Почему Китай может победить в космической гонке вооружений
На прошлой неделе в ходе 59-й сессии Комитета ООН Россия заявила, что планирует выложить в открытый доступ каталог околоземных объектов. В него войдут в том числе гражданские и военные спутники Америки, которых нет в открытых данных командования космической обороны США. Америке эта идея не понравилась, поскольку рассекреченные аппараты могут стать легкой добычей для противоспутникового оружия.
Способность нарушать или ухудшать качество спутниковой связи противника считается важным элементом военного потенциала с самого начала космической гонки. Ведь именно космические средства разведки и связи лежат в основе современных концепций вооруженной борьбы. К примеру, без спутниковых навигационных систем проблематично использовать крылатые ракеты и другое высокоточное оружие, эффективно размещать подвижные наземные и воздушные объекты. То есть вывод из строя спутников противника полностью его дезорганизует и обеспечит быструю победу в ситуации военного конфликта.
Первое в мире противоспутниковое оружие создали в СССР в конце 1968 г.: космический аппарат "Полет-1" впервые в истории перехватил аппарат-мишень. А еще через пять лет советские специалисты представили комплекс ИС-М системы противокосмической обороны. Его основными элементами стали перехватчик космических аппаратов с зарядом взрывчатого вещества, ракета-носитель и командный пункт. В США подобные технологии появились в 1985 г., когда истребитель F-15 с ракетой ASM-135 ASAT поразил неработающий американский научный спутник-мишень.
С тех пор Соединенные Штаты ведут активные противоспутниковые работы. Самая известная система США — Aegis. Она состоит из интегрированной сети сенсоров и компьютеров, а также ударно-боевых средств в виде ракет-перехватчиков первого поколения Standard missile 2 (SM-2) и более усовершенствованных Standard missile 3 (SM-3). Запуск ракет производится с помощью универсальных установок вертикального пуска Мк 41, расположенных под основной палубой крейсеров и эсминцев. Корабельное базирование делает систему Aegis чрезвычайно мобильной. С ее помощью можно быстро сбить все низкоорбитальные аппараты потенциальных противников Америки, ведь спутниковые группировки всех космических стран, кроме США, совсем небольшие.
Для нейтрализации спутников на более высоких орбитах американские инженеры разрабатывают принципиально новые средства. Это, к примеру, химический лазер наземного или воздушного базирования. Его испытания сейчас проходят в составе комплекса на базе Boeing-747, способного выводить из строя спутники на средневысотных орбитах. Аппарат там движется гораздо медленнее, поэтому его можно довольно долго освещать лазером с Земли и в итоге перегреть, не позволяя радиаторам рассеивать тепло. В итоге спутник "сожжет" себя сам. В случае с химическим лазером воздушного базирования его энергии достаточно для того, чтобы быть больше солнечной. Эту операцию можно проделать скрытно там, где спутник не виден наземным управляющим и контролирующим структурам. То есть аппарат вылетает из зоны видимости в целости и сохранности, но вскоре превращается в не реагирующий на сигналы космический мусор.
В арсенале США также комплекс наземного базирования GBMD, способный поражать своими ракетами орбитальную цель на высоте до нескольких сотен километров. Тяжелая противоракета может разогнать аппарат-перехватчик до орбитальной скорости, что позволяет уничтожить объект в любой точке орбиты. Недавно Пентагон создал противоспутниковые системы нового поколения на основе так называемых неразрушающих технологий, которые вынуждают спутник не выполнять рабочие команды или посылать ложные.
По словам главы международной сети астрономов канадца Тэда Молжана, в 90-е годы в США были разработаны и испытаны спутники-невидимки по программе MISTY. Их обнаружение на орбите существующими средствами почти невозможно, но они там наверняка массово присутствуют и поныне. Наконец, США развивают неразрушающие технологии, предусматривающие электронное вторжение и перехват управления спутниками. К примеру, в нужный момент их можно отключать без видимого вмешательства извне.
Специалисты говорят, что для размещения противоспутникового оружия Америка может использовать космолет Boeing X-37, который поднимается на высоту до 750 км. Он способен быстро менять орбиты, маневрировать, выполнять разведывательные задачи и доставлять в космос грузы. Габариты грузового отсека аппарата допускают размещение в нем одного 64-килограммового кинетического перехватчика или нескольких легких.
Между тем в сложившейся ситуации Пентагону приходится больше думать не о противоспутниковом оружии, а о защите собственных спутниковых группировок. Так, создана технология снижения чувствительности аппаратуры спутников к системам радиоэлектронной борьбы. Кроме того, есть идея использовать не малочисленные крупные и сложные аппараты, а выводить на орбиту группировки малых спутников. Такие системы разведки станут гораздо более сложной целью для перехватчиков противника.
