Папа Римский встал на сторону московского патриарха
Две украинские церкви - УПЦ КП и УАПЦ - подписали соглашение о созыве Объединительного собора. Это случилось вскоре после Поместного собора УАПЦ, на котором был избран новый предстоятель - митрополит Львовский Макарий.
Но откупоривать шампанское рано. На пути к объединению двух украинских церквей много препятствий. Начиная с амбиций с обеих сторон и заканчивая международной политикой.
Противоречия, разъединявшие УПЦ КП и УАПЦ, до сих пор не сняты. И стоит зайти разговору об условиях объединения, неизбежно возникнут конфликты. Они могут касаться, как и прежде, фигуры патриарха Филарета, который неоднократно заявлял, что ни уходить с должности предстоятеля, ни даже участвовать в выборах он не намерен. То есть в УАПЦ должны согласиться с тем, что именно патриарх Филарет станет главой объединенной церкви. По этому пункту, по всей видимости, компромисса быть не может.
Также непонятно, какая участь постигнет "бренд" УАПЦ. Название потенциальной объединенной церкви становится местом страсти еще до всякого объединения. Компромиссный вариант - УАПЦ КП - подвергли критике, чтобы не сказать - осмеянию. Камнем преткновения оказалась буква А: автокефальная, т. е. самоуправляемая - лишнее уточнение для поместной церкви. Но если опустить эту судьбоносную букву, "вклад" УАПЦ элиминируется - остается только УПЦ КП. Конечно, можно было бы заметить, что литеры КП тоже не слишком уместны. Ведь если церковь украинская поместная, то, конечно же, Киевский патриархат - какой же еще?
Кому-то все эти страсти вокруг букв могут показаться смешными и, мягко говоря, преждевременными. Ведь Объединительный собор пока на стадии проекта. Но дело в том, что в этой игре букв сама суть происходящего. Больше всего в УАПЦ боятся, что объединение окажется простым присоединением. И если вам покажется, что и это всего лишь игра слов, - значит, вы не владыка УАПЦ. К работе комиссии по объединению следовало бы привлечь саперов: взаимных обид и травм с обеих сторон накопилось слишком много. Поэтому взрывы можно гарантировать. Особую лепту в нервозность обязательно внесет украинская власть. Она уже отметилась давлением на Поместный собор УАПЦ, и нет никаких надежд на то, что успокоится и перестанет демонстрировать слоновью грацию в тонком деле церковных отношений, которые имеют пускай призрачные, но все-таки шансы наладиться.
Что касается Московского патриархата вообще и УПЦ МП в частности, то они уже тут как тут. Митрополиту Макарию намекнули, что в УПЦ МП с ним готовы вести переговоры и вообще оказывать поддержку. Впрочем, в нынешней Киевской митрополии вряд ли найдутся люди, способные помешать переговорам между УПЦ КП и УАПЦ настолько эффективно, как это делалось при митрополите Владимире. Во всяком случае от предложения союза в УПЦ МП уже перешли к глухим угрозам, а местами - к откровенному троллингу.
Например, УПЦ МП дала разъяснения, в которых буквально на пальцах объяснила своим визави и просто почтеннейшей публике, что такое каноническое право, как оно работает и почему, что бы ни сделали УПЦ КП с УАПЦ, им все равно рассчитывать в плане легитимности не на что. При этом представитель ОВЦС УПЦ МП приводит такие сочные аналогии, которые нельзя не процитировать. Например, "непризнанные" УПЦ КП и УАПЦ сравниваются с ЛНР и ДНР - непризнанными государствами. Возникает вопрос: а возможен обмен? Если, скажем, мы попросим мировое сообщество признать ДНР и ЛНР, в мировом православии признают объединенную УПЦ КП? Вообще, всегда интересно, когда люди, обычно заявляющие о "банкротстве современной системы миропорядка", начинают апеллировать к самой этой системе.
И, кстати, снова по аналогии возникает вопрос, не обанкротилась ли точно так же система "мирового православия", которую автор объяснения сравнивает, кроме всего прочего, с НАТО. Куда, как известно, не принимают страны, имеющие незавершенные военные конфликты. Вот и в "семью православных церквей" не принимают церкви, имеющие незавершенные конфликты. И даже если УПЦ КП и УАПЦ объединятся, но УПЦ МП к ним не примкнет, то это не будет полноценная поместная церковь с "завершенным конфликтом".
Автору этих блестящих аналогий следовало бы знать, что они не только хромают, но еще и выворачиваются самым неожиданным образом. Где аналогом ДНРа-ЛНРа, не позволяющего Украине вступить в НАТО, окажется вовсе не УАПЦ с УПЦ КП, а УПЦ МП. Это она принципиально стоит в позе, отказываясь объединяться и создавать украинскую поместную церковь. Но при этом считает, что "примиряться" должны с ней. То есть на самом деле эта тщательно выстроенная аналогия, призванная наглядно объяснить обывателю, почему украинской поместной церкви не бывать (как не бывать и независимой Украине, если строго придерживаться аналогии), очень на руку УПЦ КП и УАПЦ.
Но, увы, курьезами на почве служебного рвения все не исчерпывается. Проблема создания украинской поместной церкви лежит в области дипломатии. Конечно, было время, когда патриарх Варфоломей пообещал содействие в "нормализации канонического статуса" украинской церкви в случае объединения УАПЦ и УПЦ КП. Но обещание - это еще не все. Судя по всему, греки совсем не спешат на помощь украинскому православию. Им удобно иметь его таким, какое оно есть, - в качестве возможности укусить Московского патриарха тем, что именно они являются матерью для украинской церкви. Однако эта "мать" не из тех, кто станет класть живот за свое "дитя". Потрясать украинским вопросом Вселенский патриарх готов, но вступать в схватку не станет. А потому совершенно не исключено, что он может использовать свое влияние в украинских церквях для того, чтобы объединение не состоялось быстро. Но даже если это чудо случится, вопрос канонической автокефалии для украинской церкви все равно не будет решен. Тут автор неуклюжих аналогий, к сожалению, прав.
В дело сохранения контроля Москвы над Украинской православной церковью оказался вовлечен даже Ватикан. Учитывая близкие отношения между Папой Римским и Вселенским патриархом, не стоит удивляться тому, что этот рычаг тоже оказался задействованным. Во всяком случае из Москвы (да и Киева) не упускают случая напомнить Папе Франциску о "войне католиков против канонического православия", начавшейся на Майдане и продолжившейся в Донбассе. Папа Римский находится под постоянной угрозой превратиться в умелых руках кремлевских пропагандистов чуть ли не в покровителя новейшего крестового похода, в котором современные крестоносцы крушат современный аналог Константинополя. Поэтому Папа Франциск не устает подчеркивать свою приверженность "мировому порядку в православии" и заявлять о том, что признает единственную легитимную церковь в Украине - УПЦ МП.
Все это в результате выглядит грустным фарсом на "мировой порядок в православии", легитимность и на саму церковь Христову. И снова играет на руку УПЦ КП и УАПЦ. Потому что если "мировой порядок" действительно таков, то и сожалеть о том, что "нас в него не берут", не приходится.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 22 июня 2015 г. (№ 25/735)