Отобрать Вильнюс. Как в конфликте с Европой Александр Лукашенко призвал дух Иосифа Сталина
"Бацька" пошел на крайние меры в своей дипломатической войне с Литвой: он готов предъявить претензии на Вильнюс и прилегающие к нему земли. Проблема в том, что это и в самом деле древняя белорусская столица
Белорусские власти с 1994 г. (когда первый президент пришел к власти) всегда были весьма неравнодушны к Польше и Литве. О том, что Польша претендует на 40% белорусских земель, а в Варшаве печатают карты с восточной границей в 30 км от Минска, Александр Лукашенко публично впервые рассказал, кажется, еще в 1997-м. Поляки этому очень удивились, а "бацька" после этого разогнал существовавший "Союз поляков Беларуси" и назначил свой собственный, управляемый напрямую из президентской администрации.
От взаимного непонимания – к жесткому троллингу
С тех пор "польские карты с границей под Минском" Лукашенко вспоминает при каждом удобном случае. Но с 2012-го главным врагом среди всех соседей для официального Минска стала Литва. Которой почему-то не понравилось, что Белорусская АЭС строится на российские деньги и на геологическом разломе всего в 50 км от Вильнюса.
С тех пор и по сегодняшний день дипломатическая война не утихает. Литва подбила Польшу и все страны Балтии не покупать белорусскую электроэнергию с будущей АЭС (ее запустят уже в 2021-м) и постоянно троллит Минск проверками МАГАТЭ и других международных организаций. В Минске глухо отвечают что-то в духе "зато вы под Америку легли" и "зато у вас четверть населения уехала".
После крайне неудачных для Лукашенко очередных (пере)выборов президента 9 августа и без того непростые отношения с Варшавой и Вильнюсом обострились до предела. Эти две европейские столицы, посмотрев на реальные результаты голосования, первыми отказались признавать "бацьку" законно избранным президентом, что вызвало цепную реакцию по всей Европе.
Кроме того, именно в Литву и Польшу привычно побежали обиженные властью оппозиционные лидеры (рядовые участники протестов хлынули в Украину). Это было вполне нормально — настолько, что белорусский КГБ подсуетился и вывез к литовской границе до смерти запуганную Светлану Тихановскую. И тут что-то пошло не так.
В Вильнюсе Тихановская довольно быстро пришла в себя, получила поддержку литовского государства, собрала вокруг себя немногочисленных разумных людей из белорусской оппозиции и возглавила сопротивление Александру Лукашенко. "Президент Света", как ее прозвали белорусы, неожиданно оказалась настолько представительной, что даже поляки приревновали — и вот уже польский премьер лично вручает Тихановской ключи от "Белорусского дома" в Варшаве, ясно давая понять, куда избранному, но не признанному президенту Беларуси стоило бы переехать со своей командой.
Болезненная реакция Минска
Понятно, что все это вызывало острые спазмы у Лукашенко и его окружения. Сперва "бацька" начал исполнять привычную кричалку про "американские танки в 15 километрах от белорусской границы в Литве" и "самолеты НАТО на базах в Польше нацелились на нас, они могут нести ядерное оружие". Из-за всего этого белорусский главнокомандующий даже перебросил все боеспособные танковые и воздушно-десантные части к границе с Польшей.
Вот реально: несколько дней в августе белорусы всерьез ждали, что недопереизбранный президент вот-вот объявит Польше "маленькую победоносную войну". Но поляки с американцами только пожали плечами и по графику завершили учения, действительно проходившие в те дни в Восточной Польше. Пришлось и белорусским военным отгонять танки в места постоянной дислокации.
После этого все государственные СМИ и официальные структуры Беларуси словно начали участвовать в конкурсе "кто жестче затроллит Вильнюс и Варшаву". (Попутно достается и Украине, но поменьше.)
Сперва белорусские пограничники начали с особым пристрастием проверять всех возвращающихся на родину соотечественников. Ссылаясь на некую инструкцию, начали запрещать провоз даже пачки кофе или шоколадки – только вещи б/у, никаких купленных "за Бугом" товаров. Сложно придумать лучший способ выбесить белорусов, привыкших мотаться в Польшу "на закупы" (там все ровно в два раза дешевле, чем в Беларуси).
Подключились пропагандисты: на государственном ТВ Литву начали именовать "Бывшая советская республика Литва", Польшу – "Бывшая Польская народная республика", Украину – "Бывшая УССР".
Наконец, белорусский МИД 2 октября потребовал у посольств Польши и Литвы сократить количество работающих в Беларуси дипломатов. Официально было объявлено так: "Ввиду однозначной деструктивной деятельности со стороны указанных стран им предложено до 9 октября привести к паритету с белорусскими загранучреждениями в соответствующих странах состав своих дипломатических представительств в Беларуси. В литовском посольстве в Минске вместо 25 должно остаться 14 дипломатов, в польском — вместо 50 останется 18".
Представитель белорусского МИДа также сообщил, что послы Беларуси в Польше и Литве с 5 октября отзываются в Минск для консультаций. Послам Польши и Литвы соответственно было предложено последовать данному примеру.
