• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Пазл для Пуаро. Как бельгийского шпиона в Сербии перевербовали

Майора Вандерборре, прослужившего в бельгийской контрразведке 40 лет, заподозрили в работе на Россию
Фото: knack.be
Фото: knack.be
Реклама на dsnews.ua

14 февраля бельгийская газета De Morgen сообщила - со ссылкой на "информированные", но надо полагать, анонимные источники - о том, что начальник Департамента контрразведки Службы разведки и безопасности Бельгии (SGRS) Клемент Вандерборре отстранен от должности из-за подозрений в том, что он занимался шпионажем в пользу России.

Запутанное дело

Майор Вандерборре, прослуживший в бельгийской контрразведке 40 лет, заподозрен в том, что в ходе спецоперации в Сербии в 2016 г. передал секретную информацию сербке, которая предположительно являлась двойным агентом и работала на Москву. Его также обвиняют в уничтожении секретных документов в офисном шредере. Что касается второго, то, в общем, подобное занятие является достаточно обычным занятием скучающих чиновников, так что в этом может содержаться некий элемент кляузы с отдаленной аллюзией на популяризированный в ходе американской президентской кампании скандал с Хиллари Клинтон.

Сам Ванденборре, естественно, отклоняет все обвинения. При этом он отстранен от занимаемой должности на время внутреннего расследования. Обвинения в том, что Ванденборре занимался шпионажем в пользу России, содержались в письме, отправленном (кому - неясно, видимо начальству) одним из бельгийских контрразведчиков. То есть это слив из его же собственного департамента.

Вместе с тем газета De Morgen отмечает, что в SGRS уже давно существуют натянутые отношения между департаментом разведки (I), в котором служат военные, и департаментом контрразведки (CI), где работают, в основном, гражданские лица. Какое отношение это имеет к инциденту, понять непросто - разве что если внешние разведчики завербовали контрразведчика, который и предоставил такую ценную информацию. Тем более что один из ресурсов явно что-то попутал: официальная аббревиатура бельгийской разведки звучит как VSSE, по-фламандски (голландски) Veiligheid van de Staat "государственная безопасность", по-французски - Sûreté de l'État, "безопасность государства". А приведенная выше аббревиатура преимущественно относится к номенклатуре верховного комиссара по беженцам и перемещенным лицам. Впрочем, это, видимо, скорее опечатка, связанная с высокой частотой употребления названия этого ведомства в бельгийских и германских СМИ. Потому что, как станет ясно ниже, применение этой аббревиатуры должно приводиться с содержательным объяснением.

Так что, по-видимому, разобраться в этой истории без более широкой картины не удастся. Итак, что же представляет собой бельгийская разведка? Прежде всего, как ни странно, это старейшая - официально - европейская разведка, уступающая в этом статусе лишь Ватикану, созданная в 1830 году. Так что Эркюль Пуаро, вероятно, не зря все время подчеркивал, что он бельгиец. Впрочем, именно это ведомство является гражданским, подчиняется минюсту, имеет всего 600 сотрудников (но и Бельгия - страна небольшая) и обладает бюджетом в 50 млн евро.

И хотя оно выполняет контрразведывательные как минимум функции, поскольку сообщается, к примеру, о его работе с курдами, а с середины 2000-х полномочия ведомства были расширены, возможно, это далеко не все? Потому что спектр функций VSSE (SdE) вполне сопоставим с ФБР - не меньше, но и не больше.

Реклама на dsnews.ua

В Бельгии также существует служба, чья аббревиатура на французском и впрямь может звучать как SGRS (Service Général du Renseignement et de la Sécurité). Это главная служба информации и безопасности, которая подчиняется министерству обороны, то есть, в своем роде аналог украинского ГУР и российского ГРУ. Так что, в общем-то, понятно, что майор никак не мог бы ею командовать, при всем экзотическом традиционализме западноевропейских стран. Похоже, в нашем случае речь идет о начальнике управления. Потому что начальник всей этой службы имеет статус заместителя начальника бельгийского Генштаба по разведке и безопасности (ACOS IS).

И вот чтобы было понятно, откуда происходит путаница (случайная или намеренная), следует знать, что в военной разведке Бельгии какой-то самой по себе отдельной контрразведки нет - она разделена на четыре управления, собственно разведки, безопасности, собственной безопасности и поддержки.

Поэтому дело и впрямь может выглядеть таковым, что майор Вандерборре служил или служит в другой службе (VSSE) или в собственной безопасности разведки военной (SGRS). Во французской традиции, следует понимать, "департаментами" может называться что угодно, лишь бы это что-то было достаточно крупным. Ниже департаментов идут "дивизионы", еще ниже - "сектора", а выше, причем иногда по диагонали идут "директораты".

Ищите женщину

Но допустим, с определенной вероятностью, что Вандерборре все-таки служил в дивизионе CI, поскольку в собственную безопасность в бельгийской военной разведке входит и контрразведывательная деятельность. Учитывая ту несвойственную нам, к примеру, скромность и минимализм в чинах, которые в Нижних Землях выглядят обыденно и банально, предположим, что этим управлением и руководил майор Клемент Вандерборре, который, как сообщается, отдал любимому делу целых 40 лет. То есть сейчас ему явно далеко за 60. И здесь возникают новые вопросы.

