• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Перезагрузка с Россией и яблоки в обмен на уголь. Чего ждать Украине от выборов в Польше

Запланированные на 13 октября парламентские выборы в Польше уже названы самыми важными выборами страны после 1989 года
Реклама на dsnews.ua

Выборы 2015 г., обеспечившие Польше однопартийную власть партии "Право и справедливость" (ПиС), кардинально изменили место и роль внешней политики. Еще четыре года назад смысл внешней политики Польши состоял в укреплении позиции на Востоке (прежде всего в Украине), посредством чего укреплялась безопасность Польши и ее позиция на Западе. Сегодня это место в ЕС занимают балтийские страны - прежде всего Литва и Эстония.

В Варшаве правящая партия проводит только внутреннюю политику, внешняя нужна лишь для того, чтобы ограничить последствия отрицательного имиджа режима в мире. Оружием польских дипломатов последних лет стало опровержение и реже оправдание.

"ДС" ознакомилась с программами польских партий и на их основе попробовала ответить на вопрос, чего Киеву ждать от Варшавы в ближайшие годы?

То, что правящая партия сделала из МИДа свой партийный штаб иновещания, заграничных партнеров Варшавы удивляет уже мало. Удивляет то, что в сфере внешней политики предлагает польская оппозиция. В отличие от южных соседей (Чехии или Словакии), Польша всегда вела активную внешнюю политику, которая занимала важное место в иерархии политических приоритетов страны. Отношениями с миром у Варшавы занимаются два центра - МИД и президент, которые во времена бывшего главы государства Бронислава Коморовского даже конкурировали между собой. Коморовский был активен в Украине и у соседей на Востоке, а глава МИДа Радослав Сикорский, долгие годы проживавший в Великобритании, занимался Западом.

То, что удивляет в нынешних программах оппозиции, - в них внешней политике уделено незначительное место. В этом отношении правящей ПиС удалось навязать повестку - польские партии, пытаясь переплюнуть в социальных программах власть, обещают щедрые финансовые блага избирателям. Значительная часть кампании превратилась в аукцион - ПиС ранее внедрила ежемесячные пособия на детей, "13-ю пенсию Качиньского", выплаченную перед майскими европейскими выборами, пособие на идущих в школу детей, полученное электоратом перед голосованием в парламент.

Оппозиция: внешняя политика второй свежести

На фоне упоения продажей госбюджета с молотка внешняя политика померкла. Так, оппозиционная "Гражданская коалиция", главный конкурент ПиС, в предвыборной программе предлагает возврат к тому, что было перед 2015 г.: "Мы восстановим позицию Польши в ЕС, восстановим сотрудничество с Германией и Францией для реализации интересов Польши, - читаем в программе, - а также возвратимся к активной политике на Востоке, особенно в отношении Украины". Второй раз Украину вспоминают в контексте газовой безопасности Европы: "Мы полностью интегрируем польскую газовую систему с европейской благодаря интерконнекторам на западной, южной и украинской границах".

Реклама на dsnews.ua

Больше упоминаний об Украине на 136 страницах программы нет. В программе совсем не упомянуты мигранты - тем временем в некоторых городах Польши число граждан Украины доходит до 10% населения. Внешняя политика как таковая не выделена отдельным пунктом (программа поделена на разделы: "Польша демократическая", "Польша здоровая", "Польша процветающая", "Польша экологическая", "Польша образованная" и "Польша для пенсионеров").

Программа польских левых, занимающих уверенное третье место по популярности партий, еще более сконцентрирована на внутренних вопросах, здесь больше речи о светском государстве, экологии, правах меньшинств и женщин. Единственное место в программе левых, хоть как-то касающееся Украины, можно найти в обещании увеличения количества врачей на 50 тыс. в течение следующих шести лет. "Мы упростим прием на работу в Польше для врачей из-за рубежа (упрощение нострификации диплома, отмена обязательства проходить последипломный стаж, помощь в изучении польского языка)", - читаем, хотя смысл и реальность такого обещания крайне спорны.

На грани прохождения в парламент еще две партии, "Польская коалиция", построенная на базе консервативной Польской крестьянской партии, и крайние националисты из "Конфедерации". Внешняя политика последних сведена к единственному обещанию: "Субъектная и неуклонная внешняя политика на основе реализма и собственной силы".

"Крестьяне" из "Польской коалиции", в свою очередь, свели цели внешней политики к отмене российского эмбарго на европейские продукты. "Мы вновь откроем этот рынок, - обещают они, - нельзя, чтобы мы импортировали российский уголь в Польшу и не могли продавать польские яблоки в Россию". Также "крестьяне" обещают восстановление безвизового движения с Калининградской областью, стимулировавшего торговлю в приграничных регионах.

Партия власти: история - краеугольный камень отношений

В отличие от конкурентов, партия власти посвятила внешней политике 20 страниц программы (т. е. ее десятую часть). Раздел начинается, как указано, с "Диагноза", являющегося на самом деле комплементом партии власти самой себе.

