• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Сила бренда. Почему в Польше испугались угроз "Моссада"

Сотрудник Моссада, делающий вид, что он не сотрудник Моссада, который делает вид, что он сотрудник Моссада. Кто на самом деле угрожал Моравецкому в ответ на "еврейских преступников"
Иллюстраци: Ahmed Estaitia / mintpressnews.com
Иллюстраци: Ahmed Estaitia / mintpressnews.com
Реклама на dsnews.ua

Предсказать реакцию Израиля на неосторожную реплику польского премьера Матеуша Моравецкого было несложно. Собственно, она вызвала бы возмущение и в лучшие времена. Но на фоне размолвки из-за попытки Варшавы юридически закрепить исключительно жертвенный статус поляков в истории минувшего века "ярость" - слово вполне уместное: расписанное свастиками посольство Польши в Тель-Авиве как бы намекает.

Забавно, что глава польского правительства оказался в некотором роде жертвой израильской же провокации. На полях Мюнхенской конференции журналист Ронен Бергман поинтересовался у него, будут ли теперь в Польше наказывать за разговоры о польских коллаборационистах во время осуществления Холокоста. "Чрезвычайно важно прежде всего понять, что, конечно, это не будет караться, не будет считаться преступлением говорить, что были польские преступники, как и еврейские преступники, были русские преступники, как и украинские... не только немецкие преступники".

Русские за своих по обыкновению (#ихтамнет, вестимо) вступаться не стали, украинцы - как водится, отреагировать не успели, немцы - тактично смолчали: дескать, и так не первый десяток лет доказывали, что соучастники имелись. А евреям, как всегда, оказалось больше всех надо. И то сказать, каких таких "еврейских преступников" имел в виду Моравецкий? Полицаев в гетто или капо в Освенциме? Можно ли сравнивать тех, кто по чужой воле воплощал принцип "умри сегодня, а я завтра" с теми, кто с энергичным энтузиазмом истреблял соседей?

В общем, когда президент Израиля Реувен Ривлин недипломатично заявил, что поляки, дескать, пробили очередное дно, это выглядело едва ли не верхом тактичности. Особенно на фоне посещения Моравецким в тот же день могил бойцов Бригады Святого Креста - формирования польских националистов, которые сотрудничали с нацистами, считая приоритетной задачей борьбу с коммунизмом.

И тут на сцене появился "Моссад", разразившийся серией твитов. Причем не только на грани фола, но и за ней. "Польскому премьеру Моравецкому: не знаем, из какой дыры ты пытаешься выкопаться, но тебе самое время перестать болтать," - с линком на новость о "еврейских преступниках". К материалу о цветах к памятнику БСК прилагался следующий комментарий: "OK, вот и доказательства. Нам стоит перегруппировать охотников за нацистами из Gmul ("Воздаяние" в переводе с иврита, организация, занимавшаяся отловом и ликвидацией гитлеровских военных преступников)". Наконец, реплика по поводу криминализации заявлений о причастности поляков к Холокосту: "Польша, тебе не понравится, если мы разозлимся!".

И что бы вы думали? Уже на следующий день спикер Сената Польши Станислав Карчевский заявляет в интервью телеканалу TVN24, что рассоривший Варшаву с Иерусалимом (и Киевом, разумеется, но речь сейчас не о нас) обновленный закон об Институте национальной памяти не вступит в силу, пока Конституционный суд не завершит его рассмотрение. То есть - неопределенное время. "Нужно быть сумасшедшим и безответственным, чтобы сделать что-то, что вызовет еще больше эмоций", - заявил при этом Карчевский.

Звезда российского альтреализма Дмитрий Киселев, наверняка, выдал бы на камеру сакраментальное: "Совпадение? Не думаю!" А мы все же подумаем. И вскоре выясним, что "Моссад" - это таки "Моссад", да не тот.

