Персона недели: Канадские избиратели снова купились на бренд "Трюдо"
Новый премьер-министр Джастин Трюдо - фигура, не случайная в канадской политике во всех смыслах. И дело тут не только в его происхождении, хотя и оно, конечно, сыграло важную роль. Джастин - сын Пьера Трюдо, "отца современной Канады". Выходец из Квебека, Пьер Трюдо победил сепаратизм и утвердил нынешний образ жизни канадского общества: мультикультурализм, двуязычие, мощный пакет социальных гарантий. Словом, голосуя за сына, многие избиратели смотрели не столько на него, сколько на портрет его отца.
Сам Джастин это категорически отрицает. Трюдо-младшему определенно надоело пребывание в тени знаменитых предков. Причем не только отца, его дед по материнской линии, Джеймс Синклер, тоже сделал яркую карьеру в рядах Либеральной партии. Но Джастина Трюдо вынесло на поверхность куда более серьезными восходящими потоками. Запросы среднего избирателя демонстрируют полный приоритет внутренних проблем над внешней политикой и желание получить все и сразу, объединив под общей крышей зачастую несоединимые вещи. Большую социальную защищенность с минимальным вмешательством государства, решение проблем с иммигрантами, трудно вписывающимися в канадское общество, с мягким и гуманным иммиграционным законодательством, хорошие отношения со всеми - с поддержкой Украины. Совершенно очевидно, что таким запросам могла отвечать только очень компромиссная и одновременно очень популистская программа.
Карьеру премьера юному Джастину напророчил еще Рональд Рейган. Вероятно, чтобы сделать приятное отцу. Поскольку сам Джастин лидерскими качествами не отличался и не отличается. Зато он дисциплинирован, прилежен и может старательно и толково озвучить то, что ему подготовят политтехнологи. Безусловно, не творец, но вполне приемлемый хранитель достигнутого семьей. И даже умеренный - в рамках отведенного и обговоренного заранее коридора - креативщик и импровизатор. Как и любой человек такого склада, он требует аналогичной ограниченности и от своих однопартийцев. Словом, если Джастин - это новое издание Пьера Трюдо, то издание это - адаптированное и недорогое.
Но на выборах все равно победил Джастин. Победил потому, что Канаду мировой кризис 2008 г. почти не зацепил, и средний класс на момент выборов жил достаточно хорошо. И мог позволить себе проголосовать не за суровые экономические истины, а за мечту и за красивый интерьер, которые им и предоставила Либеральная партия. А красавчик Джастин был частью эстетичной, радующей глаз и душу обывателя, обстановки. О самом Джастине особо рассказывать нечего. После окончания средней школы он получил две степени бакалавра: английской литературы и педагогики. Вел социальные исследования (отсюда и дразнилка драма-тичер) и преподавал французский язык и математику. С 2002 г. в течение двух лет изучал инженерное дело в Политехнической школе Монреаля, в 2004 г. работал на радиостанции CKAC, в 2005-2006 гг. получал магистерскую степень в Университете Макгилла по специальности "Экологическая география". Довольно извилистый профессиональный путь, но политику и не нужно в чем-либо разбираться по-настоящему глубоко. Широта охвата и знание человеческой натуры для него важнее. Так что и тут есть своя логика.
в прокремлевских СМИ уже раздались восторженные вопли "наша берет, а хохлам крышка". С другой - обещание способствовать усмирению опасно расшалившегося российского президента
Политическая карьера Джастина началась с яркой речи на похоронах отца в 2000 г., что символично. В Либеральной партии ему на первых порах отвели роль канализатора оппозиции, так что Джастин всегда поддерживал альтернативных руководству политиков, но ни разу от такой поддержки не пострадал. В 2007 г. он стал членом палаты общин от округа в Квебеке. В 2011-м повторил победу в том же округе, несмотря на разгромное поражение Либеральной партии, потерявшей более половины мест в парламенте. Это означало, что бренд "Трюдо" по-прежнему актуален и хорошо продается. Выводы были сделаны, и 14 апреля 2013 г. Джастина избрали лидером Либеральной партии Канады. На внутрипартийных выборах он получил более 80% голосов.
Образ умеренно бесшабашного парня оказался удачен: умеренно молодого - 43 года; умеренно боксирующего; умеренно и с сюжетом, затрагивающим проблемы индейских меньшинств, татуированного; умеренно умного - временами отпускающего идиотские шутки вроде реплики о мотивах нападения России на Украину (неудачное выступление хоккейной сборной), но неизменно извиняющегося в неловких ситуациях; умеренно курящего марихуану - всего-то один раз затянулся, уже будучи членом парламента; умеренно делающего детей - трое, и выступающего с компромиссно-умеренной предвыборной программой. Правда, лично у меня этот образ вызвал две мысли.
