• USD 42.3
  • EUR 43.6
  • GBP 52.1
Спецпроекты

Победная ретирада. Как Кремль пытается объяснить провалы в Украине и при чем здесь русская литература

Российский режим поставил себя в ситуацию, когда попытка оправдать отступление армии РФ в Украине, будет свидетельствовать об осознании неизбежности ее поражения

Путин
Иллюстративное фото / Фото из открытых источников
Реклама на dsnews.ua

Российский культурный код всегда был противоречив и зиждился на взаимоисключающих параметрах. Кремлевская пропаганда перманентно культивировала оруэлловвские умозаключения о свободе, переходящей в рабство, возводила незнание обывателя в силу, а войну ассоциировала с миром настолько, что даже запретила первое из этих слов.

Но в Кремле сидят поклонники не одного только британского писателя. Традиции восходят еще к произведениям русской литературы, изучение которых является обязанностью каждого школьника из этой страны.

Вот, например, классическая "Война и мир" — роман-эпопея, который возводят в символы русскости в своих пиковых значениях. Русские же газеты, как подметил Толстой, еще в наполеоновскую эпоху сообщали о том, как кутузовская армия ретировалась с поля сражения под Аустерлицем. Несмотря на подвиг отдельно взятого князя Болконского. И "ретираду" эту, подчеркивал автор "Войны и мира", производили в "совершенном порядке".

У части российских пропагандистов велик соблазн назвать бегство российских оккупантов на украинских фронтах "великим отступлением", как в 1915 году, проводя параллели с Первой мировой войной. Но тогда Кремль ставит себя в крайне неловкую ситуацию. Тогдашний маневр россиян действительно обескровил войска немецкой армии. Но спустя два года Российская империя бесславно развалилась. Априори неудачный кейс для ответственных лиц, на которых будет возложена миссия доносить до населения сообщения о новых поражениях на фронтах.

Вообще, войны, которые в России, а затем и СССР были промаркированы как "отечественные" (1812 года, Первая мировая, а также советско-германская в рамках Второй мировой) — крайне неудачная "модель для сборки". Та же война 1812 года в качестве примера не годится из тех только соображений, что украинцы заходить на российскую территорию не собираются. Это не о "заманить и вымотать". Как раз этим некоторое время пользовалась, собственно, украинская армия. Которая затем перешла в успешное контрнаступление, поставив перед Кремлем трудноразрешимую задачу с вопросом "Что это было?" на острие.

Первая мировая — помимо упомянутого коллапса — плоха для сравнения еще и потому, что в ней у Российской империи были союзники. Не беспомощные сателлиты и вероломные партнеры, преследующие исключительно собственную выгоду — а именно идейные союзники.

Реклама на dsnews.ua

Апеллирование же к советско-германской войне хоть и вдохновило российские власти на косплей нацизма вместе с обвинениями в нем же украинцев, но тоже не жизнеспособно. Лозунг "отступать некуда – позади Москва" на практике не применить никак. В этой системе пропагандистских координат – обещание разбить врага "малой кровью могучим ударом", рефреном песни "Если завтра война". Той самой, под которую советские войска ходили громить финнов. В такой же "оборонительной" войне, как сейчас. И если повторять вслед за Путиным и кремлевской пропагандой, что "спецоперация" — это оборона, то все печально: Россия эту оборону проигрывает. И это снова вызывает неприятные аллюзии: ведь крушение Третьего Рейха тоже началось со сражений, проигранных на чужих территориях.

Возможно, не в последнюю очередь потому Путин о бегстве с Харьковщины пока молчит, хотя Песков и заверял, что ему о ситуации на фронтах докладывают. Путинский пресс-секретарь отсылал интересующихся к Миннападания. Можно, конечно, предположить, что из опасения, что он сам или шеф окажутся под статьей за клевету о спецоперации. Но дело, разумеется, в том, что пресс-лужба путинского военного ведомства вполне освоила прием александровской эпохи, описанный Толстым: рапортовать о поражениях в победном духе.

Штатный пропагандист режима Дмитрий Киселев слово "ретировка" публично объявить побоялся, но существительное "перегруппировка" в эфире его еженедельной программы все-таки прозвучало.

Время от времени в российском инфополе опционально упоминаются варианты с призывом "вставать стране огромной", но в Кремле пока на нестройный хор сторонников всеобщей мобилизации взаимностью не отвечают. Опять-таки, не оборонную войну ведут.

