Ошиблись веком. Почему Белый дом ищет польских интервентов в Беларуси

Сбор информации о польских рейдах на соседскую территорию вовсе не обязательно признак некомпетентности. Вероятно, даже наоборот
Кадр из фильма "Пан Тадеуш"

За считанные недели пребывания у власти администрация Дональда Трампа успела вызвать не одну волну негодования и насмешек за откровенную некомпетентность во внешнеполитических делах. 45-й президент и его команда успели показать, что у них на самом деле нет готовых решений. А потому им приходится действовать по ситуации, заполняя очевидное отсутствие связной стратегии. Такая трактовка шагов нового хозяина Белого дома и его людей стала в последнее время едва ли не общим местом. Тем более что ее вроде бы подтверждают и поворот на 180 градусов по сравнению с предвыборными обещаниями в вопросе израильских поселений на Западном берегу Иордана, и лишенное практического наполнения повторение мантры о необходимости улучшения отношений с Россией. В общем, нынешняя администрация США выглядит как персонаж бородатого анекдота о студентах-медиках. Тот самый, что "знает, куда ставить клизму, но не знает как".

С попыткой обретения такого знания связан один из самых свежих таких эпикфейлов, по версии Associated Press. По данным агентства, в поисках путей улучшения отношений с Москвой некто в высоких кругах Вашингтона обратился к разведсообществу с вопросом, что Вашингтон мог бы предложить Москве и чего мог бы добиваться взамен.

Дошло до того, сообщает агентство, что помощники по вопросам нацбезопасности искали информацию о польских вторжениях в Беларусь. Сама постановка вопроса вызвала естественное недоумение, поскольку "представляется, что существует мало свидетельств подобной деятельности". В переводе на бытовой человеческий — "там наверху совсем берега потеряли!". Тем более что в тексте АР далее следует пассаж о том, что Польша — одна из тех восточноевропейских стран, которых встревожило Трампово дружелюбие по отношению к России.

В общем, администрация 45-го президента США продемонстрировала полное непонимание реалий региона и совершенное пренебрежение календарем. В конце концов, фигурирующее в статье слово incursion, которое переводится как "вторжение", хоть и является синонимом invasion, означающего то же, но не тождественно ему. Incursion — это прежде всего внезапное нападение, рейд, налет. А последняя такого рода акция имела место незадолго до наполеоновского нашествия на Россию. Беларусь тогда, к слову, еще и называлась иначе. Подробности этой истории прекрасно изложил Адам Мицкевич. Неужто в Белом доме спутали информационные сводки с поэмой "Пан Тадеуш, или Последний наезд на Литве"? Было бы, конечно, забавно, но не более реально, чем уже который год бродящий по соцсетям указ Елизаветы ІІ об отмене независимости Соединенных Штатов.

Но почему бы не представить, что запрос подавался, во-первых, всерьез, а во-вторых, отнюдь не по причине совершенного невежества? Тем более что на выходе можно получить вполне стройную и логичную конструкцию.

Итак, для начала отметим, что операции с проникновением в рамках того, что принято называть гибридной войной, тоже вполне подходят под определение incursion. С одной стороны, можно параноидально допустить, что раз о подобного рода действиях поляков на белорусской территории практически неизвестно, это не значит, что таковые действия не ведутся. С другой — разрастающийся конфликт между Москвой и Минском определенно не может оставить безучастной Варшаву. Особенно в том случае, если Россия устанавливает пограничную зону в соседствующих с Беларусью областях и планирует переброску военного имущества на ее территорию в объемах, многократно превышающих необходимые, российский спецназ получает легальную возможность пребывания в республике, а федеральные новостные агентства ведут целенаправленную антибелорусскую кампанию. Да и поведение официального Минска не вызывает сомнений в том, что российскую угрозу там считают более чем фигурой речи.

В конце прошлого года Варшава уже показала, на чьей она стороне, обрезав финансирование оппозиционному Александру Лукашенко телеканалу "Белсат". Так почему она не может пойти дальше, поддерживая белорусов в стремлении бороться "за нашу и вашу свободу"? Тем более что это вполне соответствует и антироссийским настроениям в обществе, и игре в историческую реконструкцию, которую ведет правящая "Право и Справедливость" под водительством Ярослава Качиньского. И многовековому тезису о том, что Польша — барьер, отделяющий западную цивилизацию от орд с Востока. В нынешнем его прочтении Третья Речь Посполитая — натовский форпост на европейском фронтире.

А теперь еще раз интерпретируем запрос о польском вмешательстве в белорусские дела. Да ведь это классика советского кино: "Несчастные случаи на производстве были? — Нет... — Будут!" Или, если хотите, прием, хорошо известный пиарщикам и спецам по информационной войне: заронить "на ту сторону" сомнения, а затем — по обстоятельствам — либо опровергать, либо находить подтверждения этой "информации". В общем, то ли торг, то ли шантаж. В данном конкретном случае его вполне можно трактовать как вежливое предложение Москве оставить Беларусь в покое и начать, наконец, разгребаться с уже созданными проблемами.

Общая тональность Вашингтона в отношении России вполне такую интерпретацию позволяет. Свидетельства тому — и недавний "разговор ни о чем" Трампа с Путиным, и выступление нового посла США в ООН, сохранившее "старую" проукраинскую тональность, и характеристика событий на Донбассе как "затяжного украинско-российского конфликта" в телефонной беседе с Петром Порошенко. И наконец, изощренный выпад в адрес кремлевского визави в эфире телеканала Fox News. С небольшой натяжкой для Америки он является тем, чем Пятый — для Украины: президентским каналом (с той, правда, разницей, что Трамп никогда не был владельцем Fox News). Учитывая это, взбесившее Кремль слово "убийца", несколько раз прозвучавшее в эфире по отношению к Владимиру Путину, — это мнение не только журналиста Билла О'Рейли, беседовавшего с Трампом, но и самого Трампа. Тем более что он никак не возразил.

Все эти моменты дают основания считать, что общую линию — если не стратегию — взаимоотношений с Россией новая администрация США таки представляет четко. А значит, и поиск Белым домом сведений о польских "зеленых человечках" в Беларуси далеко не так анекдотичен, как кажется на первый взгляд.