Озеленение Европарламента. Новую Европу построят экоактивисты

Победителями выборов в Европарламент являются не центристы, не евроскептики, а либералы и "зеленые"
Фото: EPA/UPG

С 23 по 26 мая жители Евросоюза голосовали на выборах в Европейский парламент. Голосовали ударно. Явка стала рекордной за последние двадцать лет - 50,95%. Интерес к выборам в ЕП продемонстрировал понимание у избирателей того, что на кону стоит очень многое как для всего ЕС, так и для национальных правительств. Как результат, архитектура законодательного органа блока претерпела существенные изменения.

Удар по центру

Впервые за долгое время центристские группы в Европарламенте не имеют большинства. По сравнению с выборами 2014 года их присутствие, согласно данным на сайте ЕП, сократилось с 53 до 43%. Если по группам, то Европейская народная партия (EPP), наблюдателями в которой являются украинские "Батькивщина", "Рух" и "Удар", получает в совокупности 182 мандатов, лишившись 34 мест. Прогрессивный Альянс Социалистов и Демократов (S&D) - 147 мест (потеряла 38), Альянс либералов и демократов для Европы + "Ренессанс" (ALDE&R) - 109 (в 2014 году у ALDE без союза с коалицией из Франции было 69 мандатов).

Таким образом, EPP и S&D придется договариваться с кем-то еще для создания большинства. Это означает, что повестка дня, продуцируемая этим большинством, может быть расширена. А в какую сторону - зависит от группы, которая согласится быть третьей. Точно таковой не будет ни одна из трех евроскептических групп: "Европейских консерваторов и реформистов" (ECR), "Европа свободы и прямой демократии" (EFDD) или "Европа наций и свободы (ENF". Об этом прямо заявил накануне лидер ЕPP Манфред Вебер. По его словам, его группа не будет сотрудничать "с любой партией, которая не верит в будущее Европейского союза". Лидер правоцентристской группы уже "открыл двери" в коалицию для либералов и "Зеленых".

Партии, входящие в эти группы, преподнесли сюрприз на прошедших выборах, в значительное степени усилив свое представительство. К тому же Эмманюэль Макрон и его коалиция "Ренессанс", вошедшая в ALDE, несколько охладили пыл лидера правого "Национального объединения" Марин Ле Пен. Но о евроскептиках позднее, поскольку сперва нужно взглянуть на результаты "зеленых" политсил.

Триумф Зеленых

Эта группа в сравнении с выборами 2014 года заполучила на 18 мандатов больше - 69. "Зеленые", к примеру, в Германии, Франции, Финляндии и других государствах - членах ЕС неожиданно поднялись на вторые-третьи места. Их рывок и вероятное участие в большинстве - это на самом деле очень даже неплохо. Во-первых, они ослабят монополию EPP и S&D, привнеся ориентированные на борьбу с изменением климата коррективы в вышеупомянутую повестку дня Европарламента. Но, и это во-вторых, высокий результат эко-партий в первую очередь невыгоден евроскептикам. По той простой причине, что как раз ослабление влияния центристов дает понять, что голосование на выборах в ЕП по своей природе было протестным. Причем некоторые правящие партии, вроде греческой "Сиризы" Алексиса Ципраса, пострадали больше остальных. Партия греческого премьера с треском проиграла оппозиционной "Народной демократии" - 23,85% против 33,27%. Ципрас переполошился и оперативно объявил о проведении досрочных парламентских выборов для подтверждения своего мандата.

Но возвращаясь к ситуации в Евросоюзе, отметим, что отчасти электоральный протест обусловлен небольшим приростом голосов у евроскептиков, однако, если смотреть на динамику по странам, то именно "Зеленые" являются главными выгодоприобретателями. В некотором роде они стали альтернативой евроскептикам. Т.е. очень многие европейцы, недовольные партиями власти и центристами в целом, сделали достаточно зрелый выбор.

Евросепсис

Представители правопопулистских партий, формирующих три группы евроскептиков, которые уже не первый год пугают Брюссель ростом своей популярности, получат больше мест в Европарламенте, чем в 2014 году. Если в 2014 году ECR, EFDD и ENF получили на троих 155 мест, или 77, 42 и 36 соответственно, то на прошедших количество мандатов у них выросло до 171. ECR - 59, ENF - 58 и EFDD - 54.

Но так ли убедителен этот результат? Нет. На этих выборах евроскептики усилились примерно на 2%: в 2014 году у них в совокупности было 22% мандатов; в этом - 24%. А если изучить ситуацию по странам - ключевым "донорам" правопопулизма на территории ЕС, то на деле победа евроскептиков не столь сокрушительна, как прогнозировалось.

