От трагедии к фарсу. Почему новость об освобождении Сенцова могла не быть фейком
Как и следовало ожидать, "освобождение Олега Сенцова" оказалось фейковым.
Это косвенно подтверждает версию Дмитрия Динзе о том, что в Москве приняли твердое решение Сенцова убить. Версия неприятная, но, увы, наиболее вероятная. Включив логику, видим: отпускать Сенцова Москве нет ни малейшего смысла. Расчет тут предельно прост - на то, что умершего забудут через месяц-полтора, выживший же Сенцов станет для Кремля объектом постоянного беспокойства. К тому же он не просто какой-то там Сенцов - он еще и режиссер, а из всех искусств, как известно, важнейшим... Ну, в общем, вы поняли.
Теоретически Сенцова могли бы обменять - на кого-то или на что-то. Но ничего такого, что устроило бы Кремль, перевесив в его глазах вред от выжившего Сенцова, и вместе с тем было бы приемлемо для Украины, либо другого участника такого обмена сегодня на кону просто нет, и менять Сенцова не на что.
Есть в этой истории еще один нюанс. Очень хорошим вариантом для россиян было бы все-таки отпустить Сенцова, предварительно доведя его до такого состояния, чтобы он гарантированно не выжил. Идеальным исходом была бы его смерть уже в Украине, но и в России, на руках у сотрудников украинского посольства, - тоже приемлемо. Это позволит Москве занять позицию "мы старались, пошли на уступки, но покойный был небрежен со своим здоровьем/вел неправильный образ жизни/ имел еще на свободе большое число вредных привычек - оттого и умер". При всем цинизме этой версии ее будут втирать с самым серьезным видом - и вотрут в итоге в мозги очень и очень многих. Причем не только в России, но и на Западе. И в Украине тоже.
Однако момент для такой операции нужно выбирать впритирочку, максимально точно. Потому что выживший Сенцов - пусть даже на пожизненной инвалидности, но все-таки живой - будет для Кремля наихудшим злом.
Именно по этой причине новость о погрузке Сенцова в самолет вполне могла быть не фейковой. Сенцов умирает - это очевидно. Он уже перешел все мыслимые пределы срока голодания, даже с учетом крепкого организма и медикаментозной поддержки. Возможно, его палачи, оценив ситуацию, решили, что, да - уже пора. Тем более что выходные дни для такой неожиданной операции - наилучшее время. Однако, оценив состояние Сенцова в ходе подготовки его к транспортировке более внимательно, решили, что еще рано. И все отменили.
Для россиян это совершенно беспроигрышная игра, поскольку объявленное и отмененное освобождение - еще один шаг по превращению ситуации в фарс. Предпосылки для этого есть. Голодовка как способ протеста уже изрядно скомпрометирована: Москва использовала для этого Надежду Савченко, помноженную на легковерие украинской публики.
Урок из происшедшего вполне очевиден. Правильные отношения с Россией и ее властями целиком укладываются в известную максиму "не верь, не бойся, не проси". Любой отход от нее хоть на полшага ведет к неизбежному проигрышу: крупному или мелкому - смотря по ситуации, но к проигрышу. Говорить же об освобождении Сенцова можно будет только тогда, когда:
- он будет находиться на территории или хотя бы в воздушном пространстве Украины;
- наблюдающий его врач заверит нас, что его жизнь вне опасности.
Плодя же фейки и распространяя непроверенную информацию, мы вольно или невольно подыгрываем Москве. Вот и в этот раз круги по новостной воде уже пошли, и какое-то число людей в мире будет пребывать в уверенности, что Сенцов на свободе - в то время как он умирает в концлагере в Лабытнанги.