Так, по информации De Morgen, этот бравый бельгийский майор передал конфиденциальную информацию сербской гражданке (или не гражданке, а этнической сербке), которая якобы являлась двойным агентом, аж в 2016 г. и вроде бы именно в Сербии, хотя о последнем говорится несколько невнятно. Причем сообщение усугубляется уточнением, что эта передача произошла в ходе спецоперации.

Тогда спрашивается - что делал бельгийский военный контрразведчик в Сербии в 2016 г.? Но это даже слишком широкий вопрос, честно говоря - мало ли там, интересы НАТО (русских он мог интересовать только как функционер военно-политического ведомства, размещенного в Брюсселе, вроде штаб-квартир НАТО и ЕС), вечные сербско-албанские обострения...

Далее, какую спецоперацию могли проводить бельгийцы в Сербии (сами по себе)? Актуального вопроса мусульманской миграции бельгийцы боятся как огня, а маршруты наркомафии - явно не дело военной контрразведки. Максимум, что может хоть как-то соответствовать контексту - это финансируемые Россией киберпреступления и попытки проникнуть в базы данных международных организаций в целях добывания информации о том, что известно Западу о химическом оружии, торговле РФ запрещенными вооружениями и деле МН17. Поэтому по Нидерландам, Великобритании и Швейцарии россияне отработали в своем артиллерийском стиле и на последнем этапе, как известно, погорели.

Но Белград, двойной агент, Бельгия, 2016 г.? В этом пазле слишком много элементов и какие-то из них явно лишние, тем более что наличие сербки в статусе двойного агента Бельгии и России (а может, какой-то третьей страны), для встреч с которой надо обязательно выезжать в Сербию - выглядит совсем уж избыточно.

Весьма вероятно, что дело майора Вандерборре на самом деле гораздо проще.

Прежде всего, личный выезд в Сербию на встречу с агентом предполагает - тем более в отношении отнюдь не склонных к авантюризму западноевропейских разведчиков, тем более военных - многолетние, доверительные и близкие отношения с агентом. В особенности, если это женщина. Так что это значит как минимум, что беднягу майора завербовали давно, и передача конфиденциальной информации россиянам с его стороны была не разовой, и двойным агентом имеет смысл как раз считать именно его самого, завербованным либо на романтических отношениях как таковых, либо на связанном с ними традиционном шантаже. Причем это наиболее щадящий вариант.

Далее, личный выезд в Сербию явно подразумевал передачу по-настоящему важной (или казавшейся таковой) информации, с одной стороны, а с другой - какие-либо личные причины. Как бы то ни было, на этом он и погорел в рамках работы бельгийской собственной безопасности, или же попав в поле зрения союзников.

Во втором случае - так просто бывает, в конце концов, и сами сербы, лелея свои отношения с Берлином (нынешний президент Александр Вучич еще с конца 90-х прошел всю иерархию лиц имевших, доступ к секретной информации в Сербии) могли сдать Вандерборре. Ведь не забудем, что российского шпиона-пенсионера в австрийской системе обороны и безопасности Вене слил именно Берлин, испортив всю малину свадебных танцев с Путиным и попыток "понять Россию".

В первом же случае стоящая информация могла касаться разве что планов НАТО. И тогда, в определенной степени, может быть понятен срок в два года - союзники руками своих спецслужб расследовали обнаруженную утечку информации. Возможно, скандала бы и не произошло, если бы не интенсификация сотрудничества американских, британских и ряда западноевропейских разведсообществ в последние годы в связи с агрессивными операциями россиян на территории стран-членов НАТО.

Чистка продолжается

Будут ли судить Вандерборре - пока неясно. Но его определенно отправят в отставку, возможно, с некими репрессиями финансового характера. Здесь ведь, надо сказать - скорее как раз провал собственной безопасности: любовь - сила, разумеется, непреодолимая, но в формате обороны и безопасности и в первую очередь вокруг ключевых объектов НАТО мониторинг эмоционального фона высокопоставленных сотрудников союзных разведок должен работать, не смыкая глаз. Выводы из этого инцидента, так или иначе, можно сделать следующие.

Во-первых, в странах НАТО разворачивается охота на российскую агентуру. Это в меньшей степени касается, возможно, Франции и, скорее всего, Италии, но практически все прочие страны, представляющие для Москвы тот или иной интерес, уже отметились историями подобного рода, варьирующимися от неприятного анекдота до погрома (как в Великобритании, Нидерландах и Греции).

Во-вторых, новое руководство ЦРУ, похоже, не зря ест свой хлеб. Проблемы российской разведки в Европе - крупный, но не единственный сегмент начавшегося около года назад охотничьего сезона. В этом смысле в фокусе скорее находится Ближний Восток и Центральная Азия, просто европейские истории быстрее и масштабнее попадают на страницы прессы.

И, в-третьих, на материале последних лет четырех основные методы, инструменты и каналы российского влияния уже хорошо изучены западными визави, поэтому, скорее всего (хотя не в практике разведок излишне громко хвастаться своими успехами), разоблачений, подобных бельгийскому, будет происходить все больше и больше.

    Реклама на dsnews.ua