Первая: идея Ярослава Гашека о создании Партии Умеренного Прогресса в Рамках Закона - гениальный проект, подходящий для всех времен и народов. Вторая: Джастин в том виде, в каком мы его знаем, от начала и до конца создан партийными политтехнологами. Потому что от всех его проявлений уж очень явственно пахнет тем, из чего, собственно, и состоят такие изделия. Нет, не тем, о чем вы подумали. Просто умеренно стерильной банальностью в рамках приличий. Если настоящий Джастин и существует в природе, он скрыт от глаз публики. Впрочем, возможно, что никакого настоящего Джастина вообще нет и никогда не было, а есть живое вместилище политически верных технологических решений, созданное Трюдо-отцом в рамках общей стратегии партийного строительства.
Почему либералы сменили консерваторов
Очень интересно было наблюдать переписку в соцсетях в среде недавних иммигрантов, по понятным причинам не склонных ностальгировать по канадским 70-м. "Что касается нашей общей беды - прихода к власти либералов - могу сказать одно: я очень надеюсь, что этот смазливый драма-тичер не устроит нам трагедию. Пока он произносит заученные и написанные другими монологи, ничего существенно не изменится. Либералы в Канаде только после Второй мировой войны из 17 выборов выиграли 11. И страна, слава тебе, Господи, цела", - пишет один из пользователей. "Люди, вы 73 года терпели у власти КПСС, 15 лет "Единую Россию"... А тут четыре года в Канаде будут либералы, и вы кричите: нет, это вынести невозможно!" - возражает другой. Характерно, что голосов в защиту самого Трюдо не было совсем. Все возражения сводились по большей части к критике его предшественника, Стивена Харпера, которого упрекали в излишнем авторитаризме. О третьем кандидате - Томасе Малкэре - никто и не вспоминал. Таким образом, на решение канадских избирателей повлиял еще и фактор меньшего зла. Конечно, русскоязычная выборка нерепрезентативна. Но англоязычные форумы, если обобщить мнения их обитателей, дают столь же тусклую картину.
Либералы победили в 184 из 338 избирательных округов, получив 184 места в парламенте и 39,5% голосов избирателей. На втором месте - Консер-вативная партия, находившаяся у власти девять последних лет: 102 округа и 32,1%, на третьем - Новая демократическая партия. Ее кандидатом в премьеры и был Томас Малкэр, 41 округ и 19,4%, на четвертом - "Квебекский блок", 10 округов и 4,9%, пятое место у "зеленых" - один округ и 4,1%. Остальные 19 партий не набрали большинства ни в одном из округов и остались вне парламента. Большинство, минимально необходимое для формирования кабинета, - 170 мандатов. Таким образом, Либеральная партия может действовать вполне независимо, не считаясь с оппозицией, в которую перешли консерваторы.
Таким образом, обсуждать личность Трюдо-младшего нет смысла. Интерес представляют две вещи: программа, проданная на выборах избирателям в обмен на их голоса, и реальные перспективы развития ситуации. Программа - популистская. В ней есть все, что востребовано целевой аудиторией Либеральной партии. Снижение налогов для среднего класса. Смягчение иммиграционной политики - в Канаде живет значительное число иммигрантов, и проблемы объединения семей и прав лиц, недавно получивших гражданство, - острые проблемы. Свобода абортов, хотя никто их и так не запрещал, свободная продажа марихуаны, права индейских меньшинств, особенно женщин. Отказ от покупки дорогущих истребителей F-35 на $44 млрд. Все умеренно, разумно, обоснованно - и не поспоришь. В целом, как ни странно, программа исполнима. Во всяком случае формально, так что упрекнуть в невыполнении обещаний будет невозможно. Иной вопрос, что ощущения от ее исполнения голосовавших за либералов будут немного отличаться от ожидаемых ими сегодня. И те, кто это понимал, голосовали скорее за консерваторов. Но их оказалось меньше.
В области внешней политики все звучит немного противоречиво. С одной стороны, в программе заявлено улучшение отношений с Россией. По этому поводу в прокремлевских СМИ уже раздались восторженные вопли "наша берет, а хохлам крышка". С другой - обещание способствовать усмирению опасно расшалившегося российского президента. Но тоже все мягко и умеренно. Бомбить ИГИЛ канадские ВВС больше не будут, зато будут готовить лихих парней для наземных операций. Это прекрасный и продуманный ход. При умелом подходе в данную программу можно будет канализировать ту часть беженцев с Ближнего Востока и примкнувших к исламу канадцев, которые в иных условиях поехали бы воевать именно за ИГИЛ. В общем, все разумно... хотя, на первый взгляд, и несколько неопределенно. С большим люфтом. Но если мы вспомним о том, как строил внешнюю политику отец нынешнего премьера, все становится понятным и предсказуемым. Что касается Украины, то, с одной стороны, поддержка Канады не станет меньше. В стране слишком большая и влиятельная украинская диаспора, чтобы любая партия у власти могла позволить себе такие игры в украинском вопросе. А вот станет ли она больше, причем не столько по объему, сколько по качеству, это уже зависит только от нас.
