Почему "Нобеля" дают "за выслугу лет"

Как открытия о глистах, сделанные много лет назад, помогли получить престижную премию
Скриншот

Нобелевская неделя началась в этом году с присуждения премии по физиологии и медицине. Ее удостоились ученые, добившиеся успехов  в борьбе с паразитами: ирландец Уильям Кэмпбелл и японец Сатоши Омура стали лауреатами за разработку нового метода лечения заболеваний, вызванных круглыми червями-гельминтами. Они разработали препарат Avermectin, эффективный в борьбе с несколькими заболеваниями. Прежде всего, это онхоцеркоз, так называемая "речная слепота", сопровождающаяся  образованием подкожных узлов, поражением кожи и глаз. Кроме того, Avermectin лечит элефантиаз -  "слоновую болезнь" с разрастанием кожи и подкожной клетчатки, в результате чего критично увеличивается какая-то часть тела. Китаянка Юю Ту создала лекарство от малярии на основе полыни.

Такие открытия, безусловно, важны. Так, по оценке ВОЗ, червями-паразитами поражено около трети населения земного шара. Это преимущественно жаркие страны: Африка, Южная Азия, Центральная и Южная Америка. Переносчиком онхоцеркоза являются самки мошек Simulium damnosum, которые производят личинки, проникающие в лимфоузлы человека и мигрирующие впоследствии под эпидермис кожи. Личинки также попадают в глаза человека, поражая ткани зрительного органа, что может привести к полной или частичной слепоте.

За распространение "слоновой болезни" отвечает гельминт-нематод Brugia malayi. На зараженных им зонах возникают бородавки и язвы, превращающиеся постепенно в отеки, затем происходит разрастание  соединительных тканей. Это сопровождается распространением инфекции в лимфатических сосудах.

В свое время японский микробиолог Сатоши Омура обнаружил в образцах почвы несколько тысяч новых штаммов бактерий Streptomyces, производителей многих антибиотиков, и стал их глобально изучать вместе с ирландским паразитологом Уильямом Кэмпбеллом. Исследователи нашли штамм бактерии, которая вырабатывает особо эффективный против паразитов антибиотик. На его основе появился препарат Avermectin, а затем на его базе создали еще более действенный Ivermectin. Интересно, что первые публикации об этой разработке появились еще в конце 70-х.

Китайский химик Юю Ту начала разработку лекарства против малярии в 60-е. Она обнаружила, что экстракт из полыни Artemisia annua способен уничтожать возбудителей малярии. На его основе исследовательница создала Artemisinin, останавливающий болезнь на самых ранних ее стадиях.

Юю Ту стала первой китаянкой, которая удостоилась Нобелевской премии по медицине, а также 12-й женщиной, получившей эту премию. Юю Ту также получила в 2011 году премию Ласкера, которую называют "американским Нобелем".

В прошлом году Нобелевская премия по медицине досталась ученым, которые разобрались, как работают нейрофизиологические механизмы ориентации в пространстве

. Неврологи Джон О'Киф, Эдвард Мозер  и Мэй-Бритт Мозер открыли grid-нейроны (клетки-решетки) в коре головного мозга, функционирующие по принципу внутреннего GPS-навигатора: поместив подопытных крыс в коридор, исследователи смогли определить точное местоположение животного по активности отдельных клеток.

Традиционно, имена претендентов Нобелевский комитет до самого последнего момента держит в строгой тайне. Удивительно, но угадать потенциальных лауреатов пока никому не удавалось. В частности, никто из нынешних лауреатов не входил в список компании Thomson Reuters, весьма солидной организации, ориентирующейся при составлении прогнозов на наукометрические показатели. В этом году в список вероятных лауреатов по медицине, по версии Thomson Reuters, попал, в частности, Джеффри Гордон, сумевший продемонстрировать, что между человеком и микрофлорой его кишечника существует тесная взаимосвязь. В числе претендентов были также Кацуоси Мори и Питер Уолтер, исследующие принципы работы  системы по обеспечению "контроля качества" живых клеток.

Победу Thomson Reuters пророчила и работающему с 1989 года в США россиянину Александру Руденскому за открытия природы и назначения клеток иммунной системы человека, в частности Т-клеток иммунной системы и белка Foxp3, контролирующего работу этих клеток. Т-клетки, известные также как Т-лимфоциты, регулируют иммунный ответ и не позволяют ему нанести ущерб организму. А ген Foxp3 представляет собой внутриклеточный транскрипционный фактор, выполняющий роль молекулярного маркера Т-клеток. Открытие может использоваться в манипуляциях противоопухолевым иммунитетом, а также объясняет, как возникают аллергии, аутоиммунные заболевания и воспалительные процессы.

Логика Нобелевского комитета действительно непредсказуема и часто подвергается критике. Так, несмотря на то, что мировые ученые соглашаются с важностью открытий, сделанных нынешними медицинскими лауреатами, многие по поводу выбора Нобелевского комитета искренне недоумевают. Конечно, лечение глистов, как и малярия - огромная проблема, и лауреаты внесли важный вклад в разработку эффективных лекарств, но существуют гораздо более глобальные катастрофы, в которые вовлечены не только жаркие страны, но и весь мир.

По мнению специалистов, в этом году было немало более достойных претендентов на медицинского "Нобеля". Среди них: открывшие опухолевые супрессоры, новые иммунологические регуляторные механизмы, новые принципы передачи внутриклеточного сигнала, причины резистентности бактерий и борьбы с ними, создатели новых методик лечения онкологических заболеваний, диабета и ВИЧ. Возможно, проблема в том, что за "Нобеля" голосуют специалисты, лишь часть которых занимаются проблемами фундаментальной науки.

Как бы то ни было, премия Нобеля, похоже, как была, так и остается своеобразной наградой "за выслугу лет". Ведь свои открытия нынешние лауреаты совершили много лет назад. К слову, впечатляет и возраст победителей. В частности, Уильяму Кэмпбеллу 85 лет, Сатоши Омуре - 80, а Юю Ту - 84 года. Несмотря на критику, "Нобель" по-прежнему остается самой престижной из всех и самой дорогой премией: в этом году ее сумма составляет $950 тыс. Возможно, медицинскому мировому сообществу настала пора подумать, как с использовать эти деньги с большей пользой.