Почему бунтует Казахстан

Казахстан после Назарбаева может быть не таким, каким его хотели бы видеть в России
Фото: newsmir.info

В минувшую субботу, 21 мая, внимание мировой общественности привлек Казахстан. Власти страны разогнали готовившиеся акции протеста противников бессменного президента Нурсултана Назарбаева во всех крупных городах страны: Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Семее, Уральске и Павлодаре. Были задержаны десятки человек, в том числе и иностранные журналисты. Последних позднее отпустили.

Накануне же, когда стало известно о готовящихся акциях, был произведен ряд задержаний оппозиционеров. 21 мая сотрудники правоохранительных органов действовали жестко и не позволили демонстрантам попасть на главные площади для проведения митингов. Многих фактически загнали и посадили в полицейские автобусы. Количество демонстрантов оценивали в несколько тысяч — немного, учитывая, что митинги должны были пройти не в одном городе, однако для Казахстана они оказались наиболее масштабными за 10 лет. Кровавые события декабря 2011 г., когда при разгоне протеста нефтяников в Жанаозене были убиты 16 человек, не в счет, так как это был, так сказать, локальный бунт с социально-экономической окраской. Нынешние же акции характерны прежде всего политической риторикой и глобальностью претензий к властям. Официальный повод — передача земли в частную собственность иностранцам на 25 лет, соответствующие аукционы должны начаться с 1 июля. Экономика и социалка, как видим, переросли в политику.

Что не может не пугать Нурсултана Абишевича. Он поспешил провести параллели с Украиной, используя Майдан как страшилку для народа. "Народ не хочет Украины, я это точно знаю", — заявил Назарбаев. В доказательство власти сообщили, что перед митингами в Алматы был найден арсенал оружия, арматуры, "коктейлей Молотова", а в квартирах, где проводились обыски в рамках рейда против оппозиции, по данным СМИ, нашлись пистолеты Макарова и ТТ, обрезы гладкоствольных ружей, боеприпасы, гранаты и 5 млн тенге. В общем, типичный для революционера набор "инструментов". Помня о роли медиа в Украине во время протестов, власти Казахстана заблокировали местное отделение  "Радио Свободы" — радио "Азаттык", а также газету "Уральская неделя". А центральные площади в Алматы и Атырау были оцеплены правоохранителями.

И весьма примечательно, что все эти события в Казахстане происходят накануне Астанинского экономического форума, который начнется 25 мая и в котором примут участие представители крупного бизнеса со всего мира, различные организации и аналитики. Среди прочего, впервые страну посетит директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард. Приедет, чтобы поучаствовать в этом форуме. Перед своим визитом она дала интервью местному изданию "МИА Казинформ", в котором похвалила руководство за дальновидность в использовании нефтедолларов, запасы которых позволили безболезненно преодолеть финансовый кризис 2008-2009 гг. США и партнеры уже давно проявляют интерес к Центральной Азии и Казахстану в том числе. И Лагард прямо сказала, что эта страна привлекательна в качестве моста между Европой и Азией.

Конечно же, такой расклад невыгоден России. Интересное совпадение — эти акции протеста, ведь работают в обе стороны. В то же время в РФ звучит подобная назарбаевской оценка событий. Запад обвиняют в попытке организовать "цветную" революцию. Так, востоковед Евгений Сатановский в эфире телепередачи "Воскресный вечер" с Владимиром Соловьевым на телеканале "Россия" предупредил, что Казахстан может повторить судьбу Украины, ведь там наблюдается "открытая агрессивная политика против руководства". Гость Соловьева говорит о свержении Назарбаева.

Его слова не лишены смысла в части, касающейся президента Казахстана, ведь тот не вечен, и в стране уже давно ведутся закулисные игры, строятся планы и выбираются преемники. У Назарбаева же преемника нет, поэтому сейчас в Казахстане наблюдаются активные штатные перестановки, которые вместе с инвестиционной деятельностью членов семьи президента и институциональными реформами могут означать уже скорую его замену. При этом издание подчеркивает, что рассматривается фундаментальная перемена структуры правления в Казахстане —отход от сильной личности лидера на вершине к более коллективной системе лидерства.

