Триумф плохиша. Как Трамп разгромил конкурентов в Республиканской партии
Конечно, до супервторника еще есть время, но реальных альтернатив Трампу в Республиканской партии не видно. У демократов ровно та же ситуация с Байденом. С большой долей вероятности, выборы 2024 года пройдут в формате Байден-Трамп 2.0
Напомню, что в конце февраля — начале марта, в год президентских выборов, всегда по вторникам, в каждом штате проходят партийные съезды. На них избирают делегатов-выборщиков на федеральные партийные конвенции – это и есть супервторник (Super Tuesday). Эти делегаты и выдвигают от каждой из партий кандидатов в президенты. В 2024 году супервторник, по-видимому, придется на 05.03.24.
60-е в истории США, и, первые, после перераспределения в 2020 году избирательных округов коллегии выборщиков президентские выборы пройдут 05.11.24. Правда, формально президент избирается через 41 день, в первый понедельник после второй среды декабря, на заседании Коллегии выборщиков - фактически это 51 раздельное заседание выборщиков в каждом штате и округе Колумбия, результаты которых сводятся затем вместе. Но, тем не менее, на протяжении 41 дня между всеобщим голосованием и голосованием выборщиков, победившего кандидата уже называют избранным президентом. Он формирует свою администрацию, вводится уходящим президентом в курс государственных дел и может неофициально влиять на многие решения.
Большинство республиканцев за Трампа
Об этом совершенно определенно говорят результаты опроса. Отвечая на классический вопрос "Если бы сегодня состоялись выборы кандидата в президенты от Республиканской партии, за кого бы вы, скорее всего, проголосовали?", 54% его участников, назвавших себя твердыми сторонниками GOP (Великая Старая Партия - Grand Old Party, неофициальное, но более распространенное название Республиканской партии), назвали Трампа. Следующий в списке предпочтений, ДеСантис, набрал втрое с гаком меньше — 17% поддержки.
При этом поддержка Трампа выглядит монолитной. В рядах сторонников GOP не удается выделить ни одной социальной, расовой, региональной или идеологической группы, внутри которой Трампа не поддерживало бы абсолютное большинство. Судебные дела против Трампа избиратели-республиканцы просто не принимают всерьез. Не сработали и аргументы предвыборной кампании ДеСантиса, о том, что в силу возраста и неотягощенности шлейфом судебных дел он сможет управлять страной более эффективно. Правда, по сравнению с майскими опросами, результаты Трампа немного просели, но у него не появилось реальных конкурентов.
Был также задан вопрос, как голосовали бы сторонники GOP, если бы в списке кандидатов остались только Трамп и ДеСантис. В этом случае за Трампа высказалось 62% опрошенных, за ДеСантиса — 31% .
Итак, разрыв в пользу Трампа слишком велик и слишком устойчив во времени, чтобы ситуация могла измениться не в его пользу. Всё говорит за то, что кандидатом от республиканцев будет он.
В чём секрет неубиваемой популярности Трампа? Попробуем понять это, взглянув на кандидатов, сумевших набрать более 1% поддержки.
Другие кандидаты
Рон ДеСантис, 44 года, губернатор Флориды. До того, как стать губернатором в 2019 году, представлял Флориду в Палате представителей Конгресса США. В целом, ДеСантис – тот же Трамп, но моложе, более гибок, менее отягощен хвостом скандалов. Как "дубль-Трамп", он, по-видимому, и набрал свои 17% поддержки. Тем не менее, идея предложить избирателям "улучшенное и исправленное издание Трампа", в присутствии самого Трампа явно не срабатывает, подтверждая известную истину о том, что копия хуже оригинала, а некоторые вещи не нуждаются в улучшении. ДеСантису определенно не хватает трамповской харизмы отвязного и неукротимого нарушителя правил. К слову, Трамп ещё не определился с кандидатом в вице-президенты, так что тандем Трамп-ДеСантис вовсе не исключен.
Майк Пенс, 63 года, экс-вице-президент в прошлую каденцию Трампа. Прежде чем стать вице-президентом, Пенс был губернатором штата Индиана, а затем представлял Индиану в Палате представителей Конгресса. Он был стойким защитником Трампа, но поссорился с ним, когда отказался использовать свою роль наблюдателя за подсчетом коллегии выборщиков в Конгрессе, чтобы добиться отмены выборы 2020 года. Пенс — твердый сторонник помощи США Украине. В ноябре прошлого года опубликовал мемуары, озаглавленные "Да поможет мне Бог". Он, если можно так выразиться, занимает нишу "Трамп в рамках политических традиций". Но, судя по его рейтингу, эта идея также не срабатывает.
Тим Скотт, 59 лет, сенатор от Южной Каролины и первый чернокожий республиканец, избранный в Сенат от Юга после Реконструкции. В основе его кампании - позитивный расовый мир на религиозной основе.
