Будут пересказывать новинки: в России разрешили книжное пиратство
Группа российских издательств "Эксмо-АСТ" будет выпускать пересказы книг, на которые не смогли получить права
Отмечается, что издательская группа, в которую входят "Эксмо", АСТ, "Бомбора", "Манн, Иванов, Фербер" и другие, рассматривает возможность выпускать книги ушедших из России издательств в виде "саммари", или краткого изложения.
Первое "саммари" она выпустит 16 февраля 2023 года — это пересказ мемуаров принца Гарри издательства Penguin Random House, которое после полномасштабного вторжения РФ в Украину не работает с российскими компаниями. По этому же принципу "Эксмо-АСТ" планирует в будущем выпустить книгу Джен Синсеро "Не ной", права на которую не удалось продлить.
"Эксмо-АСТ" считает идею "стартапом, который поможет частично решить проблему доступности новинок нон-фикшен, и альтернативой принудительной лицензии". К тому же закон о цитировании это не нарушает: авторы будут пересказывать книги "своим языком" — не используя отрывки из них. Так же в России работает, например, сервис Smart Reading.
Некоторые издательства, впрочем, раскритиковали идею. В Individuum не отрицают, что пересказ не нарушает законов, но говорят, что "чисто по-человечески так делать не стоит". С этим согласны и в Ad Marginem Press. По словам издателя, на рынке много других книг, на которые "свободно продаются права".
"(Выпуск книг в пересказе) — высокорисковый прецедент для всего рынка: допускать пиратство в том или ином виде — а формат "саммари" можно считать завуалированным пиратством,— значит отбрасывать российский рынок легального контента на несколько лет назад", — говорит анонимный собеседник Коммерсанта в среде издателей.
Максимальный штраф за нарушение авторских прав в России — это стоимость проданных книг, помноженная на два, говорят юристы. Но на данный момент многие издательства "предпочитают не возбуждать исков в российских судах".
Напомним, заместитель секретаря совета безопасности России Дмитрий Медведев предложил легализовать пиратский доступ в стране ко всем западным продуктам (от кинофильмов до промышленного софта) и назвал это "ответными санкциями".