Предложение, от которого легко отказаться. Почему Ангела Меркель пока не захотела работать в ООН
Предложение о сотрудничестве может быть повторено через некоторое время — и, возможно, Меркель изменит свое решение
Бывший канцлер Германии Ангела Меркель получила от генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша предложение возглавить "консультативный орган высокого уровня по глобальным общественным благам, который потенциально должен обслуживать все население мира за пределами национальных границ".
Об этом написал Spiegel с оговоркой "по-видимому" и ссылкой на DPA и инсайдерскую информацию из апарата ООН. Название органа, который Гутерриш хотел предложить возглавить Меркель, не уточнялось, но информация содержала пояснение о том, что "примерами глобальных общественных благ являются озоновый слой, а также, в зависимости от определения, применимые на международном уровне правила, такие как правила безопасности полетов и мировой торговли". Через несколько часов появилась информация DPA об отказе Меркель от предложения Гутерриша.
История с просочившимися в СМИ предложением и с последовавшим отказом похожа на два вброса, сделанных через DPA, с целью сначала отследить реакции на возможное назначения Меркель, а затем по результатам их оценки — закрыть вопрос как несвоевременный. При этом приглашение бывшего канцлера ФРГ в ООН, на первый взгляд, было неожиданным. Как правило, отставные немецкие политики всплывают в российских сырьевых структурах с иностранным долевым участием, укрепляя их своими связями от попыток санкционирования за очередную выходку Кремля.
Но каким образом кандидатура Меркель оказалась в поле зрения Гутерриша? Понятно, что такие предложения не делаются под настроение, а просчитываются и согласовываются. Едва ли Гутерриш и его аппарат решили вторгнуться в кадровый резерв российской нефтегазовой отрасли от кадрового голода. Куда более вероятным выглядит приглашение Меркель в ООН с российской подачи. Но опытная фрау Ангела, просчитав возможные реакции и их последствия для себя, предпочла уклониться. Во всяком случае — пока.
Тем не менее сама такая попытка показательна, особенно с учетом быстрого сближения Германии и России. ФРГ, всегда бывшая слабым звеном в противостоянии Запада московскому напору, в последние месяцы все более явственно, с нарастающей скоростью, переходит в прокремлевский лагерь. И речь идет не о курсе одной партии, а о системном явлении: приход к власти новой коалиции не изменил вектора германской политики. Берлин стал еще стремительнее отдаляться от НАТО, подрывая его изнутри, и все более активно выступать адвокатом Кремля. Этот переход, явственно ассоциирующийся с германо-советским союзом 1939 года, способен совершенно изменить европейские расклады.
При этом германская политика сугубо прагматична: как и в прошлые эпохи, в Берлине видят для себя в тесных отношениях с Россией гарантии доступа к дешевому сырью и энергоносителям. Немецкие банки готовы инвестировать в российские добывающие отрасли, а немецкие политики считают, с полным, кстати, на то основанием, что любая устойчивая власть в Москве будет деспотичной и агрессивной. И, коль скоро попытки демократизировать Россию обречены на неудачу, с Москвой следует сотрудничать, принимая ее такой, какова она есть.
Такой подход сегодня превалирует во всей немецкой политической культуре. Это делает продвижение немецких политиков на сильные позиции в международных организациях одним приоритетов Кремля.
Иными словами, попытка продвинуть Меркель в ООН наверняка будет не последней. Как относительно немецких политиков вообще, а не только Меркель, так и относительно международных организаций – не только ООН. Впрочем, и с Меркель, несмотря на ее отказ, еще ничего не решено окончательно.