Самым опасным космическим соперником США на сегодня является Китай. В КНР испытали противоспутниковую систему еще в 2005 и 2006 гг. — без реального перехвата спутников. В декабре 2006 г. американская разведка обнаружила признаки подготовки новой операции на полигоне Сонлинь, которая завершилась 7 января 2007 г. успешным перехватом в космосе: китайцы сбили свой метеоспутник "Фэнъюнь-1С" противоспутниковой ракетой. Хотя власти КНР проводят подобные разработки в строжайшем секрете, известно, что у Пекина есть как минимум одна действующая система противоспутникового оружия — баллистическая ракета SC-19, оснащенная кинетическим перехватчиком KT-2. Именно KT-2 уничтожил в 2007 г. устаревший китайский спутник. После вывода в космос SC-19 наводится на цель инфракрасными датчиками и сбивает спутники противника за счет силы удара без подрыва боезаряда. Пентагон также сообщал о фактах облучения с территории Китая американских спутников наземными лазерами.
В мае 2013 г. Пекин запустил высотную ракету с радиотелеметрической аппаратурой для проведения научных экспериментов. Однако эксперт ВВС США Брайан Уиден считает, что этот запуск был на самом деле испытанием противоспутниковой системы SC-19/KT-2. Она может выходить на среднюю околоземную орбиту, что, безусловно, подвергает опасности американские навигационные спутники. Кроме того, китайское противоспутниковое оружие может использоваться и против других типов американских спутников, в том числе разведывательных и коммуникационных. Изучив процесс запуска "научной" ракеты Китая на основе множества снимков, Уиден пришел к выводу, что на орбиту вывели кинетический перехватчик. Если это действительно так, то китайцам удалось достичь серьезного прорыва в разработке противоспутникового оружия.
Есть также информация, что Поднебесная сейчас разрабатывает новую ракету-перехватчик, способную уничтожать космические аппараты на высоте до 20 тыс. км. Такая система позволит КНР сбить большую часть американских военных спутников различного назначения. Эксперты говорят, что китайские военные уже к концу текущего десятилетия получат новое оружие для поражения космических аппаратов. То есть США и Китай уже сейчас обладают возможностью полного взаимного уничтожения спутников, а другие страны, развивающие такие технологии, заметно от них отстают.
Распад СССР приостановил космическую гонку вооружений, и Россия возобновила создание противоспутниковых технологий лишь в 2010 г. Наряду с традиционными ракетами, она продолжает разработку лазеров для ослепления спутников. В мае этого года появилась информация об успешном испытании российской ракеты противоспутникового перехвата А-235 системы противоракетной и противокосмической обороны "Нудоль", разрабатываемой концерном "Алмаз-Антей". Запуск отслеживался американскими спутниками-шпионами, которые подтвердили, что испытания прошли успешно. "Нудоль" на твердотопливном двигателе создана для противодействия американским системам связи и наблюдения. Основные отличия новой системы ПРО А-235 от предшествующих — неядерное поражение боевых блоков баллистических ракет и низкоорбитальных спутников противника.
А в 2012 г. заговорили о противоспутниковой программе Индии — после успешного пуска ракеты Agni-V с дальностью полета свыше 5 тыс. км. Тогда руководитель индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) Виджай Кумар Сарасват сказал, что "помимо придания новых способностей нашей стратегической обороне, ракета открывает фантастические возможности в создании противоспутникового оружия". По информации главы космического командования ВВС США генерала Джона Хайтена, противоспутниковое оружие имеется также в арсенале Ирана и Северной Кореи.
Безусловно, космос будет милитаризоваться и дальше — экономика и армия технологически развитых стран все больше зависят от нормального функционирования спутниковых группировок, возможности которых непрерывно растут. Так, сейчас США официально принадлежит 423 из 957 действующих космических аппаратов. В действительности же их гораздо больше. Колоссальная спутниковая группировка Америки дает ей, с одной стороны, гигантскую фору в любом конфликте и один из важнейших инструментов глобального доминирования. С другой — Соединенные Штаты становятся слишком зависимыми от таких технологий и слишком уязвимыми, ведь их потенциальные противники прилагают максимум усилий для создания противоспутникового оружия. Очевидно, что в разгаре гонка космических вооружений и на смену ядерной угрозе приходит более мощный инструмент влияния — космический шантаж.