"Шахиды" на службе России? Почему информация о поставках сотен иранских дронов для ВС РФ сильно преувеличена

В СМИ прошла информация о том, что Тегеран начал поставлять России ударные беспилотники. Однако это не точно

Shahed-129, копия американского беспилотника MQ-9A Reaper

На фоне катастрофических потерь и, как следствие, дефицита БПЛА у российских оккупационных сил в Украине, две недели назад появилась информация о попытках Москвы эти потери компенсировать за счет иранских ударных дронов, обращению с которыми Тегеран готов обучить россиян.

Источником этой информации были не анонимные источники СМИ, а советник президента США по вопросам нацбезопасности Джейк Салливан, который заявил об этом 12 июля. Поэтому к его словам все отнеслись достаточно серьезно – как в США или Киеве, так и в самом Тегеране.

Уже на следующий день спикер иранского МИДа Нассер Канаани опроверг заявления Салливана, заявив, что Иран точно не хотел бы новой эскалации войны между Украиной и Россией.

Столь поспешная реакция Тегерана может свидетельствовать, конечно, о том, что он все же попался на горячем. Либо же она обусловлена опасением столкнуться с усилением санкционного давления со стороны Соединенных Штатов, что, к слову, представитель Госдепа Нэд Прайс пообещал иранцам 19 июля (если Тегеран все же продаст РФ свои БПЛА).

Второй момент: помимо новых санкций Иран рискует серьезно ослабить свои позиции в рамках переговоров по возвращению в ядерную сделку с последующим смягчением санкций, к чему также привязано и увеличение поставок иранских энергоносителей в Европу вместо российских.

С другой стороны, Россия на безрыбье вынуждена довольствоваться раками, то есть строить свои альянсы или нечто на них похожее, потому в последние недели активно втягивает Иран в полноценный союз таких же изгоев, который, дескать, должен противостоять НАТО. В особенности если учесть, что кремлевский аналог Альянса – ОДКБ – оказалась полностью несостоятельной и не оправдала надежд России, когда ее члены ясно дали понять, что не заинтересованы в поддержке российской агрессии.

Создание "клуба маргиналов" имеет огромное значение для нерукопожатного Владимира Путина, потому-то он лично отправился в Иран сразу же после ближневосточного турне Джо Байдена, целью которого было сколотить союз Израиля, Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара, Кувейта, Омана, Египта, Иордании, который бы не допустил усиления влияния в регионе Китая, России, а также, естественно, Ирана.

Вопрос в цене и выгодности для Ирана такого союза. Превалирует ли он над теми гешефтами, которые аятоллы могут получить от ослабления России? Будет ли сделан выбор в пользу дальнейшего антизападнечества даже вопреки росту протестных настроений в Иране, или же Тегеран решит сыграть не в пользу Кремля?

Да, есть вероятность, что Иран, в принципе, мог пойти на сделку с Москвой, по крайней мере в вопросе поставок беспилотников. К тому же, как сообщил Салливан, российская делегация уже, как минимум, дважды в июле побывала на аэродроме Кашан, чтобы поглядеть на иранские беспилотники Shahed-191 и Shahed-129.

И вот, 24 июля, "Цензор.НЕТ", не называя, впрочем, свои источники, пишет, что партия беспилотников Shahed-129 уже отправлена в Россию по Каспийскому морю, в Астрахань и Волгоград, откуда их доставят, собственно, на границу с Украиной. Если это так, значит, россияне уже прошли курс обучения. А на это требуется не 2-3 дня или 2-3 недели, т.е. или же договоренности по дронам РФ и Иран достигли намного раньше, чем сообщил Салливан; или же все-таки информация о поставках может быть недостоверной. Ну, либо придется допустить, что управлять ими будут иранцы — что чрезвычайно маловероятно.

Так или иначе подтверждения из официальных источников пока нет.

Хотя следует заметить, что параллельно, 25 июля, во-первых, генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил о новом пакете помощи для Украины, который включает сотни переносных противодронных комплексов; во-вторых, министр обороны Украины Алексей Резников сообщил о прибытии в страну первых британских бронемашин Stormer с установленными ЗРК StarStreak и немецких ЗСУ Gepard.

Партнеры Киева значительно усиливают возможности ВСУ в борьбе с российскими самолетами, вертолетами и, конечно же, дронами.

Опять-таки не факт, что среди них будут пресловутые иранские БПЛА, которые созданы по мотивам американского и израильского дронов, но все же следует поближе взглянуть на эти Shahed-129 и Shahed-191.

Shahed-129

Это одномоторный иранский беспилотник, разработанный аффилированным с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) исследовательским центром Shahed Aviation Industries.

