Парад идиотизма. Зачем Путин слил отравителей Скрипалей

Президент РФ дистанцировался от подозреваемых в отравлении Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери
Фото: EPA/UPG

Реакция России, не дипломатическая, а прежде всего политическая, на твердое намерение Лондона в отместку за инцидент в Солсбери зажать в тисках бубенцы российского кокошника не заставила себя ждать. Причем подтверждает серьезность ситуации то, что именно глава России Владимир Путин принялся гасить пламя.

А оно пуще прежнего вспыхнуло, когда через некоторое время после обнародования имен тех, кто, вероятно, применил "Новичок" к экс-полковнику ГРУ Сергею Скрипалю и его дочери Юлии, появилась информация, во что именно выльется приезд в Великобританию этих самых Александра Петрова и Руслана Боширова. На днях британская The Guardian со ссылкой на источники в Хоум-офисе сообщила, что власти изучат 3 тыс. "виз инвестора", выданных с 2008 г. Среди этих "счастливчиков" 791 россиянин. И британское правительство всерьез решило наконец (лучше later, чем never) под микроскопом изучить капиталы владельцев виз на предмет законности их получения. Если же у кого-то всплывет нечто противно-вязко-коррупционное, прощай, милая Tier 1 Investor, открывшая двери в Соединенное Королевство не только российскому бизнесмену, но и его семье.

И, уж будьте уверены, к представителям окружения Путина британцы будут особенно тщательно присматриваться. Остается лишь представлять, как эти фавориты и придворные обрывали телефоны обитателям Кремля с мольбами: "Сделайте что-то. Мы впряглись за Путина, и теперь нас гонят из некогда гостеприимной Великобритании". Вот Путин и попытался что-то сделать. И лучшее, что ему и советчикам пришло в голову, — выставить себя идиотами.

В частности, во время пиар-шоу во Владивостоке для двоих (Си и Путина) с громким названием Восточный экономический форум президент РФ огорошил признанием, что подозреваемые в отравлении Скрипалей, то есть вышеупомянутые Петров и Боширов, им, в значении "нам", известны. "Мы, конечно, посмотрели, что это за люди. Мы знаем, кто это такие, мы их нашли. Надеюсь, что они сами появятся и сами о себе расскажут. Это будет лучше для всех. Ничего там особенного и криминального нет", — сказал Путин, призвав при этом Боширова и Петрова объявиться и поговорить со СМИ.

Итак, что же означает данное, на первый взгляд, неожиданное заявление хозяина Кремля относительно инцидента в Солсбери? Включил заднюю? Отчасти, если так вдуматься. С одной стороны, Путин не обратился к уже ставшему привычным объяснению происходящего — "Англичанка гадит", и после не возопил: "Как смеете вы вновь винить нас в содеянном? Это ваших рук дело!" Так что в некоторой степени Путин действительно включил заднюю с добродушной физиономией. Но, и это важно, российский лидер в первую очередь разыграл очередную вариацию "ихтамнета". Боширов и Петров как бы есть, но криминального они ничего не совершили, и вообще они гражданские — к российским спецслужбам, дескать, никакого отношения не имеют. 

С другой же стороны, на этой самой физиономии, помимо показного добродушия, красовалась, фигурально выражаясь, конечно, и не менее показная улыбка кретина. По сути, российский президент предпочел выглядеть идиотом в глазах тех же европейцев, нежели злодеем — руководителем страны, давшим соответствующий приказ. В чем практически уверены не только в Великобритании, но и США, Канаде, Германии и Франции.

Путин, перекусив блинчиками с Си Цзиньпином и настроившись на дурашливый лад, решил подхватить у директора Росгвардии Виктора Золотова эстафету комика. Один офицер-гопник с переходом на феню вызвал Алексея Навального на дуэль, другой бывший офицер (но не бывший гопник) пошел дальше в продуцировании абсурда. Своими словами о том, что "они" знают, кто такие Боширов и Петров, и призывом явить свое лики пред очи российского люда, Путин для тех упрямцев, кто убежден в причастности этой парочки, признал, что российское руководство не в состоянии контролировать своих агентов.

Нечто подобное президент России уже проворачивал несколько ранее, хотя с существенными отличиями. А именно во время июньского интервью австрийскому телеканалу ORF с Армином Вольфом. Журналист заставил Путина изрядно попотеть, что, несмотря на подготовку, стало неприятным сюрпризом для расслабившегося в общении с кремлевскими пропагандистами президента. Вольф во время интервью, среди прочего, крепко насел на собеседника, допрашивая Путина о его поваре — Евгении Пригожине, который, как известно, контролирует и небезызвестную "фабрику троллей", и ЧВК "Вагнер", мелькающую то в Украине, то в Сирии, а то и в Африке. Путину ничего не оставалось, как нарядиться в шута горохового. Отвечая на расспросы Вольфа о вмешательства РФ в иностранные выборы, он подал это все как частную инициативу самого Пригожина, к действиям которого "российское государство не имеет никакого отношения". То есть он признал факт вмешательства в выборы, но отмежевался от своего повара и не постеснялся расписаться в собственной несостоятельности как руководителя государства. Лучше уж такой имидж, чем признание вины.

Ту же манеру подачи мы наблюдаем в ситуации с Бошировым и Петровым. Кстати, почему Путин хочет, чтобы они пообщались со СМИ, а не правоохранителями? Потому что "криминального ничего нет"? Даже если подавать это под таким соусом, то Лондон все равно хочет их головы, и в таком случае не должно ли государство защитить своих сограждан? Вместо этого их отправляют под софиты. Что, по всей видимости, является заготовленным сценарием, разыгрывать который принялись с вопроса модератора, ведущего "Россия 24" Сергея Брилева. Он же от имени своего СМИ выразил готовность пообщаться с Бошировым и Петровым. Не станет сюрпризом (вообще не станет), если уже в скором времени на канале "Россия 24" состоится программа-"откровение" подозреваемых в отравлении Скрипалей. Кремлю сейчас нужно шоу, нужно как можно больше зрителей, чтобы какую-то нелепую версию отравителей услышали все-все-все (не только британцы, о чем позаботилась пресса), а огласка достигла максимального уровня.

Правда, не исключен и другой сценарий развития "шутки" Путина. Не даром он сказал, что "если они явятся, то так будет лучше для всех". А если не явятся? Тогда, скорее всего, будут найдены уже бездыханные тела Петрова и Боширова, Путин вновь разведет руками: мол, не знаю, кто их лишил жизни. Вероятнее всего, даже намекнет, что след тянется в Великобританию. Прямым текстом британцев в этом обвинит уже Лавров или его подопечная Захарова. И россияне поверят в месть Лондона, даже не задумываясь, что такое возмездие — вотчина прежде всего российских спецслужб.