Жуй репейник и иди в баню. Десятка самых абсурдных и идиотских решений властей в борьбе с COVID-19
В целом стратегия борьбы с пандемией во многих странах одна и та же. Но есть самородки, "радующие" дичайшим креативом
Пандемия коронавируса стала примадонной 2020 года, который и без того трудно было назвать идеальным. Глобальная катастрофа такого масштаба повергла в шок правительства и международные институты, сподвигнув их искать эффективные, нормальные или хотя бы не слишком ужасные пути выхода из коронакризиса.
Порой решения были неплохими, хоть и болезненными: например, повсеместный локдаун и миллионы и миллиарды долларов помощи бизнесу и простым гражданам.
Но, как водится, далеко не все лидеры в условиях кризиса могут принимать правильные решения. Некоторых заносит не то, что не в ту степь, а на тончайший лед. Как результат: принимаются спорные, безумные, бесполезные, абсурдные или откровенно идиотские решения.
Мы решили собрать свой ТОП-10 таких решений. Но ТОП-10 условный — без какой-либо оценки уровня "абсурдности" или "идиотизма": ранжировать глупости в наши планы не входило ввиду отсутствия надежных и объективных методик их измерения.
Потому наша "десятка" — это просто подборка примеров таких решений и действий, нежели некий рейтинг.
Карантин выходного дна
А начнем, пожалуй, с Украины. Не потому, что принимаемые украинским правительством абсурднее и безумнее других, а потому что в большинстве своем нам ближе своя рубашка.
И сейчас многие предприниматели воспринимают решение Кабмина о введении карантина выходного дня как попытку эту самую последнюю рубашку с них снять.
Решение ввести карантин выходного дня (для краткости будем называть его КВД) правительство приняло 11 ноября.
Согласно постановлению, в субботу и воскресенье нельзя работать ТРЦ, фитнес-центрам, прочим развлекательным заведениям. Кафе и рестораны могут работать лишь в режиме "на вынос", а торговым предприятиям позволено работать, если 60% их площади заняты продуктами.
Постановление предприниматели восприняли в штыки и вышли на протесты, поскольку львиную долю выручки они собирают именно в уик-энд. При этом как таковую "цепочку распространения вируса" данные меры прервать не в силах, поскольку остаются еще будние дни и переполненный общественный транспорт, работу которого Кабмин остановить не решился.
На возмущение бизнеса Минздрав устами замглавы ведомства Ирина Микичак рекомендовал предпринимателям искать другие способы заработка или отправиться работать в больницы.
Вроде бы, да, общенациональный кризис. Все должны сплотиться и работать сообща.
Но с другой стороны такая рекомендация выглядит лицемерной: почему правительство, строящее дороги вместо закупки ИВЛ и не предпринявшее действительно эффективных программ помощи бизнесу, лишает предпринимателей свободы выбора и права развивать свое дело?
КВД — по сути полумера. Это попытка растянуться в шпагате между бизнесом и не вводить полный локдаун опять, и необходимостью сдержать пандемию, да так, чтобы никого не обидеть.
Правда, на деле не выходит осуществить ни первое, ни второе.
Сдержать пандемию в стране, половина (если не больше) жителей которой не в курсе, как правильно носить маску, и не понимающих, что такое "социальная дистанция" и в безковидные времена, одним КВД не удается. А вводить полный локдаун — страшно. Экономика ведь остановится окончательно.
И при этом обещанных Кабмином программ помощи тоже недостаточно. Вот несколько красноречивых цифр: в первый уик-энд в режиме КВД, 14—15 ноября, по данным Opendatabot, украинские рестораны и кафе потеряли 27% от оборота, а за неделю их оборот снизился сразу на 10%. Если сравнивать с весной, когда действовал полный локдаун, оборот просел еще больше — на 81%.
Как правительство, президент Зеленский и его "слуги" планируют выходить из кризиса — неясно. Как и то, где найти средства, когда фонд по борьбе с Covid-19 закатан в асфальт, а кредита МВФ в этом году скорее всего уже не будет.
Даешь социализм!