Италия. Здесь евроскептики, без сомнений, показали себя во всей красе. Партия скандального главы МВД Маттео Сальвини "Лига севера" получила 33,64% голосов, за ним следует правоцентристская Демократия партия экс-премьера Маттео Ренци - 23,52%, а еще одна антиевропейская политсила - "Движение пяти звезд" - 16,65%. Итого чуть больше 50% итальянцев поддержали евроскептиков. Лучше результат только у коалиции венгерских "Фидеса" (партия премьера Виктора Орбана) и Христианско-демократической партии - 52,33%. Но "Фидес", несмотря на серьезный конфликт, все еще входит в состав Европейской народной партии. Даже если Орбан окончательно порвет с EPP и переметнется к одной из трех евроскептических групп, потеря 13 мандатов для центристов будет неприятной, но важно понимать, что и евроскептики с большей долей вероятности могут лишиться сразу 29 мест в случае выхода Великобритании из ЕС в этом году.

Именно такое количество мест EFDD подарили британцы, которые в стремлении наказать правящую Консервативную партию и лейбористов-оппозиционеров, поддержали Партию Brexit идеолога выхода из ЕС Найджела Фараджа. Ярые евроскептики получили 31,71% голосов, но не 35-37%, как обещала социология. Однако наказывали голосами за Фараджа в Британии не только тори и соратников Джереми Корбина, но и за Партию либеральных демократов и "Зеленых", которые получили 18,55% (2-е место) и 11,09% (4-е место) соответственно.

Но успех Фараджа в контексте будущего евроскептиков ЕП носит временный характер. А вот ситуация в других ключевых странах-членах ЕС, наоборот, продемонстрировала падение популярности антиевропейских сил. Например, в Германии, где блок канцлера Ангелы Меркель в легкой степени ощутил то же, что и тори, избиратели, несмотря на сохраняющееся еще недовольство миграционной политикой, на чем доселе неплохо отыгрывали местные правые, и несмотря на де-факто процесс передачи власти канцлером своей преемнице Аннегрет Крам-Карренбауэр (т.е. Меркель уходит, и все это понимают)... Так вот, немцы все же поддержали блок Меркель - 28,7% (в 2014 - 35,36%). Социал-демократическая партия, которая на прошлых выборах набрала 27,27% голосов, потеряла итого больше - 15,6%, уступив второе место "Зеленым" (20,7% против 10,7% пять лет назад). При этом свое недовольство Меркель немцы перевели в поддержку "Зеленых", но не той же праворадикальной "Альтернативы для Германии". Последняя получила 10,8% голосов избирателей, "прибавив" лишь 3% по сравнению с 2014 годом.

В соседней Австрии "коллеги" АдГ - Партия свободы (FPO) - и вовсе опустилась на третье место (17,2%), если сравнивать с последними парламентскими выборами. Приговор этой партии в Австрии, также до сих пор пребывающей в цепких объятиях правопопулизма с российским душком, вынесли после громкого видеоскандала с вице-канцлером Хайнцом-Кристианом Штрахе, который стоил его политсиле места в коалиции.

А вот у партии Марин Ле Пен, которая также известна своими связями с Кремлем, электоральная картинка выглядит привлекательнее, нежели у АдГ или FPO. Как и на прошлых выборах "Национальное объединение" (тогда "Национальный фронт") заняли первое место. За партию Ле Пен проголосовали 22,53%. Однако на самом деле ее результат хуже, чем в 2014 году, когда бывший НФ получил 24,85% голосов. При этом упоминаемый выше "Ренессанс", куда входят партия Макрона "Вперед, республика!", поддержали 22,47%. И это несмотря на протесты "желтых жилетов", с которыми активно заигрывали итальянские евроскептики, да и сама Ле Пен. Добавим в копилку 13,13% местных "Зеленых" (Europe écologie-Les verts) и победа НО выглядит еще более блекло.

Как и в Великобритании, для французов выборы в ЕП было возможностью в очередной раз продемонстрировать свой протест. Для Франции это дело привычное: избиратель там традиционно поддерживает как бы оппозицию, в данном случае Марин Ле Пен, всем властям государства и центру ЕС. Для населения это форма безопасного избирательного протеста. В отличие от Украины, к слову. Франция и Украина, как уже отмечала "ДС", в некоторых смыслах похожи. Но в этом случае все же наблюдается существенное отличие. Украинцы в протестном голосовании выбрали "темную лошадку" Владимира Зеленского с непонятной идеологией и позицией. Французы же осознают, что выбирать своего Зеленского - очень опасный эксперимент. Впрочем, большинство европейцев за эти четыре дня сделали куда более взвешенный и зрелый выбор, чем украинцы.