Орбан, Трамп и Ко. Проснутся ли "друзья Кремля" под выборы в Европе и США
С приближением выборов президента Соединенных Штатов и в Европарламент следует ожидать интенсификации пророссийской риторики
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, как известно, был единственным европейским лидером, который, несмотря на напряженность в отношениях Североатлантического сообщества с Китаем, принял участие в саммите китайской инициативы "Один пояс, один путь", который проходил в Пекине 17-18 октября.
Из столицы КНР, где он встречался с "друзьями" — лидерами-автократами Си Цзиньпинем и Владимиром Путиным, Орбан привез не только увеличение поставок российского газа и заверения в развитии дружбы с Китаем, но и, похоже, очередную порцию контроверсионных заявлений.
Цивилизация Орбана
Во-первых, Орбан вновь заявил, что помощь Украине не является "интересом" Будапешта, а помощь, которую Венгрия оказывает Киеву, является лишь проявлением "цивилизованного поведения". При этом украинцы, по его словам, на самом деле не защищают Венгрию от России. Мол, безопасность своей страны он может обеспечить самостоятельно и, конечно, в кооперации с НАТО.
Что интересно, признавая роль Альянса в защите безопасности Европы, партия Орбана продолжает препятствовать дальнейшему укреплению НАТО. 24 октября "Фидес" отклонил предложение оппозиции назначить наконец голосование по ратификации интеграции Швеции в Альянс. Следовательно, рассмотрение отсрочено, по меньшей мере, до 6 ноября, когда состоится очередная сессия парламента. Вместе с тем, даже Турция – еще одна страна, которая настойчиво тормозила членство Швеции в НАТО – может уже в ближайшее время рассмотреть одобрение заявки Стокгольма, ведь президент Реджеп Тайип Эрдоган 23 октября наконец-то направил соответствующий протокол в парламент для ратификации.
Конечно, это не гарантирует положительного рассмотрения вопроса турецкими законодателями, однако Анкара все же предприняла вполне конкретные шаги в этом направлении. В отличие от правительства Орбана, которое продолжает играть роль дестабилизатора Европы и международной безопасности в целом, в частности, выступая против евроинтеграции Украины. Он — единственный такой лидер в ЕС, как отметила недавно глава нижней палаты парламента Чехии Маркета Пекарова Адамова.
Параллельно, отметим, "цивилизованное" правительство Орбана заблокировало военную помощь Украине от ЕС на 500 млн евро, требуя от Киева убрать продолжающий работать в России венгерский OTP Bank из перечня международных спонсоров войны.
Во-вторых, "постпекинский" Орбан не остановился на кознях против Украины, но и решил также в очередной раз атаковать непосредственно Европейский союз, с которым находится в перманентном конфликте из-за собственных дискриминационных внутренних решений и законов, деструктивной политики и т.д. Иными словами, потому, что Орбан построил в Европе "электоральную автократию" (определение Европарламента).
23 октября, в годовщину революции 1956 г., когда венгры восстали против коммунистического режима и диктата Москвы, которую в российских учебниках назвали фашистским переворотом, Орбан, вероятно, вдохновленный беседой с Путиным, превзошел себя в скандальности высказываний — сравнил Евросоюз с СССР.
"Иногда история повторяется. Москва была трагедией. Брюссель — лишь плохая современная пародия. Мы должны танцевать под дудку Москвы. Брюссель тоже дудит, но мы танцуем, как хотим и когда пожелаем", — заявил глава правительства Венгрии, которая требует от ЕС размораживания многомиллиардных. дотаций (как минимум 13 млрд евро).
Орбан в ответ на эту крайне странную политико-историческую аналогию получил от Брюсселя довольно прямолинейный "совет". Так, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель во время общения на ежегодной конференции Центра европейских реформ "Европа и мир" напомнил венгерскому премьеру, что на самом деле Венгрию никто в ЕС, который в отличие от СССР "танки в Будапешт не заводил", не держит и она может из него выйти.
Веяния с той стороны Атлантики
Орбан также "верит", что ЕС еще можно "исправить" и достичь этого можно было бы на выборах в Европарламент, запланированных на 6-9 июня 2024 г.
Собственно именно выборы в ЕП, о которых упомянул Орбан, вероятно, и являются главной мотивацией венгерского премьера, да и других популистов (правых и левых), являющихся адвокатами Кремля в Европе, для проведения очередных нападений на единство и целостность как Евросоюза, так и Североатлантического сообщества в целом.
Венгрия Орбана, в медиапространстве которой очень распространена сегодня кремлевская повестка дня, действительно может стать своеобразной базой для дестабилизации ЕС во время предвыборной кампании в Европарламент. Конечно же с непосредственным вовлечением в эти процессы лично Виктора Орбана, членов его правительства вроде главы МИД Петера Сийярто и однопартийцев.