Не исключено, что Банковая в отчаянии может взять за пример одну латиноамериканскую страну, власти которой не придумали ничего лучше, чем залезть в карманы богатых.
Речь об Аргентине, где у власти правоцентриста Маурисо Макри в 2019 г. сменил соратник левацкого семейства Киршнеров — Альберто Фернандес.
Перед правительством республики, как и многими другими, стоит дилемма: за какие деньги покупать медоборудование и помогать социально незащищенными?
Ответ, похоже, найден и со вторника в нижней палате аргентинского конгресса начались дебаты вокруг имеющего поддержку правительства законопроекта о привлечении посредством налога на богатство в бюджет $3,75 млрд, которые потом можно направить на борьбу с пандемией.
Единовременный взнос хотят заставить уплатить лиц, чей доход превышает $2,35 млн, и с прогрессивной ставкой до 3,5% для активов внутри страны и до 5,25% — за пределами Аргентины. Таковых в латиноамериканской стране насчитывается порядка 12 тыс. человек.
Два Сингапура
Власти Сингапура только ленивый не хвалил за успехи в борьбе с пандемией: за обеспечение больниц, за скрупулезное отслеживание контактов и т.д.
Все это так. Только вот оказалось, что пока одни сингапурцы были под зонтиком государства, других сингапурцев — второсортных, грубо говоря — засунули в собачьи клетки под проливным дождем.
В Сингапуре на сегодняшний день проживает около 300 тыс. гастарбайтеров — выходцев из Индии или Бангладеш, которые преимущественно выполняют низкооплачиваемую работу (строительство, производство).
Вот о них правительство и споткнулось. Если в целом в обществе распространение коронавируса удавалось сдерживать, а сингапурцам обеспечивали более-менее комфортную жизнь, то о вспышках в общежитиях, где живут катающиеся на работу в забитых автобусах гастарбайтеры (иногда до 20 человек в комнате), как-то никто не подумал, пока эти самые вспышки не начали случаться.
Это социальное разделение еще больше усугубилось по мере роста случаев заболевания среди иностранных работников. Правительство даже начало подавать разную статистику: данные по заболеваемости среди местных и среди гастарбайтеров.
Какое же решение власти приняли, чтобы погасить очаги инфекции в общежитиях? Просто закрыли их для мира. В комнатах на изоляции сидели и здоровые, и больные. Выявление и реальная изоляция заразившихся не поспевали за темпами заболевания.
Лишь 10 тыс. таких работников (из 300 тыс.) устроили в более комфортных условиях. Речь о тех, чья работа имеет ключевое значение для экономики страны.
Остальных, по сути, заперли в тюрьме, предоставляя им скудные пайки, не позволяя появляться на улицах. Меры безопасности и санитарные нормы там не действуют: в дозаторах нет ни мыла, ни антисептиков, а туалетов и душевых слишком мало для такого количества людей. А некоторых из иностранных работников лишение свободы довело до самоубийства.
Кстати, из-за этого сама работа гастарбайтеров потеряла смысл. Хотя большинство продолжало получать зарплату, они банально не могли отправить родным эти деньги, ради которых приехали в Сингапур.
Чудо-зелье
Кремль во время пандемии принял не одно странное решение (например, "каникулы" вместо локдауна), но последнее, наверное, одно из самых абсурдных — массовый выпуск вакцины от коронавируса "Спутник V" задолго до завершения третьей фазы ее испытания.
О том, что вакцина разработана институтом имени Гамалеи и прошла "клинические испытания", глава Минздрава РФ Михаил Мурашко возвестил еще 1 августа.
11 августа президент Владимир Путин похвастал тем, что в этот день "впервые в мире" была зарегистрирована вакцина от Covid-19 и она российская.
Он заверял, что препарат эффективен и работает отлично. Только вот у научного сообщества возникли вопросы к вакцине, о которой в авторитетном Lancet 4 сентября была опубликована соответствующая статья авторства заместителя директора Центра Гамалеи Дениса Логунова.
Ученых удивило крайне маловероятное совпадение показателей у различных групп участников тестов, а также прыть, с которой после объявления Путина была опубликована эта статья; также возникли вопросы к объемам приложенных документов: вместо заявленного 300-страничного научного труда к статье россияне присовокупили лишь несчастных 22 страницы.
