Отключение Ким Чен Ына от SWIFT. Какие выводы должна сделать Россия
"Ракетометание" северокорейского режима в сторону Японии стало той последней каплей в чаше терпения Запада и уже Китая, которая спровоцировала волну серьезных последствий для Пхеньяна.
А еще - доклад от 27 февраля о том, что международная банковская система SWIFT продолжала обслуживать семь банков КНДР, три из которых были в черном списке ООН. Это второй такой случай в истории. Первый - отключение 14 иранских банков в 2012 г.
Совбез ООН с удвоенной энергией принялся обсуждать последние вызывающие действия одного невзрослеющего подростка-бунтаря из Пхеньяна, чьи ракеты упали в экономической зоне Японии и пуски которых режим с гордостью назвал подготовкой для удара по США. Как и год назад, Ким Чен Ыну удалось серьезно обеспокоить ООН, только в этот раз ответ Запада оказался более эффективным.
Что это такое, и с чем его едят
SWIFT - это Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Соучредителями системы еще в 1973 г. выступили 240 банков из 15 стран.
Главный офис корпорации находится в Бельгии, а значит, подчиняется законам Евросоюза. Сейчас SWIFT объединяет более 10 тыс. банков, включая тысячу корпораций из 210 стран. У каждого из этих банков есть свой уникальный код, который дает доступ к системе различных транзакций. Этих транзакций через систему проходит больше миллиона, и в совокупности оборот "электронных" денег превышает $6 трлн в день. Проще говоря, это дверь для любого банка и страны в огромный финансовый мир, связь с другими такими банками и странами. Можно даже сказать, одна из основ стабильной банковской системы с крепкой защитой от внешнего вмешательства.
Конечно, не обходится без эксцессов, но их быстро исправляют. Например, после хакерской атаки на центробанк Бангладеш, произошедшей в феврале прошлого года и стоившей стране $81 млн, был оперативно выпущен патч, который уже не давал киберпреступникам манипулировать платежными инструкциями. И это еще одна причина, почему банки пользуются SWIFT.
И хотя КНДР - самая закрытая страна в мире, она все же участвует в финансовой жизни планеты, поскольку иначе бы режим уже давно рухнул. Теперь же корейские банки из этой системы выкинули.
Банковская система КНДР не может похвастать их обилием - всего банков, по некоторым данным, в стране насчитывается порядка двух десятков, часть из которых была создана для обслуживания внешнеторговых операций корейских компаний, например, "Понхва", "Тэсон" и "Енгаксан". У последнего, отметим, есть корсчет в российском "Внешторгбанке". Есть банк, который обслуживает операции с Китаем и Южной Кореей - "Хваре". С Европой Пхеньян связывает банк "Голдстар" - филиал "Тэсон".
Кого отключили от SWIFT
Начнем с уже упомянутого банка "Тэсон". Это "кошелек" так называемого "Бюро 39" - секретной организации Трудовой партии Кореи. Она отвечает за финансовые операции и отмывает деньги режима с помощью засекреченных счетов в Китае и Швейцарии.
Следующая жертва - это банковская группа "Квансон", которая связана с китайской "Хунсян груп". Эта корпорация обеспечивала жизнедеятельность северокорейской программы развития ядерного и ракетного оружия - поставляла комплектующие, технологии и т. п. За что и угодила в санкционный список США.
Кроме того, "Хунсян груп" помогала Пхеньяну получать доступ к американской финансовой системе. И опять-таки не обошлось без отмывания северокорейских денег - происходило это через фейковые компании, работавшие с американскими банками.
Последний банк - это Bank of East Land, или "Тонбан". Он в списке санкций ООН с 2013 г. за то, что "является участником или обеспечивает поддержку, в том числе иными незаконными путями, программ КНДР, связанных с ядерным оружием, другими видами оружия массового уничтожения и баллистическими ракетами".
Обычных граждан напрямую отключение не затронет. Они заперты в стране по большей части. А те, кто практически в статусе рабов трудятся за границей, лично деньги на родину не пересылают. Проблемы с получением оплаты за их труд будет испытывать именно режим.
То есть в первую очередь отключение от системы SWIFT - это удар по ядерной программе Пхеньяна. Нет доступа - нет технологий и деталей для ракет, а самое главное - нет иностранной валюты, столь необходимой режиму. КНДР оказывается практически в торговой и финансовой изоляции. И даже китайские покровители теперь не могут.
Что дальше
Терпение Пекина, по всей видимости, лопнуло после убийства Ким Чен Нама, которого, по некоторым сведениям, Китай рассматривал как замену зарвавшемуся Ыну. После этого произошла первая демонстрация недовольства Пхеньяну. 16 февраля гонконгская газета Oriental Daily News писала, что на границе с КНДР была дополнительно развернута тысяча китайских военных. Через несколько дней Пекин объявил приостановку импорта угля из Северной Кореи, что является одним из главных источников дохода для казны режима. Пхеньян начал переживать и, по свидетельству The Chosun Ilbo, закрыл границу для своих граждан. Северокорейцев больше не пускали повидаться с родственниками в Китае.
В совокупности с отключением "Тэсон" и "Квансон" все эти события означают одно - помощи КНДР от Китая ждать нет смысла. Поднебесная не проложит для соседа еще один или несколько обходных путей в мировую финансовую систему. Правда, это отнюдь не значит, что свои услуги Пхеньяну не попытается предложить Москва. Вполне вероятно, что, среди прочего, Кремль поддержал нынешние ооновские санкции против КНДР как раз с умыслом ослабить ее привязку к Китаю. Тем более что в последние годы контакты Кремля с северокорейским режимом только крепли. Рациональных экономических причин тому у России нет: Северная Корея мало что может ей предложить. Поддержка Кима объясняется соображениями иного рода: его режим полезен Москве именно в качестве infant terrible международных отношений.
Привет Кремлю
Очевидно, что помощь в валютных операциях стране-изгою сопряжена с серьезными издержками и риском новых санкций. Тем более что отключением от SWIFT России более или менее явно угрожали с момента оккупации Крыма. Попавший в опалу теперь уже экс-министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев даже считал, что такого рода меры будут тождественны военным действиям.
Учитывая что степень интеграции РФ в мировую экономику значительно выше, чем КНДР, отключение первой от международной финансовой системы - орудие, разумеется, обоюдоострое. Однако как минимум гипотетическая возможность такого шага сохраняется. И актуализация ее вполне возможна - особенно после того, как Дональд Трамп в интервью Reuters заявил о наращивании ядерного арсенала и обвинил РФ в несоблюдении договора о сокращении и ограничении стратегических ядерных вооружений. А 8 марта Пентагон и Госдепартамент обвинили Москву в нарушении еще одного соглашения - договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) после развертывания крылатых ракет наземного базирования для "Искандеров" SSC-8. И в тот же день директор ФБР Джеймс Коми заявил, что Россия пребывает в компании таких стран как КНДР и Иран по уровню угрозы для мира.
Очень уж символичны на этом фоне санкции против северокорейских банков. Они, конечно, открывают Москве новые возможности, но в то же время выглядят явным намеком, что попадаться не следует. Иначе разговоры об отключении от системы могут стать реальностью. Которая добьет российскую экономику. Но куда больнее путинскому режиму будет от осознания того факта, что все добро, "нажитое непосильным трудом", находится не под матрацем, а на зарубежных счетах.