Наконец, следует ожидать дальнейшей активизации "друзей Кремля" среди европейских партий и политиков. И не только европейских. Вот, например, взять экс-президента США Дональда Трампа. Опять же после саммита "Пояса" в Пекине Трамп вдруг решил вспомнить своего друга Виктора Орбана, которого во время выступления в Нью-Хэмпшире назвал "одним из сильнейших лидеров в мире". Хотя похвала несколько потеряла свою ценность из-за невежества Трампа, поскольку он, во-первых, "назначил" Орбана лидером Турции, а во-вторых, решил, что "страна Орбана" имеет общую границу с Россией (хотя ни Венгрия, ни Турция ее не имеют).
Впрочем, такие мелочи не повлияют на отношение к Трампу и его заявлениям со стороны его ядерного электората, стремящегося под эгидой экс-президента к реваншу на президентских выборах 2024 г., которых, заметим, с беспокойством ожидают и в Штатах, и в Украине, и в ЕС, потому что уже в курсе, что такое изоляционизм в исполнении Дональда Трампа, который во время каденции умело разрушал отношения даже с ближайшими союзниками и дестабилизировал НАТО.
И от своих взглядов, в частности, относительно Альянса, несмотря на определенное непонимание принципов функционирования НАТО, Трамп не отказался, по информации The Rolling Stone. Журнал пообщался с источниками в окружении Трампа и выяснил, что тот во время президентства хотел вывести США из НАТО и до сих пор рассматривает такой сценарий в случае победы на выборах. Или хотя бы перевести отношения США с НАТО в "режим ожидания", то есть де-факто не взаимодействовать с Альянсом без выхода из него, если союзники не примут требования повысить расходы на оборону и не согласятся пересмотреть принцип 5-й статьи. Трамп, по данным издания, не желает защищать союзников от потенциальной агрессии, например небольшие страны, а это уже касается Литвы, Латвии, Эстонии, безопасности и целостности которых непосредственно угрожает Россия.
Конечно же, в таком контексте у Украины вообще нет места в парадигме Трампа, который вместе с другими радикальными республиканцами продолжает настаивать на сокращении или отказе от поддержки Киева.
Хотя, отметим, не только радикальные республиканцы, или же трамписты, являются сторонниками концепции торга украинскими интересами.
Новыми сомнительными оценками геополитической ситуации на днях – во время дискуссии в X (бывшем Twitter) отличился миллиардер Илон Маск. Он пугал аудиторию Третьей мировой войны, призвал наладить отношения с Россией, ведь Штаты не справятся с альянсом Китая и РФ; а также — нажать на Украину, чтобы она отказалась от своих территорий ради мира.
Эту дискуссию, получившую название Spaces, организовал Дэвид Сакс — венчурный инвестор, который придерживается аналогичных взглядов на войну РФ против Украины. И в сессии кроме него и Маска принимал участие еще один американский республиканец-изоляционист Вивек Рамасвами, выступающий против поддержки Украины и распространяющий нарративы о необходимости сосредоточиться прежде всего на китайской угрозе.
В то же время и Рамасвами, и Маск, и Сакс, и Трамп по сути усердно игнорируют сам факт уже сложившегося союза Китая, России, Ирана, КНДР, Беларуси, Сирии. Они стараются убедить всех не столько в целесообразности, сколько вообще возможности фрагментации такого противостояния. То есть, якобы, США могут и должны противостоять только Китаю, несмотря на то, что в мире действительно уже создана новая "ось зла", действующая в тесном взаимодействии с целью тотального пересмотра существующей международной системы в свою пользу. Что, к счастью, все-таки хорошо осознают другие члены Республиканской партии США. К примеру, прямо об этом накануне заявлял лидер "слонов" в Сенате Митч Макконнелл, рассматривающий "ось зла" как непосредственную угрозу для Соединенных Штатов; а к тому же являющийся сторонником дальнейшей поддержки Украины.
Прицел на выборы
Очевидно, что заявлений, тождественных заявлениям Трампа или Маска, будет только больше по мере приближению выборов президента США. Да и не только американских выборов, но и вышеупомянутых выборов в Европейский парламент и в странах Европы.
Социологи, на фоне очередного кризиса, вызванного войной РФ против Украины и ХАМАС – против Израиля, уже фиксируют определенный рост рейтингов право- и левопопулистов в Европейском союзе, среди которых немало так называемых друзей России.
Так, согласно исследованию немецкого Фонда Конрада Аденауэра от 23 октября, растет популярность и "мягких" евроскептиков из парламентской группы "Европейские консерваторы и реформисты" (ECR), которые, однако, стоят на стороне Украины — им прогнозируют 77 мандатов в ЕП (сейчас 66); и радикальных правопопулистов из "Идентичности и демократии" ("Альтернатива для Германии", итальянская "Лига", "Национальное объединение" Марин Ле Пен, Партия свободы Австрии и т.п.), известных приверженностью Москве — 73 места в будущем Европарламенте вместо текущих 60 мандатов.
Хотя согласно августовскому еще исследованию Politico, которое тоже фиксировало увеличение рейтингов правопопулистов, коалиция правоцентристской Европейской народной партии, либеральной "Обновить Европу" и левоцентристского "Прогрессивного альянса социалистов и демократов" (S&D) с определенной потерей мест сохранит большинство в Европарламенте.