Ответов на свои вопросы зарубежные ученые от Москвы так и не получили.
При этом третья фаза испытаний вакцины началась уже после демонстрации Путиным своего геополитического превосходства. И продолжается до сих пор.
В ходе испытаний на добровольцах то из одного, то из другого уголка РФ приходит красноречивая информация: в Алтайском крае трое медиков, вакцинированных "Спутником V", заразились коронавирусом; кто-то где-то умер и т.п.
Но Москва уже успела соблазнить своей "вакциной" Беларусь, Венесуэлу, Индию и ОАЭ, Южную Корею, Японию, Грецию, Сербию, Саудовскую Аравию, Филиппины.
То есть, вместе с распространением коронавируса мы наблюдаем и распространение безответственности и глупости на международном уровне.
Император из Будапешта
Некоторые лидеры восприняли пандемию как инструмент укрепления их власти.
Например, венгерский премьер — популист Виктор Орбан, который смог еще 30 марта силами своей партии "Фидеш" протащить через парламент закон о чрезвычайном положении.
Данный закон позволил ему самолично проводить управление страной через указы, которые не требовали утверждения парламентариями.
ЧП в Венгрии действовало до середины июня, когда парламент под давлением общественности все же решился на отмену соответствующего закона.
Однако за те несколько месяцев глава правительства Венгрии успел натворить немало дел.
В частности, согласно майскому докладу исследовательского института "Политический капитал", Орбан смог провести в некотором роде ревизию средств местных бюджетов, отобрав часть средств у местных властей, контролируемых оппозиционными партиями, или заложив основания для этого.
Также была сокращена господдержка партий, что стало ударом, прежде всего, опять-таки по оппозиции, которая, напомним, не так давно успешно отобрала у "Фидес" власть в крупнейших городах, включая Будапешт.
Вишенка на торте — большая часть контрактов по госзакупкам правительство отдало бизнесменам, приближенным к Орбану и Ко.
Кровожадный Родриго
Президент Филиппин Родриго Дутерте не уступает Орбану в популизме. В некоторых вопросах он даже далеко впереди. К примеру, в невероятно радикальных методах борьбы с наркоторговлей, из-за чего он угодил в опалу у международного сообщества.
Дутерте не был бы собой, если бы не учудил чего-нибудь экстраординарного и в контексте пандемии.
С середины марта филиппинское правительство ввело месячный жесткий карантин на острове Лусон. Островитянам запретили покидать дома без веской причины. Тем, что им может вскоре попросту нечем будет питаться, никто не озаботился.
И когда бедняки одного из районов Кесона, бывшей столицы страны, вышли на акцию протеста с требованием обеспечить их едой, их жестко разогнали полицейские за нарушение карантина.
Дутерте пошел еще дальше и в телеобращении заявил, что правоохранителям и военным позволено стрелять на поражение по людям, нарушившим карантин.
Кроме того, для устрашения сограждан власти даже устанавливали открытые гробы на дороге возле их домов.
Гендерный локдаун
В плане абсурдности решений власти Перу и Панамы не уступают филиппинскому лидеру. Благо, хоть крови не требовали.
Когда пандемия только-только набирала обороты, в этих южноамериканских государствах, как и везде, ввели локдаун.
Правда, локдаун необычный — сколь идиотский, столь и оскорбительный.
Дело в том, что и в Перу, и в Панаме в дополнение к принудительной самоизоляции создали общенациональный график появления граждан на улицах. Для походов в магазины, аптеки и т.п.
По какой-то причине власти этих стран решили, что мужчины и женщины должны выходить на улицу в разные дни.
Так, в Панаме женщинам отвели понедельник, среду и пятницу, а мужчинам — вторник, четверг и субботу. В воскресенье все сидят дома.
В Перу наоборот: "мужские дни" — это понедельник, среда, пятница; "женские" — вторник, четверг, суббота.
Не удивительно, что такие правила смутили трансгендеров. Они попросту не понимали, что им делать, если в их паспортах указан пол, с которым они себя не идентифицируют.
