Орбан прошел кастинг на роль Януковича
В ночь на 27 октября десятки тысяч жителей Будапешта собрались возле здания министерства экономики, откуда маршем прошли до офиса правящей партии ФИДЕС. После этого демонстранты начали бросать в нижние окна старые детали от компьютеров, разбив несколько стекол. Поводом для манифестаций стало наступление на свободу слова: выдвинула законопроект, который предполагает введение дополнительного налогообложения за пользование интернетом. Согласно проекту за каждый гигабайт нужно платить 150 форинтов ($0,6). При этом планируется установить верхнюю планку, которая составит 700 форинтов ($2,9) для физлиц и 5 тыс. форинтов ($20) для компаний.
В ФИДЕС отметили, что шокированы внезапным переходом от ненасильственных методов к вандализму. Но глава партии и трижды премьер Виктор Орбан не понаслышке знает: жители Будапешта не стесняются, когда прижмет, массово выходить на улицу и крушить правительственные здания. Ведь его первый срок пришелся на 1998-2002 гг., а тогда лишь недавно закончились парализовавшие столицу протесты таксистов. Орбан вернулся после восьмилетнего перерыва и вновь стал премьером в 2010 г. - опять-таки после жутких погромов, вызванных финансовым крахом правительства предшественников. В мае этого года партия ФИДЕС снова заняла большинство мест в парламенте, что позволило Орбану сохранить за собой кресло.
Но в этот раз усидеть в нем будет трудно: Орбан не только утомил ЕС и США, но, как оказалось, сильно достал и собственных сограждан. Так что "будапештский Майдан" - это не только метафора. У режима Орбана и в самом деле немало параллелей с режимом Януковича. На фоне скромных экономических достижений "команды профессионалов" - вопиющий популизм, авторитарный дрейф, закрепленный переписыванием конституции, кумовство, хамство в отношениях с Брюсселем и заигрывание с Москвой.
С возвращением к власти Орбана Венгрия постоянно получает "плохую" прессу на Западе. Поощрение шовинизма и антисемитизма, которыми обычно прикрывают неэффективность и коррупцию, стало обычной практикой, будто на дворе времена Хорти или Салаши. Ранее реакция Запада на венгерские истерики ограничивалась "обеспокоенностью". Но вторжение России в Украину все изменило: Восточная Европа опять стала передовым рубежом борьбы с таежной империей зла.
Орбан же сколачивает коалицию за отмену санкций против РФ, пытается продвинуть "Южный поток", за российские деньги строит ядерный объект. Он выторговал себе у "Газпрома" уступки и за это согласился временно прекратить транзит газа в Украину. Столичная интеллигенция недоумевает: что заставило премьера изображать венгерскую короткошерстную выжлу у ног московского господина? И это недоумение, очевидно, также подстегивает протестное движение.
В то же время Вашингтон и Брюссель твердо намерены скорректировать внешнеполитический курс Венгрии, чья казначейская стабильность зависит от МВФ, а "виктатору" и "хамелеону" Орбану доверять не приходится. Недавно Брюссель недвусмысленно заявил, что открытие переговоров о финансовой помощи Венгрии будет полностью зависеть от изменения закона, который лишил независимости нацбанк, подчинив его правительству.
Вашингтон, в свою очередь, ввел санкции в отношении ряда венгерских официальных лиц и бизнесменов, запретив им въезд в страну. По неофициальным данным, невъездными сделали главу налоговой службы Венгрии, нескольких ее заместителей и советника самого Орбана. Всех их американцы обвиняют в коррупции и финансовых махинациях, взяточничестве при проведении госзакупок и выдаче лицензий на продажу табачных изделий.
Впрочем, санкции также могут быть ответом США на флирт венгерского истеблишмента с Кремлем. Профилактикой делового и политического климата Венгрии Вашингтон занялся в рамках "Клептократической инициативы", которую администрация Обамы запустила в прошлом году. По словам самого президента, эта программа должна "помочь новым демократическим правительствам вернуть украденные у их наций активы". Теперь американские власти начнут конфисковывать коррупционные активы, даже если суд над самим коррупционером невозможен из-за его иммунитета или пребывания вне юрисдикции США. А поскольку 7 октября исполнительный директор государственной энергетической компании MVM Group Чаба Байи заявил, что венгерская сторона готова строить "Южный поток", расширение борьбы с коррупцией в Венгрии превращается в приоритет.
И еще одна параллель с Украиной: хотя у Орбана есть твердое большинство в парламенте, на улицах "реальная страна" все более убеждена, что в Будапеште началась эпоха "упадка демократии и рождения диктатуры". "Мы здесь не только из-за налога на интернет - нам надоело это коррумпированное правительство", - так звучали основные лозунги недавнего митинга. В Брюсселе не скрывают свою причастность к этим событиям.
26 октября еврокомиссар по вопросам цифровой экономики и общества Нели Крус призвала в своем аккаунте в Twitter с 116 тыс. читателей "принять участие или поддержать тех, кто выйдет протестовать против венгерского закона о налоге на интернет сегодня в 18 часов в Будапеште", дав ссылку на группу протестующих в Facebook. Несмотря на то что ранее позиции популиста Орбана выглядели крепкими, а за его спиной маячили ликвидаторы российских спецслужб, время демократических изменений на Дунае стремительно приближается.