Каховка и пушкинисты. Какую красную линию нарушат россияне после подрыва ГЭС

Теракт совершен на фоне рейда партизан в Белгородскую область и слухи о наступлении украинской армии

На днях российское Министерство нападения заявило о начале 4 июня долгожданного наступления Сил обороны Украины. Параллельно российские пропагандистские ресурсы активно распространяли победные реляции МО РФ об "огромных" потерях украинской армии и о де-факто остановленном оккупантами наступление. В частности, вчера они утверждали, что СОУ потеряли 1,5 тыс. воинов, 28 танков, среди которых 8 Leopard, три французских АМХ-10 и 109 ББМ.

Все в лучших традициях пропаганды Кремля – вроде несколько раз уже уничтоженной ПВО Украины (эффективную работу которой, впрочем, автор лично слышал сегодня ночью). Хотя после таких вот сообщений, как мы видели, россияне через некоторое время демонстрируют очередные жесты доброй воли – когда ВСУ действительно начинают масштабно крошить врага. Замминистра обороны Украины Анна Маляр подтвердила, что СОУ "переходят к наступательным действиям". Действительно ли происходит наступление на "пяти направлениях", как утверждает Москва, точно нам неизвестно — планы любят тишину.

Однако крайне примечательно, что после сообщения ведомства Шойгу Россия совершила очередное военное преступление – подорвала Каховскую ГЭС, чем спровоцировала техногенную катастрофу. Как отмечает руководство государства: "самую большую рукотворную экологическую катастрофу в Европе за последние десятки лет".

Примечательно, что подрыв, который Офис генпрокурора уже расследует по двум статьям – экоцид и нарушение обычаев войны – произошел также на фоне очередного рейда "Русского добровольческого корпуса" и легиона "Свобода России", бойцы которых, в частности, взяли под контроль Новую Таволжанку. в Белгородской области, а местные власти в это время эвакуировали почти всех жителей Шебекино. На платной основе, конечно, – 3 тыс. рублей за билет. Что Кремль и федеральные каналы старательно умалчивают.

После уничтожения ГЭС россияне на время забудут о том, что война уже летает бумерангом над их территорией, и тамошние аборигены с полномочиями не способны его словить. Сейчас в РФ кричат, что ГЭС была уничтожена ударами ВСУ, несмотря на то, что о подготовке теракта на ГЭС сообщалось еще в прошлом году, когда фиксировался завоз россиянами инженерных войск туда на грузовиках.

Кроме того, издание Visegrád 24 также обнародовало график уровня воды в Каховском водохранилище с 2017 г., согласно которому после захвата ГЭС российскими оккупантами этот уровень резко снижался, но весной текущего года он поднялся до рекордных 17,5 м. И сейчас вся эта масса воды вместе с мусором и даже домами стремительным потоком движется на юг Херсонщины. Поэтому не зря министр иностранных дел Чехии Ян Липовский сравнил уничтожение ГЭС россиянами с применением оружия массового поражения.

Еще один немаловажный момент: 30 мая российское правительство приняло постановление "Об особенностях применения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах промышленной безопасности опасных производственных объектов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений". В этом постановлении интересен 10-й пункт, которым вводится мораторий сроком до 1 января 2028 г. на проведение "технического расследования аварий на опасных производственных объектах и аварий гидротехнических сооружений, произошедших в результате военных действий, диверсий и террористических актов".

Впрочем, запрет на "техническое расследование" не исключает обвинений со стороны страны-агрессора в адрес Украины. Что, собственно, и сделал российский Следком, возбудивший дело о теракте на ГЭС (доля правды тут же есть: теракт совершен — россиянами).

Учитывая все вышеизложенное, попробуем понять, на какой эффект непосредственно рассчитывала Москва. На самом деле логику в действиях РФ трудно найти, хотя она есть – просто гротескная и абсурдная.

Во-первых, да, на время (а местные власти Херсонщины надеются, что уже через 72 часа уровень воды снизится) наступление СОУ на Левобережье области будет отсрочено. В то же время от наводнения пострадал именно левый берег Днепра, где были позиции у РОВ , с которых вели обстрел городов на Правобережье. Как отметила в эфире "Радио Свобода" пресс-секретарь Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк, полоса огневых позиций россиян на Левобережье существенно сдвинется.