Пьер Трюдо, отец, творец, премьер и пример
Родившийся в 1919 г. Трюдо-старший пришел в политику в 1949-м. В юности придерживался левых взглядов в стиле, характерном для западных интеллектуалов, наблюдавших за социалистической системой издалека и не ощутивших ее на собственной шкуре. Написал в Гарварде диссертацию о проблеме соотношения коммунизма и христианства. Под влиянием преподавателей стал сторонником кейнсианской модели экономики. В 1951 г. посетил СССР и в дальнейшем считался там "прогрессивным лидером" (читай - перспективным кандидатом на роль полезного идиота). За это нежелательное сближение Трюдо на несколько лет получил запрет на въезд в США. Дружил с Кастро, из-за левых симпатий трижды отстранялся от преподавания в Монреальском университете. Словом, Пьер Трюдо был типичным левым интеллектуалом образца 60-х из тех, кому было удобнее не замечать людоедскую суть социалистического лагеря, одновременно используя его как рычаг для расшатывания консерватизма в собственной среде обитания. Трюдо выступал с осуждением авторитарных методов и клерикализма тогдашнего премьера Мориса Дюплесси и действительно сыграл важную роль в "тихой революции", устранившей в Квебеке всевластие католической церкви и установившей систему социального обеспечения.
Всегда выступал как сторонник федерализма и противник сепаратизма, поддерживая идею автономии для родной провинции. Став премьером, активно принимал меры для решения квебекского вопроса: в 1969 г. был принят закон о равенстве английского и французского языков на федеральном уровне и о применении двуязычия в районах, где число говорящих на втором языке превышает 10%, а также об обязательном изучении французского языка чиновниками. Тем не менее мог при необходимости проявить и жесткость. Когда в 1970 г. радикальный "Фронт освобождения Квебека" провел ряд терактов и похищений известных лиц, а также совершил убийство министра труда Пьера Ляпорта, без колебаний ввел военное положение и разгромил все радикальные движения, не останавливаясь перед арестами не только экстремистов, но и просто подозрительно выглядевших граждан, и ограничением гражданских свобод. Несмотря на то, что жесткие меры центрального правительства вызвали некоторый всплеск сепаратистских настроений, с радикальными методами было покончено. Вопрос был закрыт в 1980-м, когда сепаратисты организовали референдум по отделению Квебека, но потерпели поражение.
Среди других успехов Трюдо - отмена смертной казни, легализация абортов, терпимость к гомосексуалам, упрощение процедуры разводов. Среди неудач - попытка организации диалога с профсоюзами для достижения договоренности о снижении требований об увеличении зарплат в обмен на стабилизацию цен под контролем правительства.
Во внешней политике общий тренд Пьера Трюдо был совершенно определенным: максимальная независимость в политическом маневрировании с целью получения максимальных выгод для Канады. Под конец карьеры, в 1982-м, он добился конституционной реформы и формального утверждения полного суверенитета Канады от Великобритании.
Будучи неглупым и хорошо образованным человеком, самостоятельно выстроившим свою политическую карьеру - пусть и с хорошего финансового старта (его отец был известным квебекским адвокатом), Пьер Трюдо уловил очень важный момент. Он понял, что социализм, неразрывно связанный с либерализмом, является отнюдь не "начальной стадией коммунизма", как утверждали его восточные "друзья", а высшей стадией капитализма, в полной мере развившегося во всех направлениях.
Получившего в свое распоряжение высокие технологии и коммуникации, а значит, и высокий уровень образования и возникающие на его основе гражданскую ответственность и гражданскую активность. Что то болото, которое являет собой "победивший социализм", - это неизбежная деградация. Но эти деграданты, желающие получить доступ к недоступным им изделиям, созданным в цивилизованном мире, могут быть весьма полезны как торговые партнеры, что, впрочем, не означает, что их надо пускать в дом дальше прихожей. Это понимание, пришедшее с опытом, сделало левого по взглядам Трюдо абсолютно неуязвимым для соблазнов с Востока, который он рассматривал исключительно как ресурсную базу - даже не как ситуативных политических союзников. Когда эту позицию Трюдо поняли и на Западе, все вопросы к нему по поводу его дружбы с Советами немедленно отпали.