Почему никто не хочет стать отцом реформ
Вместо отца у реформ пока есть "семь нянек". О них обычно говорят, когда хотят объяснить, почему "дитя без глаза". Но у украинских реформ действительно можно насчитать как минимум семь "нянек". Из них три "домашние".
Прежде всего это, конечно, глава государства Петр Порошенко, он же - председатель Национального совета реформ. Правой рукой Порошенко по вопросам управления реформами можно назвать Дмитрия Шимкива, который, помимо должности замглавы АП, занимает также пост секретаря Нацсовета реформ.
Во-вторых, это правительство во главе с премьером Арсением Яценюком. Правда, у Яценюка нет официальной правой руки (вице-премьера) по вопросам реформ, но фактически эту роль исполняет министр экономразвития и торговли Айварас Абромавичюс.
Третья "домашняя нянька" - Исполнительный комитет реформ. Хотя он имеет статус совещательного органа при Президенте, но у него три сопредседателя: от главы государства - Шимкив, от правительства - Абромавичюс, от парламента - председатель комитета по иностранным делам Анна Гопко.
Среди "внешних нянек", присматривающих за украинскими реформами, три главных - это МВФ (крупнейший кредитор Украины), Европейская комиссия (она как высший исполнительный орган ЕС контролирует выполнение нашей страной своих обязательств по соглашению об ассоциации с Евросоюзом) и ЕБРР (он не только крупный кредитор, но и один из крупнейших внешних инвесторов).
Наконец, седьмая "нянька" - учрежденный на днях Совещательный международный совет реформ во главе с экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Это орган не вполне "домашний" (внутренний), но и не вполне "внешний" (сторонний), его скорее можно назвать клубом друзей, обещающих использовать свои связи на Западе в помощь нашей стране и украинским реформам.
Хотя "нянек" много, но само по себе это обстоятельство плохим не назовешь. Даже напротив - наш госаппарат настолько приловчился избегать реформ, что на него нужно давить со всех сторон, и лишь тогда, быть может, они действительно начнутся. Плохо другое: у обладающих властью заметно стремление воспользоваться реформами и требованиями "внешних нянек" для укрепления своего влияния и передела бизнеса. Похоже, чем больше будет разговоров о реформах, тем больше будет и реального передела.
Украина создает "министерство по работе министерств"
Происходящее напоминает классический пример византийщины, когда, скажем, получив задачу бороться с коррупцией, чиновничий аппарат первым делом создает министерство по борьбе с коррупцией, которое и превращается в главного коррупционера. Так, едва ли не каждый день, а то и по нескольку раз в день мы слышим от представителей власти, что реформы - это задача номер один для Украины. Однако организационная система их продвижения вызывает недоумение. Причем это чувство лишь усиливается. Достаточно сравнить президентские указы, регулирующие данную сферу. Первый из них, от 23 июля прошлого года, называется "Об обеспечении продвижения единой государственной политики реформ в Украине". Он предписал создать при Президенте сразу три органа: Национальный совет реформ, Совещательный совет реформ и Исполнительный комитет реформ. 13 августа вышел указ, которым утверждены положения о каждом из них. Действительно ли нужны три органа, конечно, может показаться сомнительным. Впрочем, допустим, что все они нужны и как раз их тройственность должна обеспечивать единство. Но вот 13 февраля нынешнего года появляется указ "О Совещательном международном совете реформ", который в предыдущую триединую систему никак не вписывается. Причем взаимоотношения между новым советом и старыми органами не определены никаким указом.
В частности, оказалась совершенно непонятной судьба Совещательного совета реформ, который должен был появиться согласно указу от 23 июля, но так и остался несформированным. В указе от 13 августа записано, что состав этого органа "формируется из ведущих представителей мировых и национальных политических и деловых кругов, выдающихся экспертов в области проведения реформ". Отсюда можно заключить, что планировалось участие в нем каких-то известных иностранцев наряду с украинцами. Но вот теперь появился новый орган с почти таким же тавтологическим названием - Совещательный совет (по-украински Дорадча рада), только с добавлением слова "международный": Совещательный международный совет реформ. Создан он, согласно указу от 13 февраля, "с целью привлечения к продвижению реформ в Украине ведущих иностранных деятелей, которые имеют признанный в мире лучший практический опыт реформирования в соответствующих сферах", а председателем его назначен экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. В этом органе, как видим, должны быть одни иностранцы, без украинцев. Саакашвили должен внести предложения о персональном составе и проект положения о совете.
Судя по всему, первоначально запланированный Совещательный совет реформ (без слова "международный") будет тихо упразднен, так и не родившись. А вместо одной "единой государственной политики реформ" будет две. В ближайшем будущем надо ожидать появления в Украине иностранных консультантов, с которыми хорошо знаком Саакашвили и которые сотрудничали с ним во времена его пребывания при власти в Грузии. Ничего плохого в этом нет, вопрос только в том, не получим ли мы параллельное правительство.
С двумя другими составляющими первоначальной триединой системы тоже происходят интересные метаморфозы. Согласно указу от 23 июля Президент Петр Порошенко лично возглавил Национальный совет реформ, а директором Исполнительного комитета реформ он назначил замглавы своей администрации Дмитрия Шимкива. Затем по указу от 22 декабря Шимкив получил также пост секретаря Нацсовета реформ. Далее указом от 19 января Порошенко упразднил должность директора Исполкома реформ и вместо него назначил трех сопредседателей: того же Шимкива, министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичюса и руководителя парламентского комитета по иностранным делам Анну Гопко. Таким образом, во главе Нацсовета реформ остается Президент, но ответственность за исполнение реформ теперь поделена между АП, Кабмином и Верховной Радой.
Может сложиться впечатление, что Украина вместо реформ все время занята реформированием системы управления реформами. И это впечатление не обманывает: тем же указом от 19 января решено создать еще один орган. А именно - "поддержать инициативу Национального совета реформ и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о начале деятельности в Украине Проектного офиса по координации разработки и внедрения реформ". 28 января ЕБРР и Исполком реформ объявили конкурс на должность руководителя Проектного офиса. Заявки подали 120 претендентов, победитель должен быть объявлен до конца февраля. А 17 февраля в Киеве был подписан меморандум между Исполкомом реформ и ЕБРР, согласно которому последний должен выделять на финансирование Проектного офиса 1,5 млн евро в год. Имея такой бюджет, эта структура может стать еще одним параллельным правительством.
Зачем украинской власти столько советчиков, можно будет судить по результатам использования полученных советов. Одно дело, если мудрость, воплотившаяся в законах, президентских указах и постановлениях правительства, действительно принесет пользу. И совсем другое - если советчики нужны власти для того, чтобы оправдываться и перекладывать на них ответственность за непопулярные решения, так же как и за отсутствие реформ. Теоретически шанс на первый вариант пока есть.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 23 февраля 2015 (№8/718)