Другими словами, Казахстан вполне может нырнуть в пучину политического хаоса и неизвестно, каким вынырнет. Можно было бы предположить, что в текущих процессах задействован Китай, но коммунисты из Поднебесной исповедуют другой подход —переговоры прежде всего. К тому же, зачем что-то так резко менять, когда отношения складываются неплохо. Казахстан — важный элемент Нового шелкового пути, являющегося ключевой темой вышеупомянутого Астанинского экономического форума. К тому же, по данным за 2014 г., на Китай приходится 15,9% экспорта Казахстана (Россия — 12,1%, Германия — 9,5%). Что касается импорта, то здесь пока лидирует Россия — 32,2%, у Китая —29%, у Германии —5%.

Поэтому в совокупности с заинтересованностью "врагами" на Западе и "плохими союзниками" в Пекине это создает определенные потенциальные риски для России. А значит, резонным будет предположить, что Москва решила ускорить процесс трансформации соседа, смещая Назарбаева. К тому же Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — это неработающая организация, по своей сути декорация и способ удовлетворить эго хозяина Кремля. Торговля Казахстана с партнерами в ЕАЭС с 2015 г. упала на треть. Вреда союзу от активного участия России в казахских политических процессах не будет.

То есть Кремль хочет, чтобы хаос был управляемым, желая видеть во главе Казахстана своего человека. Пока звучат обвинения в адрес США, начинается раскачка ситуации по лекалам ЛДНР, базирующаяся, однако, не на идеологии "русского мира", а на экономической составляющей.

До падения цен на нефть экономика Казахстана находилась на подъеме, и воодушевленные этим многие (по разным оценкам, от десятков тысяч до миллиона казахов при 17,6-миллионном населении) взяли ипотечные кредиты в долларах. Естественно, после резкого падения стоимости черного золота, себестоимость которого в Казахстане ниже, чем в России, и 45-процентного обвала тенге, привязанного, между прочим, к российскому рублю, у этой группы граждан возникли серьезные проблемы. Базис, опора для протестного движения, как видим, создан.

Конечно же, нельзя утверждать, что оппозиция в Казахстане сидит на зарплате и полностью контролируется Кремлем. Но что ей мешает брать российские деньги, чтобы реализовать свой лозунг "Шал кет" ("Старик, уходи")? Если все сложится удачно, они могут рассчитывать на власть, а Москва вполне может им ее дать при условии, что Казахстан остается буферной зоной с лояльным правительством, которое так же позволит России с Казахстаном сделать то, что Казахстан сделал с Кыргызстаном (вся экономика фактически принадлежит казахам).

Не лишним будет напомнить, что Владимир Путин на молодежном форуме "Селигер-2014", комментируя "рост национализма в Украине", говорил, что "у казахов не было государственности". "Он (Назарбаев) совершил уникальную вещь. Он создал государство на территории, на которой государства не было никогда. У казахов не было государственности", — похвалил Путин, оскорбив. Его слова в Казахстане были восприняты очень негативно, и некоторые, отталкиваясь от военной агрессии против Украины, посчитали их прямой угрозой государственности. Власти для того, чтобы нивелировать эффект "местных русских", даже начали массовое переселение в приграничные с РФ районы этнических казахов-репатриантов — оралманов, чтобы разбавить русскоязычное население.

Очевидно, что сам Назарбаев прекрасно осознает, каким ненадежным союзником является Путин. Российский президент уже доказал свое пренебрежительное отношение к международным договорам и суверенитету. А в случае с Казахстаном у него есть еще и инструмент для вмешательства под предлогом недопущения государственного переворота.

Ранее, напомним, по предложению еще одного долгоиграющего правителя Александра Лукашенко в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, согласились применять Коллективные силы безопасности реагирования (КСОР) не только для отпора внешней угрозе, но и внутренней, т. е. попыток убрать кого-либо из вождей стран — членов ОДКБ. Не исключено, что если местной оппозиции так и не удастся самостоятельно разобраться с Назарбаевым, ему "на помощь" придут КСОР, главенствующее положение в которых занимают россияне.