Разработки начались еще в 2005 г. и другой компанией – Иранской авиастроительной промышленной компанией (HESA). Изначально БПЛА носил название HESA-100, который уже с подачи Shahed Aviation Industries превратился в Shahed-123, а затем подрос до "129".

Примечательно, что в воздух Shahed-129 поднялся в 2012 г., т.е. спустя год после того, как в Ираке, в значительной мере пребывающем под влиянием Ирана, разбился американский беспилотник MQ-9A Reaper, а в самом Иране – израильский Hermes-450. С них, по мнению экспертов, иранцы и "слизали" свой Shahed-129. И, действительно, иранский БПЛА едва ли не идентичен американском "риперу".

Технические характеристики Shahed-129:

Длина – 8 м, размах крыльев – 16 м. Двигатель – четырехцилиндровый с турбонаддувом Rotax 914, разработанный BRP-Powertrain, австрийской "дочкой" канадского авиагиганта Bombardier.

Данный БПЛА, как утверждают иранские власти, достигает скорости в 150 км/ч, способен находиться 24 часа в небе, преодолевая до 3,4 тыс. км (боевая дальность – 1,7 тыс. км), с максимальной высотой в 7,3 км.

Впрочем, непосредственно управление Shahed-129, как сообщали иранские госСМИ, возможно лишь на расстоянии в 200 км. Такова дальность устойчивого сигнала с контрольного пункта. "Шахид", потенциально, может пролететь заявленные 3,4 тыс. км, но уже на автопилоте по заданному курсу. Что ставит под сомнение его боевое применение на большом расстоянии.

Что касается вооружений, то боевая нагрузка, согласно заявлениям Тегерана, составляет 400 кг. БПЛА применяет либо противотанковые ракеты Sadid-1, якобы созданные на основе иранских Toophan, но, как отметили военные специалисты, скорее являющиеся копией израильских Spike-ER; либо четыре высокоточные планирующие бомбы Sadid-345 с осколочной боевой частью – Sadid-345.

Иран утверждает, что успешно применял эти дроны в Сирии с 2014 г., куда были переброшены по меньшей мере пять таких машин, нанося удары в районе Алеппо и Дейр-эз-Зора. Однако насколько они были удачными, наверняка неизвестно.

К тому же, их успешно сбивают. Так, в 2017 г. поступали сообщения о попытке иранцев несколько раз ударить с Shahed-129 по базе международной коалиции под эгидой США в Эт-Танфе, но они были сбиты американским F-15E, а в одном из случаев боеприпас так и не взорвался. Сбивали иранские БПЛА и пакистанские JF-17 в том же 2017 г., когда иранцы нарушили воздушное пространство Пакистана.

Если учесть, что Иран, по некоторым данным, производит лишь три таких БПЛА в год, то это довольно ощутимые потери.

И, кстати, о количестве. По оценке эксперта Бабака Тагваи в статье для Aviation Week&Space Technology за 2017 г. у Ирана насчитывалось лишь 22 таких БПЛА. В 2019 г. он же писал, что Тегеран разжился еще 4-6 единицами. В планах – 40 БПЛА до 2024 г.

Shahed-191

Разведывательный иранский дрон, являющийся копией RQ-170 Sentinel производства американской Lockheed Martin, который Иран заполучил в 2011 г.

Информации об этом БПЛА по сравнению с Shahed-129 практически нет. Известно, что представленный в 2016 г. может быть оборудован как турбовентиляторным двигателем, так поршневым. Размах крыльев – около 6-7 м.

Запускается дрон со специальной пусковой установки, установленной на автомобиле. По некоторым данным, крейсерская скорость составляет 300 км/ч, но дальность полета куда меньше, чем у Shahed-129 – лишь 450 км при максимальном потолке в 7,6 км.

Иранские государственные СМИ, между тем, утверждают, что "191-ый" может быть не только разведывательным, но и ударным дроном, боевая нагрузка которого достигает 50 кг. Он якобы может нести под крылом то ли две, то ли четыре ракеты Sadid-1 

Опять-таки подтверждения тому нет. Как и сообщениям иранских госСМИ о боевом его применении в Сирии в 2018 г. В том же году, впрочем, один такой был сбит израильскими ВВС.

Количество. По состоянию на 2017 г. их насчитывалось около 10 единиц, а к 2025 г. Иран планировал произвести по меньшей мере 50.

Аналитики из Jane's, в свою очередь, полагают, что у Ирана в целом не больше 50 Shahed-129 и Shahed-191.

Соответственно, крайне сомнительно, что Иран сможет продать России большие количества дронов, ведь Тегеран также ведет свои прокси-войны в Сирии и Йемене. Это раз. Два – американцы и пакистанцы доказали, что БПЛА, которые вряд ли эффективны на расстоянии свыше 200 км, представляют собой вполне уязвимые цели. Три – в Украину, повторимся, прибыли новые зенитные вооружения.