С другой стороны, текущая политическая ситуация обещает определенную напряженность и поляризацию выборов руками именно радикальных правопопулистов-евроскептиков, имеющих поддержку Кремля.
И уже в ближайшее время мы можем получить подтверждение этого предположения – 22 ноября в Нидерландах пройдут внеочередные выборы в парламент. Они характерны тем, что раскол из-за миграционной политики вызвал кризис в королевстве, следствием которого стало решение действующего премьера Марка Рютте не вести его Народную партию за свободу и демократию на выборы, а также уйти из политики. Аналогичное решение для себя приняли некоторые лидеры других партий, в частности из парламентской коалиции.
Так что перед выборами в Нидерландах образовался определенный лидерский вакуум. Что несколько повышает шансы улучшить свои позиции широкому спектру консервативных партий, в том числе и правопопулистов.
К таким, например, относятся хорошо известные Украине, из-за их участия в референдуме по ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС 2016 г., "Форум за демократию" Тьерри Боде и Партия свободы Герта Уилдерса. Также к лагерю евроскептиков относятся новички из партии JA21 (Juiste Antwoord 2021 – "Правильный ответ 2021").
Политическая сила Тьерри Боде, которая, по данным нидерландских СМИ, имеет тесные политические и финансовые связи с Кремлем, также прямо поддерживает российские нарративы по поводу войны против Украины и выступает против помощи Киеву. Однако в отличие от "Форума" вышеупомянутая, например, JA21 осудила агрессию РФ и стоит на стороне Украины. На удивление осудили войну РФ против Украины и в партии Вилдерса.
На самом же деле в Европе не так уж много популистских "друзей Кремля" вроде "Форума" Боде, которые бы откровенно и публично поддерживали Россию. Именно поэтому такие политсилы как партия Боде, Партия свободы Австрии или Альтернатива для Германии и "Левые" (Die Linke) являются самым ценным активом Москвы на предстоящих выборах. Плюс Кремль также создает новые проекты, хотя и использует этот "старый актив". Примером является новая партия Сары Вагенкнехт, после месяцев активного пиара, в том числе и российскими ресурсами, вышедшая из немецкой Die Linke и создающая новую политическую силу "Союз Сары Вагенкнехт — За ум и справедливость", призывающую к отмене санкций против России.
Что касается остальных популистических партий с историей связей с Москвой, то они вынуждены быть крайне осторожны в оценках войны РФ против Украины. Это объясняется тем, что они оказались в сложном положении — они сейчас в большинстве своем не могут откровенно поддерживать Россию, ведь должны считаться с мнением своего электората. А их избиратели, как продемонстрировал февральский опрос, проведенный Фондом Жан-Жореса, на самом деле не единодушны в неподдержке Украины. На самом деле, как оказалось, Украину поддерживают, например, 62% поклонников леворадикального француза Жан-Люка Меланшона, 49% — избирателей ультраправой Марин Ле Пен (Россию – 19%); 36% избирателей праворадикальной "Альтернативы для Германии" — на стороне Украины, 41% — России; 52% поклонников Die Linke поддерживают Украину, Россию – 30%; в Италии нас поддерживают 56% электората ультраправых партий (это "Лига", "Движение пяти звезд" и т.д.).
Поэтому и Ле Пен, и Маттео Сальвини (лидер "Лиги"), и вышеупомянутая партия Вилдерса, пытаются как-то балансировать в публичной плоскости, не прибегая к категоричности в суждениях. Ле Пен, Сальвини, Вилдерс – все они осудили российское полномасштабное вторжение в Украину. В то же время они также осторожно призывают к "дипломатическому решению" и диалогу с Москвой.
Впрочем, с приближением даты выборов и интенсификацией новой консолидации право- и левопопулистов в ЕС, их риторика и взгляды могут претерпеть кардинальные изменения.
И весьма красноречивым маркером отношения таких популистских партий к Кремлю является их голосование в Европарламенте, которое исследовало российское издание "Новая газета Европы". По состоянию на февраль 2023 г. они обнаружили, что "друзья Путина" хоть обычно и не голосуют против решений, призванных наказать Россию за агрессию, впрочем и не поддерживают их – удерживаются (в среднем 6% от всех 705 депутатов), или не присутствовали не голосовали (13%).
То есть, не исключено, что эти политические силы находились, используя риторику Трампа, в "режиме ожидания". Конечно, последние опросы не фиксируют резкого роста рейтингов популистов-евроскептиков, и самой большой коалицией, вероятно, останутся ЕНП, S&D, Renew. Однако он – это рост – все же есть. И до выборов в Европарламент осталось еще 8 месяцев. А за это время очень многое может произойти (яркий пример – война иранских прокси против Израиля, создавшая дополнительные вызовы для Европы и США).
Да и даже без значительного прорыва на предстоящих выборах, они как таковые дают доступ Москве к действительно большим площадкам распространения своей повестки дня через своих политических прокси и разными методами (прямой или завуалированной поддержкой Кремля).