Реклама на dsnews.ua

Эккаунт принадлежит канадцу Шону Эни, живущему в одном из самых молодых городов мира - Модиине, на полдороге между Тель-Авивом и Иерусалимом и под самой границей с Палестиной. Шон пописывает софт. И - ведет "почти всамделишный" микроблог одного из самых раскрученных брендов в мире спецслужб, попутно торгуя сувенирами "практически от'Моссада".

Причем с завидной регулярностью его твиты задевают чьи-то израненные конспирологией души. То ХАМАС обидится на шутки о намерении устроить заварушку в Газе к визиту Трампа, будто они там когда-то заканчиваются. То ультраконсервативный американский конгрессмен в ФБР на угрозы пожалуется. То российским дипломатам приходится прикидываться валенками при новости, что учительница Путина завещала ученику квартирку на улице Пинскер в центре Тель-Авива (впрочем, здесь "Моссад" лишь процитировал Jerusalem Post). То иностранные журналисты решат, что израильские спецслужбы и впрямь вознамерились угомонить польского премьера. В общем, все солидно. Кто их, израильтян разберет, лучше не связываться.

Тем более что в оправдание конспирологов можно привести немало случаев, когда израильские спецслужбы проворачивали "невыполнимые миссии". Вроде доставки из Норвегии 21 т тяжелой воды для израильской ядерной программы. Или тихой эвакуации-репатриации 200 тыс марокканских евреев за семь лет. Или угонов новейшей советской техники - от радаров до истребителей - из арабских стран. Можно вспомнить и о том, как агенты Моссада взорвали во Франции два энергоблока, готовых к отправке в Ирак для строительства АЭС. Или блестящую операцию по освобождению самолета с заложниками в Уганде.

Впрочем, наибольшую известность Моссаду принесли его охоты. Похищение нацистского преступника Адольфа Эйхмана из Аргентины и истребление организаторов и участников убийства спортсменов израильской сборной на мюнхенской Олимпиаде - хрестоматийные примеры таких операций.

Но это, так сказать, дела давно минувших дней. А вот в январе 2010-го агенты Моссада задушили в номере дубайского отеля Махмуда Аль-Мабхуха, руководителя военного крыла ХАМАС - Бригад Иззедин аль-Кассам. Киллеры прибыли в эмират по фальшивым британским, ирландским, французским и австралийским паспортам и изрядно наследили. Так что израильским дипломатам пришлось немало потрудиться, чтобы замять скандал с обиженными партнерами, но дело было сделано.

Еще одна относительно недавняя история случилась в Украине: в 2011-м техдиректора единственной электростанции сектора Газа Мусу Дирара Абу-Сиси сняли с поезда в Полтаве и тайно вывезли в Израиль. Об этом стало известно со слов его жены-украинки, но здесь любопытно другое: версия, что Абу-Сиси был агентом, внедренным в ХАМАС, а его похищение было ничем иным, как эвакуацией - и попутно попыткой подпортить отношения Киева с арабами.

Говорить об операциях Моссада можно долго, но что бы ни было сказано, в конечном счете это окажется его пиаром. Как пошутил Шон Эни: "Что бы ни случилось, мы в этом как-то замешаны. У нас приличный бюджет на заговоры".

Или не пошутил? Сравнительно маленькая спецслужба со штатом около 1200 сотрудников всегда предпочитала действовать через одиночек и небольшие группы, вербуя в агенты этнических евреев по всему миру. Этим она и завоевала свою легендарную славу.

Может быть, веселый программист и сам давно завербован? Сотрудник Моссада, делающий вид, что он не сотрудник Моссада, который делает вид, что он сотрудник Моссада. Комбинация как раз в духе Моссада, если разобраться. Так что, может быть, не столь уж неправы те, кто ведется на розыгрыши Эни? Ведь кто знает, может, он говорит то, что в Моссаде думают? Как бы то ни было, в Варшаве перестраховались. Впрочем, микроблог парня из Канады, который осел в Израиле, здесь, разумеется, ни при чем. Ну... почти.

    Реклама на dsnews.ua