Но вскоре стало понятно: все это только мелкие пакости, над которыми европейские соседи Беларуси лишь смеются.
"Последний довод королей"
Это выражение, некогда отлитое сперва на французских, а потом и на прусских пушках, пришло в голову, как только обозреватель "ДС" узнал из своих источников о том, что в Палате представителей (это нижняя палата белорусского парламента) неизвестно откуда появился проект постановления о возвращении белорусских территорий, отошедших Литовской ССР в 1940 г.
Авторство документа неизвестно, но можно вспомнить, что белорусские депутаты как люди подневольные сами законодательных инциатив не проявляют. Соответственно, проект постановления родился либо в Администрации президента (там сейчас заправляют выходцы из КГБ), либо в Совете Министров (те же яйца, только в профиль).
Официальной информации нет, но источник "ДС" поделился некоторыми цитатами из документа.
"Акты по территориальным вопросам между Белорусской ССР и Литовской ССР основывались на законе Верховного Совета СССР от 3 августа 1940 г. "О принятии Литовской Советской Социалистической Республики в Союз Советских Социалистических Республик", который в одностороннем порядке объявлен литовской стороной недействительным.
Тем самым она берет на себя ответственность за то, что теряют свою силу пункт 2 указанного закона Верховного Совета СССР от 3 августа 1940 г. относительно передачи Литовской ССР Свенцянского района и части территории Видзовского, Годутишковского, Островецкого, Вороновского и Радунского районов Белорусской ССР, а также соответствующее представление Президиума Верховного Совета Белорусской ССР и Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1940 года "Об установлении границ между Белорусской Советской Социалистической Республикой и Литовской Советской Социалистической Республикой.
В связи с изложенным мы вынуждены настаивать на возвращении Республике Беларусь белорусских земель".
Это удар ниже пояса. С одной стороны, налицо требование пересмотра послевоенных границ – кощунственное для Европы. С другой – белорусы действительно могут претендовать на эти земли. Прилегающие к Вильнюсу, а попутно – и на сам Вильнюс.
История Вильнюса, общая для Беларуси, Литвы и Польши, — невероятно запутана, как и вся история этого региона. В 1323 г., при князе Гедимине, Вильнюс (по-белорусски — Вільня, по-польски — Wilno) стал столицей Великого княжества Литовского. Позже официально оно называлось "Великое князство Литовское, Руское, Жомойтское и иных (земель)" и было крупнейшей страной средневековой Европы.
В то время нынешние белорусы (т.е. славянский народ) именовались "литвины". Предки нынешних литовцев — "жмудины", "жамойты" или "жмудь" населяли север нынешней Литвы, их столицей был и остается Каунас. Если сегодня "матерого" белорусского националиста спросить "Ты кто?", он, скорее всего, ответит: "Литвин!". Но после 3-го раздела Речи Посполитой Екатерина II издала указ называть всех "литвинов" — "белорусами". Отсюда и пошла историческая путаница названий.
Итак, с 1323 г. Вильнюс — столица средневекового белорусского государства. И сегодня там на зданиях исторического центра города масса старобелорусской символики. В 1569 г. Великое княжество Литовское заключает унию с Польшей, образуется "Речь Посполитая Двух Народов". С этого момента в Вильнюсе начинает усиливаться польское влияние, а этнические литовцы-балты ("жамойты") уже практически никакого отношения к Вильнюсу не имеют.
В 1793 г., после 3-го раздела Речи Посполитой, Вильнюс входит в состав России, вместе с белорусскими и польскими землями. 27 февраля 1919 г. образуется Литовско-Белорусская Советская Социалистическая Республика со столицей в Вильнюсе. После ее ликвидации в 1920-м город официально отходит к Литве, но буквально через пару месяцев польские военные, якобы самовольно захватив край, образовали здесь "государство" Срединная Литва, которое через два года "присоединилось" к Польше.
Поэтому в межвоенный период столицей Литвы был Каунас. 3 августа 1940 г. Литва вошла в состав СССР. Отнятый у поляков в 1939-м Вильнюс готовились передать БССР, там даже была назначена местная администрация из этнических белорусов. Но по решению Сталина он стал столицей республики нынешних литовцев. 10 октября был заключен "Договор о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой".
Литве была передана территория общей площадью 6,7 тыс. кв. км, где проживали почти 457 тыс. человек. Также Сталин 6 ноября 1940 г. в состав Литовской ССР из состава Белорусской ССР передал 2,6 тыс. км² территории с городами Свенцяны (из Вилейской области), Солечники (из Барановичской области) и Друскеники (из Белостокской области) с окрестностями.
Вот эти территории – последние из перечисленных – сейчас готовятся затребовать обратно белорусские парламентарии. (Точнее, конечно, не они сами – с их степенью самостоятельности подобное невозможно.) А далее – речь пойдет уже о возвращении белорусам Вильнюса.
Хотя скорее, конечно, не пойдет. Понятно, что перекраивать послевоенные границы одной из стран Евросоюза никто не позволит, даже если Лукашенко вдруг исполнит свою давнюю мечту и воцарится в Кремле. Но нельзя не признать: способ попортить нервы литовцам придуман замечательный.