Будь лапочкой
Продолжая тему сексизма и гендерного разделения, хочется также упомянуть и Малайзию.
В этой стране ущемление женщин в их правах в условиях пандемии решило возглавить Министерство по делам женщин, семьи и общественного развития.
Ведомство в апреле опубликовало в сосцетях ряд рекомендаций для своих "подопечных" — женщин — как пережить карантин.
Например, в виде постеров посоветовало женщинам не ворчать, не ныть, не доставать своего мужа и вообще стараться разговаривать мягким голосом, как у популярного японского аниме-персонажа — кота Дораэмона.
Также, несмотря на запрет выходить на улицу, женщины, по мнению министерства, должны были все равно наносить макияж (порадовать мужа, конечно) и красиво одеваться, а не шастать в пижаме.
После волны возмущения и обвинений в сексизме правительство Малайзии извинилось, и постеры-рекомендации удалили.
А глава ведомства Ахма Хасан попыталась оправдаться желанием "поднять настроение" согражданам посредством такой вот "рекламы".
Жуй репейник или сгори
КНДР следует своим традициям — в условиях пандемии остается самой закрытой страной в мире, живущей то ли в параллельной, то ли в альтернативной реальности.
Режим Ким Чен Ына долгое время утверждал, что в стране нет ни одного заболевшего коронавирусом, в отличие от остального мира, лишенного светоча чучхе.
Несколько позднее власти Северной Кореи принялись распространять информацию о том, как можно излечиться от Covid-19. Это в те времена, когда даже намека на вакцину еще не было.
Чудо-лекарством, которое было куда круче трамповского гидроксилохлорина, оказался…репейник.
И если Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США через некоторое время опровергло заявления Трампа и исключило гидроксилохлорин из списка лекарств, которые могут помочь в лечении коронавируса, то Пхеньян такую слабину не дал.
На всех уровнях пропаганда утверждала, что лекарство на основании репейника останавливает распространение коронавируса, и вообще его эффективность — 90%. Чуть меньше, чем у вакцины Pfizer, на разработку которой ушли месяцы и миллионы долларов.
Что же делать тем, кому не помог репейник? И на этот вопрос у КНДР есть ответ.
Несчастным, сгоревшим от Covid-19, придется сгореть уже буквально. Хорошо, что они хотя бы этого не почувствуют.
По словам источников Daily NK, в Северной Корее правительство обязало медиков и местные власти сжигать все трупы. На секундочку: все, а не только тех, кто умер от коронавируса. В условиях хронической нехватки ископаемого топлива это трудноразрешимая задача. Впрочем, государство это не заботит: платить за кремацию родным и близким умершего приходится из своего кармана.
Иди в баню
Если жителям КНДР их же руководство рекомендует сербать настойку из репейника, то Александр Лукашенко в самом начале пандемии, всячески стараясь приуменьшить угрозу от Covid-19, отказывался вводить карантин и вместо этого советовал беларусам пить водку и париться в бане.
Еще одним методом "народной медицины по-лукашенковски" стала "тракторная терапия".
Лукашенко в присущей ему манере советовал всем городским неженкам, которые боятся коронавируса, поехать в село и поработать на тракторе.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердимухаммедов пошел по аналогичному пути. А зашел куда дальше, чем его беларуский коллега. Если Лукашенко пусть и считал коронавирус не страшнее насморка, но все же признавал его существование, то в Туркменистане государственным СМИ вообще запретили использовать это слово.
Тем же, кто, беспокоясь о своем здоровье, решил надеть маску на публике, грозил арест.
Хуже ковида
Как видим, глупость — болезнь такая же распространенная, как и Covid-19. Ей подвержены и простые граждане, и те, кто принимает судьбоносные решения. Среди которых хватает спорных и бесполезных.
Хочется верить, что загнанное в тупик украинское правительство и президент не решат скопировать такой вот сомнительный зарубежный опыт. Хотя подвижки в этом направлении были. Достаточно вспомнить схожие с малайзийскими сексистскими постерами советы украинского Минздрава, "вручившего" женщине швабру, а мужчине — компьютер.