в случае если от партии Саркози выдвинется Жюппе: Олланду светит еще меньше - 14%, Жюппе - 31%, Байру - 8%, Ле Пен - 26%. Третий сценарий - это не выдвижение центриста Байру, тогда нынешний президент может рассчитывать на 15% голосов, Жюппе берет еще больше - 36%, а Ле Пен как и в первом варианте - 27%.

Эти данные пишут для Олланда неприглядную картину. Даже если, чисто теоретически, президент сможет добиться по старой памяти получить поддержку Байру, побороть Жюппе и Ле Пен ему не удастся. Выходит, что Олланда уже можно списать на берег и готовиться к противоборству Жюппе и Ле Пен, и возможно социалиста Фийона. Саркози, к слову, также рискует остаться не у дел, т.к. у него сейчас два препятствия - обойти Жюппе и добиться номинации от партии, что в нынешних реалиях практически невыполнимо; а также убедить Владимира Путина, что он привлекательнее Ле Пен и получить новую порцию кремлевских нефтедолларов, это может быть выполнимо при успешном преодолении первого препятствия.

    Реклама на dsnews.ua