Никки Хейли, 51 год, дочь иммигрантов из Индии, с 2011 по 2017 год была губернатором штата Южная Каролина. Посол США в ООН в администрации Трампа. В критике Трампа Хейли крайне сдержанна, ограничиваясь заявлениями о том, что "пришло время для нового поколения республиканских лидеров". Подчеркивает свое происхождение, как пример того, какие перспективы могут предложить США иммигрантам и их потомкам. "Моя мама всегда говорила: "Ты должна фокусироваться не на различиях, а на сходствах". Мои родители каждый день напоминали мне, и моим братьям, и сестрам, как нам повезло жить в Америке", — сказала она в предвыборном ролике.
Вивек Рамасвами, 37 лет, предприниматель-мультимиллионер, также выходец из семьи иммигрантов из Индии. Родился в штате Огайо, окончил юридический факультет Йельского университета, в 2014 году основал биофармацевтическую компанию Roivant Sciences, откуда ушел в 2021, став соучредителем и исполнительным председателем инвестиционной фирмы Strive Asset Management. Имеет стойкую репутацию борца с "вокизмом". Термин wokeism, от woke — "пробуждённый" был запущен BLM в 2014 году в значении "проснуться и не мириться с дискриминацией", и стал для противников BLM обозначением взбесившейся политкорректности. "Мы находимся в эпицентре кризиса национальной идентичности. Мы так долго прославляли наше разнообразие и наши различия, что забыли о том, что мы связаны общим набором идеалов, которые привел эту нацию в движение 250 лет назад", — заявил Рамасвами в интервью Такеру Карлсону, тогда ещё работавшему в Fox News. В предвыборном видео, размещенном в Твиттере, он сказал: "Мы по-прежнему согласны с самыми фундаментальными принципами нашей страны, по крайней мере, большинство из нас. Тем не менее цель правящей партии в этой стране — убедить нас в том, что мы разделены". В 2021 году Рамасвами опубликовал книгу "Woke, Inc.: Афера социальной справедливости внутри корпоративной Америки".
Крис Кристи, 62 года, бывший губернатор Нью-Джерси, которого Трамп победил на на республиканских праймериз в 2016 году. Крайне жесткий критик Трампа, назвавший его "озлобленным и злым человеком", чьё президентство было неудачным. Позиционирует себя как "образцовый GOP", в сравнении с Трампом – кривым зеркалом, в котором республиканские традиции отражаются в уродливом и искаженном виде.
Все перечисленные кандидаты, при знакомстве с их биографиями и выступлениями, смотрятся ярко и интересно. С их взглядами можно соглашаться, или не соглашаться, но трудно отрицать тот факт, что среди них нет ни одной скучной посредственности. Тем не менее, Трамп рулит. Наиболее логичное объяснение этого феномена состоит в том, что конфликтный, тянущий за собой шлейф скандалов, категоричный, склонный к крайностям и неуравновешенный Трамп в наибольшей степени отвечает настроениям электората GOP, 89% которого считают, что нация движется в неправильном направлении, а республиканцам пора дать демократам бой и как следует надрать им задницу. Иными словами, конкуренты Трампа оказываются слишком системны в ситуации, когда электорат GOP, в идейной основе которого лежит старая Америка, уходящая корнями в 30-50 годы прошлого века, сумевшая перемочь кризисы и войну и сделать страну великой, вытеснен на идеологическую и социальную периферию. Но этот электорат, консервативные синие воротнички, убежденные, что нация находится на грани катастрофы, и что они — последний рубеж сопротивления, всё ещё существует. В массе своей он считает, притом, не без оснований, что именно на его взглядах выросло величие США как Державы №1. Он не смирился с навязанной ему периферийной ролью, и хочет сломать сложившуюся систему, чтобы вернуть себе былые позиции. Едва ли Трамп сможет осуществить это на практике, но его нигилизм импонирует рассерженным республиканским избирателям.
Как это может отразится на положении Украины?
Выдвижение Трампа кандидатом от Республиканской партии ещё не гарантирует его победы на выборах. Но шансы на победу у Трампа, несомненно, будут. И его возвращение в Белый дом обещает нам серьезную головную боль в связи с переформатированием поддержки Украины со стороны США.
Безусловно, Трамп не откажется от поддержки Украины полностью. Во-первых, в самой GOP немало сторонников Украины. Во-вторых, уступка России усилит позиции Китая. В-третьих отказ от поддержки Украины отрицательно скажется на жизнеспособности НАТО. В-четвертых – ударит по интересам американского ОПК. Между тем, именно ОПК объединяет наиболее локализованные на территории США и, отчасти, их союзников, производства, а Трамп является сторонником такой локализации, она – важнейшая часть его программных обещаний. Но, Трамп, с большой вероятностью попытается несколько приморозить конфликт, с тем, чтобы уделить больше внимания внутренним проблемам и Китаю. Это станет вызовом для нас, но не обязательно обернется катастрофой. Украина в сложившейся ситуации способна предложить свой вариант решения, который устроит всех, кроме москалей, и подготовкой к такому предложению, которое должно носить характер новой стратегии конфликта, стоило бы, по-видимому, заняться уже сейчас. И не только на случай победы Трампа.