"В 2015-2019 годах правительство ПиС изменило векторы политического мышления о роли Польши в международной среде, - утверждается в программе. - В центре нашей деятельности лежат польские национальные интересы [...], а приоритетными являются четыре сферы: политика безопасности, центральноевропейское партнерство, энергетическая политика и политика памяти. Они восходят к четырем идеям - суверенитет, свобода, солидарность и правда".

В ближайшее время ПиС предлагает "продолжение международной политики, проводимой кабинетами премьер-министров Беаты Шидло и Матеуша Моравецкого".

ПиС обещает противодействовать "Северному потоку-2", в то же время обращает внимание на строящийся Baltic Pipe из Дании и Норвегии, с помощью которого через газопорт в польском Свиноуйсьце можно будет экспортировать излишки газа в другие страны. "С этой целью мы расширяем и модернизируем газотранспортные сети в стране и строим систему газораспределения с другими странами. Такой интерконнектор уже строится на границе со Словакией, а также планируется на границе с Украиной", - обещает ПиС.

"Мы по-прежнему выступаем за расширение Евросоюза на Западных Балканах и определение реальных перспектив членства для стран Восточной Европы (Грузия, Украина, Молдова)", - очередной "украинский" пункт программы ПиС, в принципе не вызывающий больших сомнений как у оппозиции, так и в правящей партии.

Зато следующие пункты предвещают продолжение доминирования вопросов истории в польско-украинских отношениях: "Требование правды мы будем адресовать, среди прочего, нашим соседям: Германии, России и Украине. Правду нельзя прикрывать формулой постоянной перезагрузки и политикой забвения", - обозначено в программе.

Из неожиданного и относительно нового в программе ПиС: стратегическое партнерство с Литвой ("обе страны начали использовать общую историю для формирования настоящего и проектирования будущего") и... улучшение отношений с Россией.

"Это необходимо не только для наших стран и народов, - читаем в обосновании, - но и для региона и континента в целом. Изменения требуют воли обеих стран. У нас есть эта воля. Мы ожидаем пересмотра российской политики. Есть много вопросов, которые необходимо решить путем сотрудничества между двумя странами, включая экономические и исторические темы. Польша готова к диалогу в качестве члена Евросоюза и НАТО, проводящего самостоятельную политику в Центральной и Восточной Европе".

Реальность: Варшава изолируется, Киеву нужно начать наступление

Рассуждая о великих победах на внешнеполитическом фронте ("начало самостоятельной политики"), авторы программы ПиС обошли вниманием впечатляющие внешнеполитические поражения Варшавы. Стратегия "суверенной политики" привела к тому, что Польша стала маргиналом на уровне ЕС - в Европарламенте фракция ПиС после Брекзита станет немногочисленной, в Еврокомиссии доминируют Германия и Франция, с рассоренной Центральной Европой все меньше считаются как с регионом, в котором Польша хотела бы доминировать. Потеряв свое влияние в ЕС, Варшава обратилась к Трампу (не путать с США), который явно не относится к союзнику на равных: то в последний момент отменит приезд в Варшаву, предпочитая игру в гольф, то уменьшит финансирование военных инвестиций США в Польше, то уничижительно отнесется к польскому президенту во время встреч.

Программа ПиС, которая, скорее всего, будет править следующие четыре года в Польше, не сулит ничего хорошего Киеву, как бы Владимир Александрович и его МИД не отрекались от вопросов прошлого. ПиС будут нужны новые и новые разборки в исторических вопросах, поскольку они являются краеугольным камнем программы партии, и Украина здесь указана по имени как потенциальная цель атак. Чего нет в случае Израиля, который в прошлом году устроил Польше мировую взбучку за новую редакцию закона об Институте национальной памяти. В отличие от Украины, от Израиля в программе ПиС не требуют исторической правды - Израиль и евреи вообще появляются в документе исключительно в ключе сотрудничества ("после спора по поводу ИНП израильская сторона впервые в истории решила сотрудничать с Польшей на международной арене в вопросах, связанных с памятью о Холокосте, в духе взаимного уважения", - так в программе партии представлено наиболее обсуждаемое антисемитское выступление Варшавы последних лет).

Может ли Варшава дать Украине нечто большее, чем дискуссии о прошлом? Это под большим вопросом. Содействие украинской евроинтеграции требует сотрудничества с Брюсселем, а здесь "суверенная" Варшава недоговороспособна и явно держит курс на усиление собственного одиночества.

Киеву нельзя также рассчитывать на какую-либо инициативу по внешнеполитическим вопросам со стороны польской оппозиции - даже если она займет значительное место в парламенте, в своих программах она не смогла вырваться из 2015 г., а ситуация в Украине и вокруг Украины с тех пор изменилась.

Перед Киевом стоит выбор - или навязывать свою повестку Варшаве с учетом ограниченного числа партнеров в самой Польше, или обречь себя на игру в вечную жертву Варшавы на воспоминаниях о Хмельницком, Бандере и Вятровиче.

    Реклама на dsnews.ua