Под сукном, кроме того, ядерный козырь. Но на фоне карт на руках у НАТО – там, в лучшем для Москвы случае, — дама. Любая попытка выложить ее на стол – мгновенный удар в ответ. Крайне экстремальный вариант для Путина, чья любовь к жизни (собственной) прямо пропорциональна длине стола, за которым он любить принимать зарубежных гостей.

Ударить-то могут – и даже с вероятностью 50% (либо — да, либо — нет). Ну, если совсем в расчет не ставят предупреждения из Брюсселя о недопустимости применения ядерного оружия. Разведка Альянса будет знать о готовности Москвы воспользоваться им уже в тот момент, когда боеголовки вывезут с баз хранения.

Пока Путин, что называется, "на паузе". Он даже в некоторой степени отвлек российские медиа от войны в Украине, открыв в Москве, как заявляли, "самое большое колесо обозрения в мире". Царь-колесо привычно сломалось, подобно царь-колоколу и царь-пушке. А тут еще и рокер, лидер "Ленинграда" Сергей Шнуров, в последнее время абсолютно сервильный режиму, в центре российской столицы исполнил песню со строчками Вчера приснился сон прекрасный/Москва сгорела целиком.

Отметим, пел в день города, на крупнейшем стадионе российской столицы "Лужники". Под радостные крики москвичей, устроивших на арене аншлаг. Покинул он ее абсолютно целым и невредимым, что было бы трудно представить где-нибудь в Киеве, исполни подобное кто-нибудь из украинских музыкантов о столице Украины. Если у кого-то из них вообще есть что-то подобное в репертуаре.

Или вот на НТВ начали копаться в мелочах, явив миру потенциально дьявольский замысел о готовности, ни много ни мало, сдать Донбасс.

На "газпромовском" канале (сознательно или несознательно) осмелились поставить под сомнение, ни много, ни мало, сasus belli – устремления России по "защите" квазигосударственных "Донецкой "и "Луганской" "народных республик". Ответственный работник госканала, в очередной раз сообщая о том, как Украина "бомбит Донбасс", упомянул "восьмилетнего Стаса" из – тут внимание – Донецкой области. Для НТВ ситуация – хуже губернаторской.

Осознавал сотрудник телеканала, что делал – посягнул на субъектность признанной Кремлем республики, или не осознавал – налицо то самое мыслепреступление из упомянутого выше культового (прежде всего, для российского руководства) "1984"

В Telegram-каналах "военкоров русской весны", кроме того, массово забрасывается "мыслевирус" о солдатах НАТО на Донбассе. Эта мысль звучала и ранее, но она была достаточно маргинальной. Настолько, что ее авторство вполне заслуженно приписывается заштатной певице Чичериной. Которая, надо сказать пытается вернуть себе популярность, раз за разом появляясь на оккупированных Россией территориях Украины: то в Донецкой области, то в Запорожской.

Теперь же байки о "темнокожих солдатах" из НАТО, "польских наемниках" и прочих стали неотъемлемой частью околокремлевской информационной политики.

Одна из прим российской пропаганды Маргарита Симоньян на фоне контрнаступления украинской армии даже фактически предложила "отыграть войну" – как иначе понимать ее рассуждения в духе "а вот раньше вместе песни пели". Пропагандистка даже озвучила "картину прошлого", которая должна трансформироваться в "картину будущего" (тоже о "двоемыслии"). Снова вместе, никакой войны.

пост Симоньян

Затем, правда, "исправилась." Оккупанты весьма своеобразно отметили годовщину терактов 11 сентября, нанеся удар по объектам критической инфраструктуры Украины, из-за чего часть ее регионов осталась без электро- и газоснабжения. Симоньян снова почувствовала, что генеральная линия вышла на новый виток кровожадности и потребовала бомбить украинские электростанции пуще прежнего. Включительно с атомными.

Истерики и словесный водоворот пропагандистов, истории от Конашенкова различной степени неправдоподобности и наконец – молчание Путина (оно, как водится, было наиболее громким) свидетельствует только о том, что оккупанты уже не верят в свою победу в Украине.

Симоньян и другие пропагандисты могут требовать новых ударов по украинским ТЭЦ, но это лишь призывы к мести.

Тут уж точно не до "подвигов" под Аустерлицем. Это типичное карандышевское "Не моя?! Так не доставайся же ты никому!" из "Бесприданницы" Николая Островского. И этот архетип становится определяющим в отношении Украины. Вот только благодарная жертвенная покорность с которой Лариса, оная бесприданница, приняла пулю, — тоже российский архетип. Но в Кремле этого так и не поняли.

    Реклама на dsnews.ua