Во-вторых, затоплен заминированный россиянами берег. Сейчас мины выносит на берег водой. Это повышает минную опасность для нас, но есть перспективы более безопасной высадки украинских сил с последующим наведением понтонных мостов.

В-третьих, вопрос водоснабжения в Крым. Жители временно оккупированного Россией полуострова уже жалуются на качество воды, а "местные власти" констатируют сокращение поступления воды в Северокрымский канал. Однако сейчас речь не идет о лишении оккупантов доступа к этому ресурсу, поскольку они успели наполнить резервуары. Но в перспективе, особенно в случае успешного наступления СОУ, этот вопрос приобретет дополнительную актуализацию.

В-четвертых, это, конечно, медийный эффект от действий России. Провокация готовилась уже давно, как известно. Соответственно готовились и кремлевские боты. Хотя, стоит отметить, что на местах оккупанты сели в информационную лужу. "Мэр" Новой Каховки Владимир Леонтьев в шесть утра отрицал какие-либо удары ВСУ по ГЭС, а через полтора часа, видимо, когда получил методичку из Кремля, заявил, что ВСУ якобы уничтожили дамбу около двух часов ночи.

Сейчас наблюдается весьма насыщенная дезинформационная кампания РФ в социальных сетях (Twitter, Facebook, Telegram), основной нарратив которой – именно украинская армия виновата в уничтожении ГЭС.

С другой стороны, эта кампания все же более эффективна на территории собственно России. В зарубежном сегменте она менее убедительна именно из-за уже устойчивого медийного паритета. Большинство европейцев и граждан других стран-партнеров Украины имеют четкое представление о том, что такое Россия. Как, конечно же, лидеры и чиновники стран Европы.

Важно и то, что теракт произошел в день начала слушаний в Международном суде ООН по иску Украины против РФ 2017 г., в котором, как напоминает"Европейская правда", Киев обвиняет РФ в нарушении Россией Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции по преодоление всех форм расовой дискриминации вооружением бандформирований на территории фейковых "ДНР" и "ЛНР" и репрессиями в отношении нерусских этнических групп в Крыму.

Поэтому рассмотрение дела в суде ООН проходит на фоне новых сообщений о преступлениях, совершенных Россией против Украины. Правда, к ООН в этом плане тоже вновь возникли вопросы, ведь уже после подрыва ГЭС информационная служба Организации сделала подарок пушкинистам, очень "уместно" вспомнив о том, что сегодня "День русского языка". И, ожидаемо, очень быстро получила на орехи от пользователей. Понятно, что работа ООН и ее информационной службы максимально формализованы и запротоколированы, но это сообщение, вызвавшее волну возмущения, фактически является иллюстрацией функциональности и эффективности Организации, где в Совбезе почему-то до сих пор находится страна-агрессор.

В любом случае в кратковременной перспективе выгоды россиян, особенно если учесть сообщение о том, что на Левобережье далеко не все солдаты страны-агрессора успели эвакуироваться и вынуждены сидеть на деревьях, от подрыва ГЭС кажутся сомнительными и крайне временными. И, конечно, они преимущественно медийные. В частности, это заготовка на случай очередного "жеста доброй воли" — мол, "там нечего оборонять". В то же время, этот подход "не доставайся никому" в перспективе будет иметь длительные последствия. Очередная экологическая катастрофа в северном Причерноморье, заболачивание прибрежных территорий, риск создания новой пустыни там, где появилось песчаное дно, — часть проблемы. Вторая часть — мощный удар по украинским промышленным предприятиям (в том числе металлургическим), которые пользовались водой и электроэнергией из Каховской ГЭС. Как следствие, перспектива дальнейшей деиндустриализации. Третья – разрушение ирригационных систем юга, и как следствие – очередной удар по украинскому сельскому хозяйству. Россия продолжает выбивать ключевого конкурента с мирового продовольственного рынка, вероятно, рассчитывая, что миру придется поддаться на продовольственный шантаж Москвы и ослабить санкционное давление, а в идеале принудить Украину к миру на условиях Кремля под давлением голодного Глобального Юга. И, наконец, если эту красную линию россияне пересекут без серьезных последствий для себя, им будет легче отважиться перейти на следующую — неприменение ядерного оружия. Следовательно, многое зависит от реакции мирового сообщества на это преступление.